Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Классики юридической психологии


 
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебник
СПб., 2001.
 

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

Глава 4. Формирование психологических концепций в XVII–XVIII вв.

В XVII в. в связи с коренными сдвигами в социально-экономическом развитии европейского общества происходят глубинные преобразования в мировоззрении человечества, получившие название научной революции. Успехи естественных наук призывают к опытному изучению природы, в том числе и природы человека.

Выдающийся мыслитель нового времени Фрэнсис Бэкон (1561–1626) обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. ("Только искусно задавая природе вопросы и вырывая у нее тайны при помощи специально изобретенных орудий познания, человек становится властелином природы".) Природа становится объектом вычислений, измерений, наблюдений и экспериментов при помощи термометров, барометров, микроскопов и телескопов. Формируются принципы научного исследования, которые переносятся и на изучение человека. Природа трактуется как грандиозный механизм, действующий по физическим законам. Человек начинает рассматриваться как особый механизм, в котором не остается места для мифической души.

Мощный удар по религиозно-мистическому пониманию души нанес выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596–1650). В своих исследованиях о природе человека ("Страсти души", 1649 г., трактат "О человеке", 1662 г.) Декарт утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению мифической души, а благодаря внешним стимулам (толчкам) и соответствующей материальной конструкции человека. Декарт ввел в психологию и физиологию понятие рефлекса. Душа, по Декарту, определяется (детерминируется) не собственной изначально данной активностью, а воздействием внешних явлений на "машину тела". Рефлексы, закономерные ответы тела на внешние воздействия, и "страсти души" – та телесная материя души, которая, по Декарту, подчинена тем же закономерностям, как и вся физическая природа. Духовные чувства, в отличие от телесных движений, обусловлены сознанием ("Страсти души"). Так впервые мифологическое понятие души заменяется современным научным термином сознание.

Декарт, осуществив экспериментальное исследование зрительных восприятий, впервые установил некоторые механизмы построения зрительного образа на сетчатке, выявил роль движений в построении этих образов, зависимость зрительного образа от предшествующего чувственного опыта человека ("Диоптрика", 1637 г.). Под влиянием идей Декарта развивалась вся психология и нейрофизиология нового времени.

Трактовка Декартом психики как внешне детерминированного регуляционного механизма стала базой последующего развития научных представлений о психике человека. Р. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные, отражательно-регуляционные, рефлекторные процессы. И хотя взгляды Декарта носили еще механистический характер (он приравнивал человека к простейшим автоматам), на основе его взглядов в психологии возникло важнейшее ее понятие – понятие ассоциации. Сложные психические явления стали объяснять связями – ассоциациями. Декарт ввел в науку понятие сознания как непосредственное знание души о себе. Этот постулат стал базой двухвекового господства в психологии парадигмы иитроспекционизма. Интроспекционизм (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) провозгласил, что сознание может быть познано, но только внутренним созерцанием, самонаблюдением.

Мыслители нового времени формировали материалистические представления о сущности психики. Так, голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632–1677) в своем трактате "Этика", анализируя сущность мышления, утверждал, что порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей. Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646–1716) уже различал в структуре психики два уровня – сознание и подсознание. Лейбниц полагал, что и при отсутствии сознания происходит скрытая, подспудная психическая деятельность в сфере подсознания. Он впервые установил явление подпорогового восприятия (явление "малых перцепций") и выдвинул постулат о динамике психических явлений.

XVII в. – век радикальных сдвигов в социально-политической жизни народов Европы – стал переломным этапом и в развитии психологии. Господствовавшая в средневековье схоластика, не интересовавшаяся тем, каким путем приобретаются знания, уступила место эмпиризму – знамением века становится практика, опыт. Идеологи этой эпохи призывали к опытному изучению природы, не исключая и человека. Возникла идея причинности, детерминированности психических явлений.

Английский философ Джон Локк (1632–1704) провозгласил, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов ("Опыт о человеческом разуме"). Д. Локк выступил как основоположник теории эмпиризма. Он вслед за Декартом детально разработал проблему ассоцианизма и интроспекции как основного метода психологии. Рассматривая проблему "наращивания идей", Д. Локк утвердил в психологии принцип развития.

В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений.

Мощное движение научного сознания против теологического мировоззрения, получившее название "просвещение", тяготело к детерминизму – первопричинному объяснению физических и духовных явлений. Выдвигалось предположение, что для вещей и идей должен быть один порядок.

Сложилась предпосылка для возникновения концептуального, всеобщего объяснительного принципа психики. В качестве универсальной объяснительной категории в психологии окончательно утвердилось понятие ассоциации.

Особенно широко понятие ассоциации было разработано английским врачом Дейвидом Гартли (1705–1757) ("Наблюдения над человеком", 1749 г.). Установленные Гартли закономерности образования ассоциаций – смежность воздействий и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии.

Гартли обогатил психологию многими основоположениями. Так, он отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которого совершаются все психические явления. Он прозорливо увидел в волевом акте взаимодействие сенсомоторных и речевых процессов. Гартли первым понял, что волевое действие ребенка – это его самокоманда, которой он овладевает в общении со взрослыми. Определив три элемента нервно-мышечной системы (орган чувств – мозг – мышцы), Гартли постулировал связь между рефлексом и ассоциацией, и это открыло путь для дальнейшей конвергенции нейрофизиологии и психологии.

Исходными побуждениями человеческого поведения Гартли считал чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека, по Гартли, зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека. Идеи Гартли оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

В XVIII в. немецкий ученый Христиан Вольф (1679–1754) издал первые научно-психологические труды: "Эмпирическая психология" (1732 г.) и "Рациональная психология" (1734 г.). Активность души (в метафорическом смысле это понятие сохранялось очень долго) Вольф связывал со способностью человека иметь представления. Классифицировав психические явления на различные группы, Вольф усматривал в основании каждой из них определенные способности. Вольф ввел в научный оборот термин "психология".

В XVIII в. возникает концепция историзма – жизнь людей соотносится с жизнью общества, а жизнедеятельность общества осознается как закономерный исторический процесс. Возникают первые ростки понимания культурно-исторической детерминированности индивидуальной психики. "Людьми правят законы, которые сами зависят от условий жизни общества", – провозглашает Шарль Луи Монтескье в трактате "О духе законов" (1748 г.). Психика человека соотносилась уже не только с телом и мозгом, непосредственной средой, но с культурно-историческими факторами формирования общества.

В XVIII в. усиливается тенденция к категоризации и классификации. Многочисленные эмпирические описания требовали объяснительных понятий, классификационных схем. Исходя из этого принципа возникают новые представления о мироздании (Лаплас) и духовной сфере (Кант).

Иммануил Кант (1724–1804) подразделил все психические явления на три группы: 1) познавательные, 2) эмоциональные и 3) волевые. Французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) создается первое целостное учение об эволюции органического мира. На этой основе возникла теория "естественной истории" человека.

Крупные достижения в области нейрофизиологии позволили поставить вопрос о нейрофизиологических механизмах психики. Формируются исходные понятия физиологии и психологии – понятия раздражения, возбуждения и чувствительности. В двигательных актах организма стали различаться периферия и центр.

Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749–1820) впервые дал классическое научное определение рефлекса: "Внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине до самого начала. Там они отражаются по определенному закону, переходят на определенные и соответствующие им двигательные нервы и по ним чрезвычайно быстро направляются к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения"[1].

И. Прохазка отметил, что рефлекс возникает в ответ лишь на определенные раздражители – на те, которые имеют для организма приспособительную значимость. Он впервые установил, что по рефлекторному принципу функционируют не только низшие, но и высшие отделы нервной системы, что все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону "сохранения живого тела".

Итак, в XVIII в. человечество вплотную подошло к пониманию сущности психики – психика стала пониматься как способность дифференцировать (классифицировать по категориям) внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия.



[1] Прохазка Й. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957. С. 91.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница