Эксперты уверены, новые религиозные движения - благодатная почва для взращивания экстремистских идей.
Дополнительные риски проявления экстремизма связаны в первую очередь с идеологической основой нетрадиционных религий, которые, как правило, проповедуют не совсем распространенное мировоззрение. К тому же новое религиозное течение сопровождается большим количеством сторонников, фанатично верующих неофитов.
Во-первых, по своей природе такого рода религии альтернативны традиционным и предлагают свою собственную систему социальных и моральных норм, к тому же ориентированных на отказ от сложившихся в обществе порядков.
Во-вторых, появление новых религиозных течений нарушает сложившийся баланс религиозных обществ и вносит напряженность в меконфессиональные отношения.
И, в-третьих, существенной особенностью новых религиозных движений является преобладание в них верующих первого поколения, неофитов — тех, кто принял данную религию не от рождения, не в силу семейного и общественного воспитания, а по личной убежденности. Этим людям присущ максимализм, гипертрофированная религиозность, энтузиазм, доходящий до фанатизма.
При этом если традиционные религии стремятся нейтрализовать излишнее религиозное рвение, поскольку за многие века своего существования они пришли к компромиссу между духовным идеалом и социальной реальностью (по принципу «Богу Богово, а кесарю — кесарево»), то новые религии, наоборот, стремясь к скорейшему самоутверждению, заинтересованы в постоянном его подогревании.
Именно поэтому новые религиозные движения конфликтуют с обществом. Желания как можно быстрее радикально решить все личные и социальные проблемы (устроить Царство Божие на Земле, выйти на новый уровень космической эволюции, расширить сознание и так далее) нередко провоцируют их последователей на экстремистские действия.
Только за последние годы можно насчитать десятки экстремистских проявлений служителей новых религий. В числе широко известных эксцессов такого рода:
• индивидуальный и коллективный суицид
- «Ветвь Давидова», Уэйко (Техас), апрель 1993 года. 80 жертв;
- «Солнечный храм», Швейцария, октябрь 1994 года — 53 жертвы;
- «Движение за восстановление Десяти заповедей», Уганда, март 2000 года — 780 жертв;
• организация массовых беспорядков движением
- «Белое Братство», Киев, ноябрь 1993 года;
• газовая атака боевиков
- «Аум Синрикё» в токийском метро, март 1994 г. — 12 погибших, около 5000 получивших повреждения различной степени тяжести.
Однако новые религиозные движения могут становиться не только субъектами, но и объектами экстремистской деятельности. Неприятие экзотических религий - пусть даже самых миролюбивых и безобидных - представителями иных конфессий может принимать агрессивные формы.
- 22 июня 1995 года группа молодежи из ультраправых организаций устроила погром в храме приверженцев «Общества сознания Кришны» в Ростове-на-Дону. В результате, по разным данным, пострадали от 25 до 30 человек.
- в 2008 года во Флашинге — китайском квартале Нью-Йорка — неоднократно фиксировались случаи публичных оскорблений и физического насилия со стороны прокоммунистически настроенных мигрантов из Китая по отношению к последователям движения Фалуньгун, распространявших миссионерскую газету «The Epoch Times».
- 2 июня 2008 года в Рио-де-Жанейро четыре адепта евангелической церкви «Новое поколение Иисуса Христа» ворвались в центр приверженцев неоязыческого культа умбанды и уничтожили около 30 фигурок божеств.
Очевидно, что современность предлагает решительный отказ от истины в последней инстанции, мозаичность и клиповость представлений о мире, относительность любых религиозных, культурных и моральных установок, отказ не только от догматики, но и от мировоззренческой определенности вообще.
Более того, специфика современных новых религиозных движений — это, прежде всего, специфика их аудитории. Принято считать, что среди адептов всевозможных сект и экзотических культов преобладают два типа личности.
«Нищие духом» - это те, кто не способны к самостоятельному обретению полноценного «я», и поэтому находят компенсацию в гуру, пророке, мессии
А также «преизбытствующие духом» - личности креативные, обладающие харизматическими задатками, ищущие нетривиальные пути самореализации. Для обоих типов весьма высока вероятность религиозного фанатизма и, соответственно, склонность к экстремистским действиям: в первом случае из-за неспособности критически осмысливать проповедь своего духовного вождя и готовность слепо исполнять его волю, во втором — из-за пассионарного максимализма.
Однако сегодня среди последователей новых религий появился и третий тип личности – это те, кто относятся к религии скорее как к игре ума, форме проведения досуга и расширения кругозора, как к своеобразному развлечению. К адептам такого рода уже неприменим привычный термин «богоискатели», поскольку они меньше всего ориентированы на поиск абсолютной окончательной истины. Для этих людей становятся самоцелью перманентный перебор духовных техник и практик, постоянное стремление к новизне, в том числе и в духовной сфере. По аналогии с понятием «веб-серфинг» - подобное явление можно обозначить как «духовный серфинг».
В век интернет-технологий проблема
тоталитарных сект постепенно
вытесняется другой: появлением
виртуальных религиозных сообществ
без четко выраженной иерархичности и
лидерства, единого центра и без
внятной доктрины. Это опасно тем,
что более активно происходит атрофия
мышления и мировоззрения.
Источник: Наука и образование против террора