Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Классики юридической психологии


 
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебник
СПб., 2001.
 

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ V. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 5. Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления

§ 5. Гражданское общество и психология гражданского самосознания


Идея гражданского общества, первоначально возникшая как философская концепция, превратилась в реальную основу жизнедеятельности современного общества. Создание гражданского общества в цивилизованных странах – результат исторических целенаправленных общественных преобразований, достигнутый в длительной созидательной деятельности прогрессивных сил мирового сообщества.

Исторически идеи гражданского общества формировались  как идеи перехода от деспотического общества к обществу демократическому. В "Рассуждении о начале и основаниях неравенства" (1755 г.) Жан Жак Руссо сформулировал критерий перехода к гражданскому, цивилизованному обществу: равенство прав и обязанностей человека, общества и государства. Государственная власть должна быть подчинена принятым в обществе законам. Устоями гражданского общества являются нравственно-психологические качества личности – честность, человечность, добропорядочность. (Развитие этих качеств в западноевропейском обществе в значительной мере было подготовлено гуманистическими идеями реформации.)

В гражданском обществе свободно развивается его публичная сфера – ассоциативная самоорганизация его членов (массовые движения, партии, различные объединения). Власть государства децентрализована в пользу местного самоуправления. Большинство и меньшинство взаимодействуют по принципу консенсуса – согласия, изыскания компромиссов. Юридическая основа гражданского общества – частное право.

В гражданском обществе культивируется экономически независимый (владеющий частной собственностью) деятельно-созидательный тип личности, отстаивающий социальные ценности, развивающий общественное производство, науку и культуру.

В гражданском обществе личность выделена из массы, возможности ее самореализации ничем не ограничены.

Гражданское общество контролирует структуры власти и социально-экономическую жизнь страны. Социальная структура общества определяется гражданами (всеобщие свободные выборы, референдумы), а не политической властью. Органы массовой информации свободны. Во всех сферах человеческой жизнедеятельности допускается и юридически закрепляется плюрализм – возможность существования различных мнений и позиций.

  Сфера личной жизни гражданина ограждена юридически от любого властного вмешательства. Основные, точно определенные, права человека незыблемы. Политическая власть должна быть легитимной (законной), она должна быть санкционирована гражданами при полной свободе их волеизъявления. Мандат, полученный от народа, должен быть использован во благо народа, а не отдельных личностей и групп. Бесконтрольные насильственные действия властей против общества преступны. В этих случаях общество приобретает право на самозащиту.

Действия властей должны подчиняться принципу социальной ответственности, обеспечения гражданам социально-экономической безопасности. Сюда относится и доступ граждан к здравоохранению, образованию, культуре, социально гарантированная компенсация трудовых затрат, запрет насильственного принуждения. Деятельность властных органов должна свободно оцениваться в зависимости от того, насколько они способны решать проблемы социального благополучия.

Задачи гражданского общества способны решать люди с высокоразвитым гражданским самосознанием, развитым представлением о социальных ценностях, компетентные в социальном управлении.

Социально ориентированное мировоззрение членов общества – основа гражданского поведения. Гражданственность – саморефлексия члена общества, самоощущение индивида как социального существа, приверженность человека общечеловеческим устоям, жизнеутверждающее взаимодействие свободного человека с миром.

* * *

Итак, мы рассмотрели основные проявления психики человека и общественной психологии. Задача психологической науки – понять человека, раскрыть его общеродовые и индивидуальные особенности, особенности его социального бытия. Понять психологию конкретного человека – значит понять систему принятых им ценностей, его интеллектуальные возможности, возможности его самореализации.

Высшее проявление человека – его духовность, приверженность социальным ценностям, человеческому, нравственному долгу. Попробуй исполнить свой долг и ты узнаешь себе цену. Психика человека многогранна, его духовность едина.

Духовность – устойчивая ориентация человека на социокультурные ценности, подчиненность поведения человека высшему, человеческому долгу.

Таинственная сила духовности человека – его способность дистанцироваться от себя, способность отдать себя на суд высшей инстанции – своей совести и чести. Утрата духовности – падение человека. Только духовная стойкость человека придает уравновешенность его поведению, твердую направленность его воле. Неодолимой силой обладает духовно возвышенный человек.

Духовность человека проявляется в его тонкой чувствительности ко злу и добру, к прекрасному и безобразному, к гармонии мироздания.

Человек, несущий добро и преодолевающий зло, вливается в беспредельный поток человеческой истории. Жизнь и труд всех поколений, формируя социокультуру человечества, образуют прочную основу единого и вечного человеческого бытия.

Будучи долгое время разделенным на племена, народы и государства, человечество ныне переживает качественное изменение – начинает преобразовываться в общепланетарную социальную общность. В наше время формируется единая система мирохозяйственных связей, осуществляется мировая интеграция социокультурных процессов. Человечество все более утверждает себя в качестве единой высшей разумной и нравственной силы. Однако познание человеком, самого себя все еще остается одной из неразрешенных проблем.

Более двухсот лет назад в повести "Микромегас" Вольтер описал высокоразумное существо гигантских размеров, обитающее на Сириусе. Посетив Землю, Микромегас пришел в восторг от научных познаний землян. Они могли определить расстояние от Сириуса до звезды Кастор в созвездии Близнецов, вычислить, сколько земных диаметров укладывается в расстояние от Земли до Луны, они могли определить вес определенного объема воздуха, чистой воды или червонного золота. Пораженный этими познаниями землян, Микромегас спросил: "Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том, что внутри вас, вы, несомненно, должны быть еще лучше осведомлены о том, что внутри вас. Скажите, что такое душа и как образуются у вас мысли?" ...Ответы землян на этот вопрос оказались столь примитивными и нелепыми, что, слушая их, Микромегас долго и громко смеялся.

Со времени Вольтера наука о психике человека значительно продвинулась вперед, однако заповедь древних мыслителей – "Познай самого себя" – все еще остается малореализованным пожеланием. Да и возможно ли теоретически осмыслить душу человека, не останемся ли мы вечно на пути к ее познанию?

Обратимся к истории психологии, дающей повод для некоторого оптимизма при ответе на этот вопрос.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница