Есть ли у немцев гражданское мужество?
Возмущение велико. В день Вознесения
в маленьком городке Хайде в
Шлезвиг-Гольштейне пьяный набросился
на 14-летнюю девочку. Он насилует
девочку посреди пешеходной зоны, она
зовет на помощь, однако никто из
прохожих не бросается ей на помощь.
В негодовании и растерянности многие
граждане теперь задаются вопросом,
что делается в умах у их
соотечественников, остались ли еще
пределы жестокости и людского
равнодушия. "У каждого гражданина
должно вызывать беспокойство то, что
безразличных людей становится все
больше", - говорит депутат
бундестага от ХСС Норберт Гайс. И он
предостерегает: "Мы должны объяснять
людям, что они сами у себя выбивают
почву из-под ног, если они не
помогают поддерживать
государственный порядок".
Не является ли случай в Хайде
последним предупреждением?
Ничего не надо драматизировать, полагает Вернере Грефе, профессор психологии из университета Хильдесхайма. Бывший директор Криминологического научно-исследовательского института Нижней Саксонии ссылается на научные данные: "Феномен неоказания помощи относительно постоянен". Социальная психология занимается этой темой вот уже 40 лет, после того как в Нью-Йорке случилось преступление еще более страшное, чем в Хайде.
Китти Дженовезе v так звали женщину, которую в 1964 году в центральном парке города изнасиловал молодой мужчина. Достоверно известно, что из окон соседних домов за этим наблюдали не менее 38 человек. Они ничего не предприняли. И насильник не только надругался над кричащей Китти Дженовезе, он еще и убил ее.
Шок, вызванный этим преступлением, побудил психологов всего мира заняться проблемой неоказания помощи. "Предположение о том, что эти люди аморальны и безразличны, по большей части ошибочно", - говорит Грефе. Наверняка каждый свидетель преступления до того, как он им стал, сказал бы, что он, само собой разумеется, придет на помощь. Однако когда перед ним - реальная ситуация, он оказывается неспособным к конкретным действиям, считает ученый.
К тому же чем больше свидетелей, тем сильнее "диффузия ответственности", говорит Грефе. Каждый прохожий надеется, что вмешается кто-то другой. Еще одно объяснение собственной пассивности v это предположение, что все происходящее вовсе не так ужасно, потому что окружающие тоже ничего не предпринимают.
"Страх осрамиться"
Грефе говорит об этом как о "плюралистическом игнорировании". В качестве третьей причины он называет "страх осрамиться". Как правило, свидетели боятся, что не смогут противостоять преступнику и будут вынуждены ретироваться. Однако Грефе приводит и современные варианты так называемых внутренних отговорок - человек ссылается, прежде всего, на феномен скрытой камеры. В необычных ситуациях многие считают, что "за углом прячется телевизионная группа".
Как можно изменить ситуацию? Грефе уверен: "Призывы и кампании помогают мало". Речь идет не об оказании абстрактной помощи абстрактной жертве и даже не о гражданском мужестве. На взгляд Грефе, людей надо учить конкретному поведению в конкретных условиях. "Люди должны иметь твердые установки", - говорит психолог и высказывает простую идею, сулящую, по его мнению, успех: "Что делать, нужно учить в телевизионных передачах". Например, немедленно по мобильному телефону набрать номер службы спасения. На возражение, что зеваки в Хайдене могли бы и сами до этого додуматься, Грефе отвечает: "Уже в школе детей надо учить, что они должны делать, если кто-то зовет на помощь", - и подчеркивает, что такие тренировки должны проводиться постоянно. А как быть со взрослыми? Наряду с телепередачами Грефе рекомендует полиции выделить специальный телефонный номер для обучения тому, что нужно делать в подобных случаях. Высокие же штрафы за неоказание помощи, считает он, не помогут.
Гайс, политик из ХСС, который обычно выступает за ужесточение законов, на этот раз говорит о "социальной рекламе и разъяснительной работе". В этом случае Гайс даже солидарен с пресс-секретарем фракции зеленых в бундестаге Монтагом, который, как и Грефе, считает, что с бездействием нельзя бороться высокими штрафами. Он полагает, что многое зависит от школы, и она, безусловно, должна объяснять, что в подобных случаях необходимо вмешаться в ситуацию. Монтаг не концентрируется только на преступлении в Хайде. Он вспоминает о преступлениях против иммигрантов, совершаемых в автобусах и электричках, когда никто из пассажиров тоже не приходит им на помощь. "У каждого должно быть достаточно гражданского мужества и сочувствия к другим людям, чтобы в случае опасности помочь им", - говорит Монтаг.
Франк Янсен и Ханс Монат
Источник: InoPressa