Классики юридической психологии
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебник
СПб., 2001.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ III. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
§ 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение)
Психические, явления глубокого внушения, объединяемые понятием гипноз, известны человечеству с древнейших времен. С древнейших времен эти состояния покрыты мистическим флером. Необычное поведение загипнотизированного человека, его почти полная подчиненность воле гипнотизера, исчезновение болевой чувствительности, необычные всплески памяти, обнажение подсознательной сферы индивида – все это представляется таинственным и непостижимым. Между тем гипноз не связан ни с какими мистическими явлениями – он связан с глубинными процессами человеческой психики.
Термин "гипноз" (от греч. hypnos – сон) введен в употребление английским хирургом Дж. Бредом, который впервые стал изучать это явление. Он обнаружил большое сходство гипнотического состояния с состоянием естественного сна.
Значительный вклад в понимание сущности гипноза внес В. М. Бехтерев. Но наиболее широкому исследованию это явление подверглось в школе И. П. Павлова. По представлению И. П. Павлова, естественный сон – это распространение охранительного торможения на всю кору и структуры среднего мозга.
Гипноз же, по Павлову, это частичный сон, сон, не охвативший те мозговые структуры, которые затормаживаются в естественном сне, "сон с открытыми глазами"[1].
Основываясь на павловской концепции гипноза, отечественный гипнолог К. И. Платонов (1871–1969) глубоко исследовал феномен гипноза, выявив особую специфическую психическую силу человеческого слова (Слово как физиологический и лечебный фактор. 1930, 1957, 1962 гг.). В настоящее время исследование гипноза продолжается рядом авторов (В. Е. Рожнов, М. С. Лебединский и др.). Однако до сих пор он еще не утратил своей загадочности. Разносторонне изучив функциональные возможности гипноза, исследователи еще не могут дать ответа на вопрос о его сущности. Очевидно одно: гипноз – это механизм особой подверженности человека внушающей силе слова при определенных условиях. На протяжении всего антропогенеза слово как средство социально санкционированного воздействия приобрело доминирующее значение в ряду всех прочих воздействий.
Воздействие слова на очаг оптимального возбуждения в условиях торможения значительной части коры мозга делает его ведущим, единственным стимулом поведения загипнотизированного человека.
Частичное торможение мозговой деятельности вызывается монотонными, деактивизирующими действиями гипнотизера (пассы, ритмические тепловые воздействия, приказы расслабления мышц и другие повторяющиеся слабые раздражители вызывают иррадиацию охранительного торможения). Лица высоковозбудимые не поддаются гипнозу.
Как в естественном сне, так и в особенности в гипнотическом состоянии, функционирует "сторожевой пункт" психики, он-то и воспринимает приказы гипнотизера особенно чутко.
Внушаемость человека повышается в условиях утомления, психической ослабленности, при чрезвычайных воздействиях. В этих условиях сильные воздействия среды подвергаются охранительному торможению, а словесные воздействия, даже слабые, обретают могущественную силу. Охваченный горем, страхом, испугом человек обращается по великому человеческому инстинкту к другому человеку и начинает находиться под сильным его воздействием, непроизвольно "выключает" свою волевую регуляцию. Гипноз связан с подсознательным принятием лидерства другого человека. Это не означает, что лица, поддающиеся гипнозу, являются слабовольными людьми. Даже сильная воля при гипнозе блокируется. Срабатывает тысячелетиями укоренявшаяся в человеческом обществе привычка "следования за лидером". Срабатывает при этом и биологически сформированный приспособительный механизм неугасания "сторожевого пункта" даже в состоянии глубокого сна. (Как известно, мать и в глубоком сне реагирует на самый слабый зов ребенка.)
Если гипноз – это частичный сон, то сон – это частичный гипноз; в состоянии сна, как полагают исследователи, перестраиваются, интегрируются дневные впечатления, укрепляется долговременное запоминание. Отсюда возможность воздействовать на психику индивида и в состоянии гипноза (возрастающие возможности обучения и психотерапии в гипнозе), и в состоянии сна.
При исследовании гипноза был обнаружен эффект пост-гипнотического поведенческого программирования: данный в гипнотическом состоянии приказ неукоснительно выполняется при выходе индивида из состояния гипноза.
Это явление стали использовать для модификации поведения личности, для того, чтобы навязывать личности определенные программы поведения извне.
В марте 1967 года в столице Филиппин Маниле был арестован американец Луис Кастильо, обвиненный в подготовке заговора с целью убийства тогдашнего президента Филиппин Маркоса.
Во время допроса Кастильо дали с его согласия так называемую сыворотку правды – химическое вещество, нейтрализующее волю индивида, и провели с ним гипнотические сеансы. Во время одного из таких сеансов Кастильо признался в совершенном четыре года назад убийстве. На вопрос о мотивах убийства он ответил, что был запрограммирован соответствующими службами США убить человека определенной внешности, который должен был проехать в открытой машине. Кастильо не знал имени этого человека, но все его приметы совпадали с внешностью президента США Джона Кеннеди. Совпадали и другие детали далласской трагедии ноября 1963 года. После этого признания Кастильо попросил политического убежища. Гипнотические сеансы продолжались. Выяснилось, что сознание и поведение Кастильо полностью контролируются некой мадам Крепс, которая в свое время воздействовала на Кастильо – модифицировала его поведение. Выяснилось также, что при определенных сигнальных воздействиях поведение Кастильо может приобретать четыре различные модификации. В соответствии с каждой из этих модификаций сознание и поведение Кастильо, вся его личностная структура неузнаваемо преобразовывались.
В состоянии "зомби-1" Кастильо был искренне уверен, что он – Антонио Елориага (как и значилось в его паспорте). В состоянии "зомби-2" он впадал в психический образ активного, волевого агента ЦРУ. В состоянии "зомби-3" – ощущал себя провалившимся агентом, стремящимся к самоубийству. В состоянии "зомби-4" Кастильо признался, что его имя Мануэль Рамирос, что ему 29 лет и он является уроженцем Нью-Йорка, что он проходил специальную подготовку в оперативной группе ЦРУ и с ним работала, в частности, мадам Крепс. Пребывание Рамироса в каждом модифицированном состоянии сопровождалось характерными психосоматическими изменениями.
Обследовавшие Рамироса психиатры пришли к заключению: феномен "зомби" – сомнамбулическое поведение, которое проявляется в виде определенной реакции на серию слов, фраз, очевидно, неизвестных человеку в его нормальном состоянии[2].
В состоянии "зомби" человек может вставать с постели во время сна, передвигаться, нажимать на курок пистолета. Он безучастно озирается, может упасть без видимых признаков болевых ощущений.
Известны случаи, когда целые отряды зомбированных убийц систематически выполняли смертельные задания своих хозяев, которые владели секретом зомбирования – гипнотического внушения лицам, находящимся в наркотическом состоянии. Причем, как было показано выше, зомбированные люди могут быть запрограммированы на несколько вариантов (модификаций) поведения. Методы модификации поведения используются спецслужбами для зомбирования разведчиков, наемных убийц, курьеров и др.
Саморегуляция психических состояний
Способность человека к внушению широко используется и в психической саморегуляции: путем самовнушения, медитации человек способен значительно изменить свое психическое и физиологическое состояние. Психические образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать такое же воздействие, как и реальные объекты. Слово самовнушения может влиять на психофизиологические процессы. Человек способен полностью концентрироваться на определенном образе или идее. Возможно даже мистическое растворение сознания, уход от действительности.
В психической саморегуляции индивида наряду с гетерохронным внушением (внушением со стороны) существенное значение имеет самовнушение – аутосуггестия.
Сознание человека диалогично – даже наедине с собой человек включен в социальное общение. Рассуждая "про себя", углубляясь в свой внутренний мир, он взаимодействует с психическими образами социально освоенного мира. Внутренний мир человека динамичен, он поддается различным рекомбинациям. Образы воображения могут противоборствовать с образами реального мира.
Вся сложная внутренняя жизнь человека связана с процессами самоанализа, самопрограммирования и самовнушения. Эти процессы могут быть конструктивными и деструктивными. Человеку необходимо блокировать негативные факторы, прибегать только к положительному самовнушению.
Внедряя в сознание тот или иной образ, мы создаем определенный регуляционный механизм. Задумайтесь сейчас о механизме своего дыхания, создайте образ глубокого ритмичного дыхания, и оно обязательно несколько изменится. Создаваемые нами психические образы добра и зла, благополучия и неблагополучия, здоровья и нездоровья имеют реальную силу.
В системе древневосточной философии и психологии веками разрабатывалось искусство самонаблюдения и саморегуляции – медитация (от лат. meditatio – размышление) – система духовной практики, достигаемая индивидуальными упражнениями по погружению в свой внутренний мир. Медитация осуществляется на определенной культурно-исторической базе. В рамках восточной культуры (даосизм, йога) медитация предполагает растворение индивидуального сознания в безличностном абсолюте. (Это реализуется различными образами – например, образом соляной куклы, растворяющейся в мировом океане.) В рамках христианства медитация предполагает слияние человека с божеством.
К медитации относятся различные виды аутотренинга – психотерапевтические методы самовнушения, обеспечивающие релаксацию (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения), расслабление, состояние покоя, достигаемое путем принятия свободной позы, актуализации приятных, успокаивающих образов, которые создают ощущение тепла, приятного света и т. п.[3]
Техника медитации предполагает самопогружение индивида в центр тишины и покоя, видение себя как бы со стороны, просматривание сценария своей жизни, содействие заживлению психических травм, освобождение от навязчивых идей, мирской суеты. При этом не существует никакой "правильной" техники. Можно сидеть в позе "лотоса" или просто на стуле, держать руки на коленях или сомкнув пальцы рук. И необязательно следовать чуждой культуре. Необходима лишь направленность на себя, отрешение от повседневной рутины. За отвлекающими мыслями следует наблюдать спокойно и беспристрастно, превратиться в дружелюбного наблюдателя самого себя. Созерцайте то, что уводит вас от жизненных тревог, помечайте то, что происходит в вашем сознании – какие мысли и представления проплывают в нем. Мягко освобождайтесь от них. Используйте свои мантры – понятия, наиболее значимые для вас. Все это нормализует работу вегетативной нервной системы, оптимизирует эмоциональную сферу, укрепляет регуляционные механизмы вашей психики, мобилизует ее внутренние резервы. В состоянии медитационной нейтрализации сознания открывается прямой путь к подсознанию личности, путь в глубинные и даже архаичные сферы нашей психики...
[1] См.: Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.-Л., 1951. С. 413–414.
[2] В африканских племенах зомби называли людей, психика которых жестко программировалась. Под влиянием психических воздействий в. состоянии наркотического опьянения они воспринимали к исполнению любое задание вождя, которое неукоснительно выполняли в любых условиях; могли убить мать, своих детей и даже себя.
[3] Техника аутогенной тренировки излагается в следующих руководствах:
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989; Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986; Шулъц И. Г. Аутогенная тренировка. М., 1985.