Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Вокруг юридической психологии: факты, мнения, комментарии...

Насилие как игра

Михаил Соболев

Согласно статистике правозащитной организации Human Rights, примерно 2% всех преступлений на территории Соединённых Штатов совершаются под влиянием фильмов и видеоигр. Подражая преступникам из кровавых компьютерных «стрелялок» и гангстерских кинолент, американцы (в большинстве случаев – подростки) грабят банки, обворовывают квартиры, угоняют автомобили, торгуют наркотиками, насилуют и убивают.

Сразу хочу сказать, что ратовать за введение жёсткой цензуры в видеоиграх и кинофильмах – бесполезно. Экранное насилие приносит огромный доход, составляющий внушительную часть федерального бюджета. И всё потому, что к фильмам с рейтингом «R» (Restricted – для лиц младше 17 лет просмотр в присутствии взрослых) и играм с рейтингом «М» (Mature – от 17 лет) интерес со стороны населения гораздо выше, чем ко всем остальным продуктам развлекательной индустрии.

«На протяжении десятилетий фильмы и видеоигры провоцировали насилие, - уверена психолог Джанет Купер из организации Help for Troubled Teens. – Все самые страшные преступления – от «бойни в школе Колумбайн» до «резни в институте Вирджинии» - совершались под влиянием массовой культуры».

К сожалению, консервативным правозащитникам свойственно приводить в качестве наглядных примеров «агитации преступности» фильмы и игры 10 – 20-летней давности. До сих пор нам рассказывают об опасностях «стрелялки» Doom (1993) и картины «Угнать за 60 секунд» (оригинал – 1974, римейк - 2000). Первая якобы послужила «призывом к хаотичному насилию», а вторая превратилась в «пособие для автомобильных воров».

Между тем сегодня экранная преступность ушла гораздо дальше банальнейшего «Дума» и «60 секунд». Попытаемся остановиться на самых опасных для человеческой психики продуктах развлекательной индустрии за последние три года.

Пальму первенства, бесспорно, удерживает компьютерная игра Grand Theft Auto IV (2008), против которой неоднократно выступал мэр Блумберг. В этом «шедевре» фигурируют все пять боро Нью-Йорка. Главный герой – иммигрант из Восточной Европы, прибывший в Америку нелегально на грузовом пароме. По сюжету ему придётся выполнить несколько криминальных миссий – от автомобильных угонов до заказных убийств.

Игра поражает своей реалистичностью. Фразы из Grand Theft Auto IV моментально вошли в лексикон американских подростков, а противники видеоигр зафиксировали свыше сотни эпизодов подражания главному герою. «Трудно оценить реальный ущерб, причинённый игрой, - говорит школьный психолог Томас Перрон. – К сожалению, в полицейских рапортах редко указываются причины преступлений».

Grand Theft Auto IV «вдохновила» как минимум десятерых тинейджеров из Бронкса, Бруклина и Квинса на угон транспортных средств. В одном эпизоде 16-летний школьник избил пожилого водителя «в духе игры».

30-летний житель Флориды пошёл ещё дальше. Он заставил 14 полицейских машин и 2 вертолёта гоняться за собой на протяжении нескольких часов. Во время преследования преступник, по своему собственному признанию, «ощущал сходство с главным героем». Теперь он «наслаждается» вниманием полиции в тюрьме.

Немало шума наделал блокбастер «Заложница» (Taken, 2008) с Лаймом Нисоном в главной роли. Сразу несколько американцев в разных уголках страны решили опробовать «пытку электричеством», продемонстрированную главным героем.

Так, 44-летний житель Аризоны привязал к стулу своего 10-летнего сына, чтобы «изобразить сцену из фильма». Он «шутки ради» пугал ребёнка обугленным электрическим проводом. Закончилась «игра» трагически: ребёнок получил мощнейший разряд и оказался в реанимации.

Житель Техаса Фрэнк Мунес убил своего соседа в наркотической ссоре, ударив ребром ладони в шею. Уже в полиции он признался: смертельный удар был позаимствован у главного героя «Заложницы».

Дальше – больше. Один из отрицательных персонажей компьютерной игры «Обитель зла – 5» (Resident Evil 5, 2009) спровоцировал целый ряд преступлений. Речь идёт об убийце с холщовым мешком на голове и бензопилой в руках.

Именно в таком виде ворвался в магазин 24-летний калифорниец Томас Джеролимо – ярый поклонник игры. Впоследствии он объяснил полиции, что своим внешним видом хотел лишь «напугать продавцов и вынудить их отдать деньги».

14-летний «геймер» из Айовы Роберт Маффэй надел на голову мешок и взял в руки бензопилу, чтобы напугать младшую сестру. Беготня по дому привела к тому, что работающая пила упала на поскользнувшегося Маффэя. Родители мальчика, навсегда оставшегося инвалидом, подали на разработчиков игры в суд.

Продолжает провоцировать страшные преступления игра «Приговорённый – 2» (Condemned 2: Bloodshot, 2008). В качестве оружия для убийств главный герой использует всё, что попадётся под руку – от кирпичей до протезов. «Последователи» персонажа «отличились» не только в Северной Америке, но и в Европе. «Игра спровоцировала всплеск уличной жестокости по всему миру, - считает Бриджит Поллак, независимая исследовательница виртуального насилия. – Это своего рода пособие, которое учит убивать с помощью кирпича, водопроводной трубы или электрического провода».

В штате Колорадо 18-летний любитель «Приговорённого – 2» сначала избил своего ровесника, а потом попытался разбить его головой кинескоп старого телевизора. «В момент драки я перестал отличать реальность от компьютерной игры», - попытался он оправдаться перед полицейскими.

Ежегодно сотни преступников выдают себя за жертв фильмов и компьютерных игр. Якобы именно под воздействием от просмотра (игры) они совершили противозаконные поступки.

«Иногда преступники откровенно врут, чтобы попасть в больницу, а не в тюремную камеру, - замечает психолог-криминалист Майкл Крейсел. – Они обвиняют во всех бедах массовую культуру, пытаясь переложить ответственность на Голливуд и компьютерные корпорации. Однако бывают и такие, которые действительно слышат голоса отрицательных персонажей из игр и фильмов...»

Так, полицейские Калифорнии задержали квартирного грабителя, который признался, что «выполнял задания Жака Мерина». Следствие установило: Жак Мерин – это известный французский грабитель, ликвидированный спецслужбами в 1979 году. Задержанный же является психически больным фанатиком фильма «Враг государства №1» (Public Enemy Number One, 2008), повествующего о жизни легендарного преступника.

Кстати, премьера этой скандальной картины в Америке состоится лишь в следующем месяце, хотя в Европе она уже успела «вдохновить на подвиги» нескольких преступников. Не исключено, что именно поэтому фильм выйдет в ограниченном прокате.

Надо сказать, что самый большой ужас моралистов и правозащитников в этом году вызвал фильм «Человеческая многоножка» (Human Centipede, 2009). Эта картина уже получила неофициальное звание «самой мерзкой картины в истории кинематографа». Каждый второй комментарий к этому «философскому хоррору» на интернет-форумах звучит так: «Прокат ленты следует запретить. Обязательно найдётся психопат, который задумает воплотить план главного героя в действительность».

Речь в картине идёт о сумасшедшем докторе, который сшил трёх живых людей, превратив их в уродливое существо под названием «человеческая многоножка».

Против режиссёра картины Тома Хикса уже подано несколько судебных исков. Правозащитники уверены, что создатель фильма «провоцирует психически нездоровых людей на античеловеческие поступки». На интернет-форумах тем временем активно обсуждается «злободневный» вопрос: можно ли создать «многоножку» в реальности?

Также правозащитники с ужасом ждут выхода в свет продолжений двух скандальных видеоигр – второй части «Кейна и Линча» (Kane & Lynch: Dog Days) и третьей части «Постала» (Postal 3). Одна игра повествует о двух «отмороженных» грабителях, один из которых является наркоманом и психопатом. Герой другой – рядовой американец, которому в один прекрасный день «всё надоело» и он решил взять в руки оружие. Обе игры позволяют игроку совершать на экране изощрённые насильственные действия. Например, в «Постале» можно облить бензином жилой дом, поджечь и наслаждаться воплями сгорающих в огне людей.

Ссогласно данным агентства Gallup, самыми большими поклонниками насилия на киноэкране и в видеоиграх являются подростки в возрасте младше 17 лет... И это несмотря на то, что возрастные рейтинги «М» и «R» запрещают им законный доступ к подобным продуктам...

 

Источник: Русский базар