Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Психологическая библиотека


 
Гримак Л. П.
ГИПНОЗ И ПРЕСТУПНОСТЬ. М., 1997.
 

II. ГИПНОЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ


"Кодирование" поведения

В литературе, посвященной деятельности псевдорелигиозных сект, много внимания уделяется организации и методике набора новых членов. Подробно описывая внешнюю сторону церемоний "посвящения" и приобщения к "совершенному знанию"» характеризуя те специфические условия содержания неофитов, которые вызывают у них развитие особых состояний психики и как следствие — высокую степень внушаемости, авторы, естественно, ничего не могут сообщить о глубоко засекреченных психотехнических методах обработки "новобранцев".

Однако такая работа ведется на самом высоком уровне. Об этом свидетельствует тот факт, что тем немногим "отступникам", которым удается освободиться из-под влияния секты, почти всегда приходится проходить длительный курс репрограммирования под наблюдением психиатра. В то же время конкретных материалов, приоткрывающих хотя бы отдельные стороны осуществляемого сектами психического программирования, в поле зрения исследователей до сих пор не оказывалось. По понятным причинам подобные материалы представляют собой весьма важную "профессиональную" тайну и тщательно охраняются от посторонних глаз. Естественно, что скрытый характер производимого воздействия существенно затрудняет процесс социальной и психической реадаптации бывших сектантов.

Впервые приемы гипнотического кодирования были обнаружены нами при изучении серии "звуковых писем", широко распространявшихся лидерами секты "Белого братства" в период 1990–1993 гг. Охарактеризуем вначале общее содержание "Звуковых писем", подвергнутых суггесто-психологическому анализу. Полный комплект этих писем состоит из восьми магнитофонных кассет, каждая из которых представляет собой отдельное "послание", звучащее 60 мин.

Во всем массиве информации, содержащейся в письмах, можно выделить три раздела: 1) вводные беседы; основные теоретико-установочные материалы и подготовительные медитационные сеансы типа хлыстовских плясок; 3) завершающая часть, включающая сеанс гипносуггестии. Эта последняя часть имеет целью окончательно оформить и закрепить у "посвящаемых" на сознательном и подсознательном уровнях образно-эмоциональные и сенсомоторные представления, необходимые для реализации действий, обеспечивающих выполнение основной задачи верующих: достижения "небесного рая" — "царства Божьего" посредством добровольного ухода из жизни в назначенное главой секты время.

Вводные беседы, содержащиеся в первых двух "Звуковых письмах", дают слушателям начальные понятия о сущности "новейшего святого учения" "Юсмалос", о "последней" возможности спастись через принятие этого учения и признание новоявленного бога

Марии Дэви Христос. Тексты бесед перемежаются авангардистской электронной музыкой и стихами самой богини.

В основной части писем дается описание структуры мироздания и его составных мистических элементов. Излагаемые здесь теории представляют собой эклектическое соединение древнеиндийской философии, христианства и примитивного анимизма. Большое внимание уделяется выработке у слушателей внутреннего убеждения в необходимости полной самоизоляции от всех социальных связей, беспрекословного подчинения проповедуемой религиозной доктрине. Членам секты активно прививается неприятие собственной страны, родины, общественных организаций, семьи. "Слово "родина", — говорится в инструкции для юсмалиан, — придумано демонами. Нет у нас родины, не должно быть у вас привязки к родине. Иисус Христос ждет вас на небе. Мария Дэви Христос пришла, чтобы забрать вас с собой… Теперь выполняйте то, чего хочет Всевышний".

Крайняя степень враждебности проявляется в "Звуковых письмах" по отношению к традиционным мировым религиям, особенно к христианству, и к правительствам своих стран. Соответствующие высказывания переполнены патологической злобностью и раздражительностью.

Заключительная часть явно предназначена убеждать новоявленных юсмалиан в существовании "реального бога" — Марии Дэви Христос — не только словесно, но и путем восприятия как самого Бога, так и мира Божьего непосредственно органами чувств. Для этого в одно из последних "Звуковых писем" вмонтирован специальный сеанс гипносуггестии. Мы имеем перед собой уникальный образец применения гипноза в противоправных целях. Сеанс гипносуггестии "озвучен" самой "Богиней". Иногда он из монолога превращается в диалог или в имитацию вопросов "Богини" и воображаемых ответов посвящаемого. Во всех случаях внушаются целенаправленные программные установки, а также визуальные и иного рода галлюцинации. Конкретной задачей сеанса являлось формирование у "божьего избранника" зрительного представления "небесного града", так называемого Нового Иерусалима — места обитания "реального Бога". В тексте оговорено, что данное посвятительное действо проводится с помощью пристального сосредоточения взора посвящаемого на портрете "Бога живого" — Марии Дэви Христос. Разделу, содержащему текст гипнопрограммирования, предпосылается заголовок: "У врат небесных (первая тайна)".

Далее следует текст соответствующего внушения (опускаются лишь несущественные фрагменты)[61].

"Облекайся в мои объятия. Я облекаю мир Господом Иисусом Юсмалосом. Только в моих небесных объятиях господней матери, супруги и дочери ты полноценно ощутишь полноту и тайну Божьей любви. Проникайся моим именем Иисус Марии Христос, вглядывайся в преднебесный лик.

Видишь на голове белый венчик из цветов с кровавыми лепестками, окаймленный золотым свечением, исходящим от креста на челе? А теперь смотри прямо в глаза мне и облекайся моей нежностью. Сначала зеленый рай, златые россыпи света открывают тебе первую картину реального вхождения в мир Божий через глаза Марии.

А затем, все еще видя ее лик на фоне небесных врат, задерживаешь взгляд на устах царицы. Слова, которые она тебе скажет, различны по звукам и цветам. Это будет твой индивидуальный призыв в мир Божий, ее сигналы благословения. Лишь только примешь их в сердце, подходи к небесным вратам вплотную. Лицо Марии Христос смотрит на тебя, оберегает.

У врат архистратиги Марии архангелы Михаил и Гавриил преграждают путь огненными мечами. Над ними светящийся равносторонний крест с горящими буквами: ЮСМАЛОС. Это величайший символ господа, распростертый над мирозданием, отражение его славы небесной.

Смотри на белые врата. Теперь на фоне врат зажигается огонь сердца Иисуса Марии. Светящиеся одежды царицы открывают ее сердце, сокрытое большими пеленами. Пламень очищает стоящих у врат Божьих. И ты вначале согреваешься, затем потеешь и, наконец, начинаешь пылать от нескончаемого потока любви, исходящей от ее сердца к тебе, таешь.

Врата распахиваются пред тобою. Ты не заметил, как Иисус Мария протянула к тебе свою проницающую светом руку и ты уже поплыл вслед за ней в сокровенный уголок рая. Вибрации пульсирующего обмена любовью с божественной супругой и матерью делают тебя златоликим ангелом-логосом, ее сердцем. Сейчас ты будешь облечен ею в тайны чистилища Божьего (звучание колокольчика).

Милый Отец Святой, Логос готов, я привела его. Он первый принял трансформу любви и света. Полюби его так, как я.

Отец святой Юсмалос принимает Логоса Марии в свое сердце.

Мария, пусть он несет свет нашей любви, как тень, пусть напрямую расточает свет Матери Мира от Отца святого. Люблю его, он лучезарный.

Благодарю тебя, мой извечный. Я люблю тебя, Всевышний (звучание колокольчика).

Белый Логос, проникайся нашим сиянием, сейчас ты познаешь маленькую тайну.

Царица и Логос поскользили по радужной лестнице вниз и направились к Востоку.

Приятна ли тебе твоя новая трансформа, Логос?

О царица, я переполнен звоном излучений, легкостью движений и небом любви.

Сейчас я доведу тебя до постоянного потока света. Ты примешь все мои световые излучения, исходящие от Всевышнего, и станешь постоянно отдавать полученное от меня. Подключаю к твоей трансформе альфу и омегу. Воспой молитву Матери Мира, ибо сейчас пропущу сквозь тебя радугу и уже навеки оторву твое тело от брения и бытия. Ты будешь превечно передавать свет Бога, свет Иисуса Христа, посылаемый от Юсмалос.

Царица Свегов, преклоняюсь пред твоим сияньем и Любовью, я уже твое продолжение.

Прежде чем передам тебе свет Божий, ступай в обитель радости.

Царица Свегов медленно поплыла в зеленый рай в сопровождении воинства милых ангелов.

Логос плыл за ней, уже навеки привлеченный любовью Божьей и милостью.

Следи за моей рукой — я укажу тебе знаками сферу твоего творчества. Видишь сияющий град — это Новый Иерусалим спускается на землю. Когда наденешь венец после вхождения в поток света, начнешь творить, как сотворец Господа. Смотри, как сияет наш Божий Град! Скоро он наполнится Логосами. Аминь! (Звучание колокольчика)".

Продолжение сеанса имеет собственный подзаголовок: "Преображающийся Логос".

"Чтобы стать зеленой волной, нужно слиться со мной. Когда сливаешься с сердцем, становишься сердцем привычным, наполненным цветовой любовью. Стань моим сердцем.

Золотые токи вливаются в тебя. Я передаю тебе свою любовь, вибрации света, магнетизм души, любящей Бога, как самое себя. Это переходит к тебе.

Золотая сфера становится твоей верхней одеждой. Надень ее поверх своего белого платья, уже готового посылать высочайшие токи, выходящие из сердцевины креста.

Здравствуй, мой световой двойник! Логос блаженной любви Иисуса Марии. Ты небывало красив в своем новом нетленном убранстве! Теперь выполняй то, чего хочет Всевышний. Твори световые формы, наполняющие любовью к Богу все сущее.

Дитя мое, юсмалианин, я постепенно посвящу тебя в таинство света. А сегодня достаточно той дозы, которую ты получил. Царствие небесное, новый небесный град Иерусалим вернется еще в твое сознание. Я освещу его светом своей любви и следующий раз продолжу о нем свою исповедь. Вмести это и проникнись формами святого града Иерусалима. Аминь! (Звучание колокольчика)".

Обсуждение приведенного текста психического программирования следует начать с констатации того, что в данном случае используется редко применяемый суггестивный метод: гипнотизирование посредством "очарования" (воздействия взглядом). Л. Шерток указывает, что этот метод обычно используют эстрадные гипнотизеры. В медицине он иногда употребляется при лечебной работе с алкоголиками, наркоманами, с психически неуравновешенными больными[62]. О высокой действенности этого метода говорит тот факт, что при его использовании в состоянии внушенного транса может оказаться сам гипнотизер[63]. В приводимом нами тексте реализация данного метода осуществляется посредством следующей словесной инструкции: "…Смотри прямо в глаза мне (имеется в виду портрет Марии Дэви Христос. — Л. Г.) и облекайся моей нежностью…"

Сам сеанс гипнопрограммирования происходит при открытых глазах "приобщаемого". Вызываемые у него галлюцинации как бы накладываются на глаза, а затем на те части тела и предметы одеяния визуализируемого портрета, которые называются в тексте.

Очень важный момент внушения содержится в следующей инструкции: "…задерживаешь взгляд на устах царицы. Слова, которые она тебе скажет, различны по звукам и цветам. Это будет твой индивидуальный призыв в мир Божий (подчеркнуто нами. — Л. Г.).." Этот экзотический прием есть уже не что иное, как психическое кодирование, так как лидерам секты стоит лишь узнать то сакральное слово, которое было "произнесено" в этом сеансе "Богиней", и оно становится для посвященного роковым раздражителем. Услышав этот своеобразный "пароль" из уст старшего по секте, послушник знает, что следующее за ним приказание дается от имени самого Бога, и потому оно будет выполняться предельно четко и беспрекословно.

Таким образом, "услышанный" в сеансе "индивидуальный призыв в мир Божий" становится личным кодом члена секты, делающим его идеально послушным исполнителем любых инструкций и приказаний. По логике вещей в учетных списках членов секты такого рода индивидуальные кодовые слова должны стоять напротив фамилии каждого из них.

Данный сеанс гилнопрограммирования предусматривает и другие психологические "привязки" послушника к облику "Богини". Так, в начале сеанса путешествующий в "мир Божий" Логос зрит "огонь сердца Иисуса Марии" и, ощущая на себе исходящее от него тепло, вначале согревается, затем потеет и, наконец, начинает "пылать от нескончаемого потока любви". Нет сомнения, что для полудетской психики "посвящаемых" пылающее лицо и разлившееся по всему телу тепло являются достаточно убедительным доказательством реального существования "Царицы" и проявления ее любви Божьей к логосам. Известно, что эта вегетативная реакция, легко реализующаяся в фазовом состоянии психики, способна прочно запечатлеваться и в дальнейшем вызываться произвольно при каждом воспоминании о "любящем сердце Богини" или взгляде на ее портрет.

Экспериментальные работы гипнологов в этом направлении начались с опытов Крафт-Эбинга над испытуемой Ирмидой Цандер еще в 1889 г. При этом была продемонстрирована возможность оказывать влияние на температуру тела как в сторону ее повышения, так и в сторону понижения посредством гипнотического внушения[64]. Позднее продуктивно занимались такого рода исследованиями отечественные гипнологи В. М. Бирман, Н. Г. Безюк, Р. П. Ольнянская и др. Несомненно, что тот психотехник, который разрабатывал описанный сеанс гипнопрограммирования, хорошо знал результаты этих работ.

Что касается моделирования комплекса других чувственных ощущений, то весьма нетрадиционна для ортодоксальных религий следующая фраза в тексте внушения: "Вибрации пульсирующего обмена любовью с божественной супругой… (в сокровенном уголке рая. — Л. Г.) делают тебя златоликим ангелом…" Закрепление неразрывных интимных связей с "Богиней" на уровне прямых сексуальных отношений — это, надо полагать, собственная "находка" специалиста, разрабатывавшего гипносуггестивные программы для секты.

Впрочем, помыслы о возможности и допустимости сексуальных отношений с "Богиней" не являются абсолютно запретными для некоторых религиозных систем. Это обстоятельство, по всей вероятности, берет начало в индийских духовных традициях, которые допускали использование взаимоотношений возлюбленных для достижения единства с Богом. Существует легенда о семнадцатилетнем Кришне (одно из воплощений Вишну), который своей красотой и чудесной игрой на флейте пробудил чувственность пастушек, так что они оставили своих мужей и детей и умчались к нему, Кришна, проявив себя в 16 тысячах форм, с каждой из них вступил в любовную связь. Позже одно из религиозных направлений — "Бхакти-йога". — допускало, что для достижения единства с Богом достаточно лишь использования чувственной чакры сердца и личной преданности.

В работе итальянского ученого Ч. Ломброзо приводятся примеры массовых эпидемических эротоманий религиозного характера в Европе в XV–XVIII вв. Далеко не платонические отношения любви к Богу нередко встречались в религиозных записках женщин-аскетов. Вот отрывок из записи такого рода: "Благодаря моему доброму повелителю (Богу) я узнала тайны своего сердца и нашла им объяснение: мне нужны сильные, могучие объятия, чтобы чувствовать, как мое сердце сливается с сердцем того, к кому меня влечет… Пылкая страсть его любви часто побуждала меня широко раскрывать объятия, чтобы со всею доступной мне силой прижать его к своей груди; материально я не испытывала никакого сближения с ним… Но мало-помалу и тело стало принимать участие в восторгах души"[65].

В описанном нами сеансе гипноза посвящаемому предоставлялась возможность непосредственно пережить сексуальный экстаз, для того чтобы окончательно убедить его в "избранности Божьей". В сеансе мистического гипнопрограммирования, как видно из приведенного ранее текста, моделируются не только сенсорные реакции, но и двигательные ощущения: "…Иисус Мария протянула к тебе свою проницающую светом руку и ты уже поплыл вслед за ней в сокровенный уголок рая". Такого рода галлюцинаторные перемещения посвящаемого наряду с комплексом чувственных реакций, несомненно, призваны создать впечатление реально пережитых событий, происшедших где-то в "параллельном пространстве" — "мире Божьем".

И наконец, в завершающей части гипнопрограммирования посвящаемому внушается мысль о предстоящем "досрочном" его изъятии из земной жизни: "…сейчас пропущу сквозь тебя радугу, — звучат слова "царицы", — и уже навеки оторву твое тело от брения и бытия". В результате этого внушения новоявленный юсмалианин становится психологически готовым не только к безмолвному послушанию руководителям секты, но и к самой смерти, после которой он станет "сотворцом света" в мире Божьем.

Таким образом, рассмотренный здесь вариант гипнотического программирования приверженцев псевдорелигиозной секты является достаточно компетентной суггестивной разработкой, которая может представлять реальную опасность для здоровья и жизни людей, подвергшихся ее воздействию. Основная цель — выработка жесткой однозначной психологической зависимости от проводников определенных религиозных установок, формируемых системой предварительной подготовки приверженцев секты. Эта работа завершается программированием и кодированием их поведения в измененном состоянии сознания.

Назначение такого программирования — посредством целенаправленного формирования галлюцинаций убедить новообращенных в реальном существовании новоявленного Бога и его "небесного царства", дать возможность телесно прочувствовать проявления "Божьей любви", а также получить "кодовое слово" ("призыв в мир Божий"), по которому новообращенный беспрекословно пойдет на смерть.

В данном разделе проведен лишь психологический и психофизиологический анализ варианта скрытого гипнопрограммирования сектантов. Очевидно, что выработанная таким образом программа представляет собой весьма прочную и устойчивую психологическую конструкцию. Вопрос о возможности, способах и методических приемах ее разрушения (репрограммирования) — самостоятельная тема для обсуждения.

В заключение следует отметить, что организаторы неприкрыто агрессивной секты "Белое братство" после ареста в ноябре 1993 г. и двухгодичного следствия 10 февраля 1996 г. были, наконец, осуждены Киевским городским судом. "Бог живой" Мария Дэви Христос (Марина Цвигун) приговорена к 4 годам, ее муж "Светильник Юанн Свами" (Юрий Кривоногов) — к 7 годам и "архиепископ" Виталий Ковальчук — к 6 годам лишения свободы.

Непонятным остается, однако, почему преступников осудили лишь за организацию массовых беспорядков и захват государственного имущества, оставив фактически безнаказанным причинение труднопоправимого, а подчас и неустранимого вреда психическому здоровью тысячам молодых людей.




Предыдущая страница Содержание Следующая страница