Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Классики юридической психологии


 
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебник
СПб., 2001.
 

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 5. Характер

§ 6. Национально-психологические особенности характера


Нация, народ, этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Этнические особенности психики людей изучает этнопсихология.

Однако и в рамках общей психологии национальные особенности характера имеют существенное значение.

Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих особенностях. У каждого народа есть свое название – собственное имя (этноним) и самосознание. Однако этническое самосознание – явление вторичное, оно производно от объективных условий жизнедеятельности этноса.

Этносы возникают не по воле людей, а в ходе объективного исторического процесса. В силу этих объективных обстоятельств формируются этнические особенности образа жизни народа, особый психический склад его представителей.

Вот как характеризует национально-психологические особенности русского народа и обусловившие их обстоятельства известный историк В. О. Ключевский: "...Природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным неожиданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а затем отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии.

...Великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях... "[1].

Можно не согласиться с категоричностью отдельных суждений великого знатока русской истории и души русского народа. Однако нельзя не согласиться с его общим постулатом:

"Должно быть каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов..."[2].

Характер человека, как уже отмечалось, не простая сумма черт, а структурно организованная система психических качеств. Своеобразие национального характера определяется не особой организацией мозговой деятельности, а является следствием культурно-исторических условий. Особенности национального характера – это особенности национального самосознания, историческая память народа, отражение в сознании людей важнейших социально-национальных процессов и на этой основе – отчленение себя от других народов. Глубокий след в памяти народа оставляют и исторические коллизии прошлого, и крупнейшие национально-культурные достижения.

Человек любой национальности, родившийся в своей культурно-исторической и природной среде, с ранних лет оказывается под сильным ее воздействием (возникает эффект доминирования первичного воздействия). Утро жизни, то, что окружало человека в его колыбели и раннем детстве, имеет особую притягательную силу; любовь к Родине – одно из самых сильных человеческих чувств. На этой основе формируется национальная гордость, которая может быть и акцентуированной.

Национализм, идеология исключительности одной нации, ее превосходства над другими народами, не имеет объективной основы, является искаженным отражением действительности в сфере национального самосознания.



[1] Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990. С. 60–61.

[2] Там же.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница