Тысячи мальчишек часами напролет играют в компьютерную игру, которая учит расстреливать и взрывать мирных граждан. Правда пугает.
Лучше бы этого не было
Правда пугает. Когда ленты информационных агентств начали пестреть сообщениями из спокойного городка Льеж, мозг отказывался верить. Спокойный городок с легендарным речным портом на востоке Бельгии, казалось, не могла потрясти новость, подобная той, что взорвала сознание многих европейцев.
Маньяк (сперва речь шла о группе – в голове у полиции и журналистов не укладывалось, что ТАКОЕ мог сделать один человек) средь бела дня в центре города забросал гранатами и расстрелял из автоматического оружия толпу людей.
Позже история обросла подробностями. Оказывается, прежде, чем устроить побоище, утром 13го декабря 2011 года, 32-летний Нордин Амрани убил 45-летнюю домработницу соседей, тело жертвы расчленил (понимаю, это ужасно и мерзко, но эти подробности важны). Потом, написал письмо своей девушке со словами «Я люблю тебя!» (СМИ не уточняют, было ли это письмо в конверте, или электронное послание), прихватил винтовку, револьвер, несколько гранат и отправился в центр Льежа. Там как раз готовилась рождественская ярмарка.
Убийца припарковал свою машину, подошел к ближайшей автобусной остановке и швырнул в толпу четыре гранаты. После поднялся на крышу стоящего рядом дома и открыл огонь по толпе из автомата. От взрывов и пуль урода на месте скончались 3 человека. Еще один – ребенок меньше 2-х лет – умер в больнице. Раны получили 125 горожан. Жертв было бы несравнимо больше, если бы не случайность. Маньяка ранило осколками случайно разорвавшейся гранаты, и он покончил с собой выстрелом в голову.
Эффект от произошедшего был сравним с выходкой Андерса Брейвика, взрывчаткой и снайперской винтовкой положившего 77 и ранившего 97 человек. Но смертельный финал маньяка, казалось, смягчал реакцию на инцидент и расставлял все точки над і. Дескать, вот она, многонациональная Европа, с противоборствующими течениями неонацистов, плюс человеческий фактор (ну, недосмотрели правоохранители – ведь Нордина Амрани ранее уже привлекали к уголовной ответственности за незаконное хранение оружия) и т.д., и т.п.
Возможно, все точки и были бы расставлены. Если бы поздно вечером того же вторника 13 декабря, мне не пришлось волей судьбы заглянуть в интернет-клуб в центре Киева. Мой горячо любимый интернет-провайдер в очередной раз отказался дать мне доступ во всемирную паутину.
Прыщавые вершители судеб
Шумный зал с минимум пятью десятками мощных компьютеров как монстр поглощает людей. Интернет, печать, сканирование, игры – все перемешалось в один хаотический поток услуг-людей-машин. Через ряд, как раз напротив моего места, трое пацанов лет 13-ти играли во что-то крайне захватывающее, каждый один на один с компьютером, но постоянно переговариваясь друг с другом. По движениям их сухощавых (я бы даже сказала, высохших от компьютеров) телес было понятно, что уровень вовлеченности в игру можно было бы сравнить разве что… Я не нашла, с чем можно было бы сравнить этот азарт, и невольно поддалась искушению понаблюдать за игроками.
Их Герой (у каждого он был разный, т.е., облаченный в особенную одежду, со своей прической и на своей машине, но в целом играли они в одну и ту же игру, и суть героя одна и та же) – заправский гангстер, живущий в трущобах то ли американского (в смысле, США), то ли мексиканского мегаполиса, и регулярно посещавший другие районы своего города для самых разных целей.
Например, украсть машину из гаража другого гангстера (предаварительно, укокошив его самого и десяток его охранников одним ножом). Или ограбить магазин или склад оружия (уже с его помощью «мочить» врагов, которым на поверку оказывались охранники или военные в форме, охранявшие склады).
Или навестить любимую девушку, покатать ее на крутом байке или сводить в пиццерию (да-да, это все – сценарий увлекательной подростковой игры!) для того, чтобы уровень ее удовлетворенности от общения с ним был на достаточно высоком для его крутизны уровне (нецензурная лексика для описания взаимоотношения Героя и Героини подошла бы лучше). Или – взорвать полицейский участок. На худой конец – просто пострелять «чужих» гангстеров. Их Герой различал по цветам одежды.
Справляясь с заданиями, Герой получал деньги, уважение, и навыки. Каждое следующее задание он выполнял уже быстрее, умелее, применяя ранее полученное оружие. Одним словом, жизнь у Героя – ключом кипела.
Впрочем, не все было так гладко. Парнишке слева раз десять не получилось заставить своего Героя осуществить кульбит на мотоцикле, и его подстреливали «злые» полицейские. Все его приобретенные стрелялки и резалки исчезали, с денежного счета списывалась тысяча условных единиц на лечение, а сам он продолжал геройствовать, уже выйдя из госпиталя. Так создатели игры давали играющим понять, что убивать и убиваться – это не сложно. Потеряешь немного заработанного, обидно, да, но не конец игре, не «Гейм овер», как-никак.
А вот хлопец справа, видимо, был опытнее. Его уважение и денежные запасы росли на глазах: виртуальный гараж был забит дорогими автомобилями, девушка на другом конце города была без ума от его ночных визитов, а арсенал оружия ломился от «калашей» и «базук» (судя по всему, это ручной гранатомет). Казалось бы, игре конец – все, Герой завоевал город, он самый крутой.
Не тут-то было. Разве в американских играх может быть кто-то круче государства, то есть армии? Игра, в которую играли мои мальцы, не была исключением. Все потуги ребят подняться к статусу «круче нас только яйца», заканчивались тем, что приезжали виртуальные спецназовцы и арестовывали или пристреливали Героя.
И тут произошло невероятное – сидящий справа (его можно смело называть Бывалый) угнал танк. Радости ребенка не было предела. У него в верхнем правом углу мигает все 6 звезд (говорит о самом высоком уровне его опасности, и о том, что на его усмирение кинуты все войска виртуального государства), за ним носятся другие танки, летают вертолеты, а он давит по улицам горожан и их машины, и наслаждается жизнью.
Но не зря говорят, что победить иногда значит проиграть. Это как раз тот случай. Очень скоро Бывалый устал от своего «выигрыша», его Герой загнал танк в гараж, вскочил на огненно-красный байк и «уехал кататься ночными улицами Лос-Анджелеса». Его не интересовали ни слава, ни деньги, ни машины. Он несся на крутом байке, у него был арсенал оружия, которому обзавидывался бы Джеймс Бонд, и он чувствовал себя королем мира. Единственное, что ему было сейчас нужно – новый впрыск в кровь адреналина. А его могло дать только приключение, сравнимое с угоном танка. Но чтобы его угнать, нужно, чтобы за тобой на нем приехали. А чтобы за Героем приехала армия, ему нужно было стать очень-очень опасным.
Значит, ему кровь из носу нужно было устроить массовые беспорядки на улицах виртуального города и убить как можно больше людей (виртуальных, конечно же!). Задача, как я поняла со стороны, усложнялась тем, что Герою нужно было не просто «стать очень опасным», но и дожить до того времени, когда за ним на танках приедет армия.
Герой Бывалого с этой задачей справился не сразу. Минут 10 блужданий по улицам в поисках подходящего места. Место, на котором остановился Герой, заслуживает отдельного внимания. Это оживленный перекресток виртуального города, рядом с ним многоэтажный недостроенный дом с многочисленными нишами, лестничными клетками, глухими окнами. Герой несколько раз пробежался по этажам, вспотел (да, в игре есть такая штука – Герой устает и потеет!), и его повелитель, Бывалый, решил – пора.
Компьютерный Герой подростка, стоя у подъезда виртуального дома одну за одной кинул в толпу с десяток гранат, и быстро побежал на чердак. Там из окна бросил еще пару-тройку лимонок, потом в несколько щелчков по клавиатуре сменил оружие на АК-47 и открыл беспорядочный огонь по виртуальной толпе. В считанный минуты перекресток был запружен полицейскими машинами, понаехало спецназу. Наш Герой ведет ожесточенный бой.
Но армии все нет. И тут у моего Бывалого сработала, наверное, фантазия. Он сменил «калаш» на снайперскую винтовку, и начал хладнокровно отстреливать офицеров и спецназовцев, а также подрывать их машины. Армия не заставила себя ждать – в самом деле, приехали танки, прилетели самолеты, завыли противовоздушные сирены… Моему Герою не повезло. Его подстрелил спецназовец, спустившийся с вертолета по специальной веревке.
А вот Бывалый ликовал. Он стал героем вечера – его друзья давно уже оставили свои компьютеры и вместе со мной наблюдали за развитием событий у своего друга. И как только зрелище закончились, принялись каждый у себя повторять подвиг «самого опасного и крутого».
Послевкусие
Меня прошиб электрический удар. Отойдя от увиденного полноценного боевика, исполненного сопливым прыщавым подростком, я поняла, что о чем-то похожем я уже в тот день слышала или читала. И у меня перед глазами возникла городская площадь в Льеже. И подонок, который так же, как Герой мальчишки из интернет-клуба, для начала кинул в толпу несколько гранат, а после побежал на крышу дома наслаждаться побоищем. И хладнокровно нажимал на курок. Менял магазин винтовки. Выдергивал чеку. …
Пока я приходила в себя от пережитого шока, мальчишки разбежались (по домам ли?). Любезные сотрудники интернет-кафе рассказали мне, что игра, в которую играли подростки, называется «Великий автовор» (в оригинале звучит как GrandTheftAuto). Оказывается, это целая игровая эпопея, ей посвящена отдельная огромная статья на Википедии, ее озвучивали добрая половина голливудских голосов, у нее есть свой украинский сайт.
Одним словом, ребятишки игрались в игру, на создание и продвижение по всему миру которой, пошли миллионы долларов. На ней выросли целые поколения (первый выпуск был в далеком 1997-м). Точнее сказать, целые поколения научились на «Великом автоворе» быть самыми опасными, наглыми и крутыми. А кое-кто пытался воплотить в жизнь увиденное и пережитое своим «героем». Чего стоит только случай в Таиланде летом 2008-го. Таиландец убил таксиста, потому что ему хотелось поступит «как в игре» (!). Он лично признался в этом на суде.
Игру тот час же запретили к продаже и распространению. Запретили ее и в ряде Европейских стран, например, Германии. Запретят ли в Украине? Посмотрим. Надежды дает принятый в первом чтении в октябре сего года законопроект «О защите общественной морали». Но заработают ли его положения, и если да, то когда? Кто оградит наших детей от мрази? И не придется ли нам пережить своих Брейвиков и Амрани?
P.S. Кто у кого списал сюжет – маньяк из Льежа у авторов игры «Великий вор», или это разработчики эпопеи тщательно изучали поведение отморозков, чтобы учить детей быт «крутыми»? Этот вопрос остается без ответа. Но у меня который день перед глазами стоят картинки из двух реальностей одновременно. Той, виртуальной, и из этой, нашей, реальности, где упоительно расстреливающим людей Героем управляет сухопарый прыщавый подросток. И картины окровавленного Льежа. И записка любимой девушке «Я тебя люблю», как прелюдия перед невыдуманной бойней.
Автор: Анна ЛУЧИНИНА
Источник: 2000