Виды карманников
Карманники четко знают свое место на улице, еще более четко и лучше они знают место своей «работы». Так, по месту кражи, их можно поделить на колесников (резинщики), магазинщиков, кротов, рыночников, улочных, театралов. Место работы подходит любое, где есть достаточно большое скопление людей.
По способу кражи их можно поделить на ширмачей, трясунов, писарей, щипачей, дупло.
Так, для примера, если Вам порезали сумку в метро, то это сделал крот-писарь. Если же Вы подозреваете, что вас обокрал пожилой человек с цветами в автобусе, то это деятельность колесника-ширмача.
Внешние признаки
Если Вы думаете, что карманника можно вычислить по внешнему виду, то вы можете серьезно ошибиться. Нельзя сказать, что их вид имеет яркие отличительные черты, и их можно определить по блатной кепке, прыгающей походке. Отнюдь, суть карманника заключается именно в том, чтобы абсолютно не привлекать никакого внимания к себе – быть этакой невидимкой, обычным человеком. А такие качества, которые необходимы профессиональному карманнику, как точная и быстрая реакция, артистичность не могут дать однозначной идентификации.
Тем не менее, попытаемся определить те элементы внешнего вида, которые так или иначе могут соответствовать карманнику.
Первое, на что стоит обратить внимание, это на руки, плечи, тело. Руки, как правило, постоянно бывают на виду, остальные части могут быть скрыты под одеждой.
Как правило, карманник гордится своей деятельность, на зоне его за это уважают. Следовательно, карманники редко сводят наколки с рук, тем не менее, будьте бдительны, при виде рук со шрамами от химических ожогов. Вполне возможно, что была попытка смыть более «черную» метку.
Так какая же «черная» метка однозначно будет сигнализировать нам о карманнике. Таких меток не так уж и много, вот некоторые из них:
- татуировка в виде монаха, пишущего книгу гусиным пером – татуировка писаря, они режут карманы и сумки острыми предметами: бритва, заточенная монета, кольцо.
- паук без паутины, блоха, или аббревиатура «ЖУК» - «желаю удачной кражи» – вор-карманник.
- черт с мешком – означает большой воровской опыт.
Исполнитель и массовка
Выше я уже упомянул об артистизме карманника. Это качество – основное для безупречного выполнения своей работы. Давайте рассмотрим несколько примеров, на которых и покажем психологическую составляющую игры.
Случай 1. «Входим в общественный транспорт»
Как правило, конечная остановка общественного автотранспорта. Люди в ожидании автобуса. Здесь первые 2 плюса для карманника: во-первых, никто не обращает внимания на человека, который просто стоит и смотрит на прохожих – идет выбор жертвы. Во вторых – все внимание жертвы уже отвлечено от вора на автобус. Жертву выбирать долго не приходится. Она сама себя выдает. Как правило, это женщина, суетливая. В момент ожидания автотранспорта не стоит на месте, а покачивается, переминается с ноги на ногу. Эта суетливость играет с ней злую шутку. Для начала – привлекает внимание карманника, а в дальнейшем, даже когда пропажа обнаружена, суетливая женщина, в силу своих особенностей, не сразу может вспомнить, где и когда у нее был телефон.
В зависимости от сценария, жертвой может стать человек, хранящий сотовый или кошелек во внешнем кармане куртки или в сумке, или же типичный зевака.
Теперь по сценарию. Карманники, на сегодня работают в парах или тройках. Это могут быть одни мужчины, или же с одной женщиной. В момент подхода общественного транспорта, в зависимости от стратегии разыгрываются следующие спектакли:
Одиночка:
- карманник, во время посадки и толкучки подбегает к толпе, и во время толчка толпы, просовывает руку в карман жертвы. Притом, толчок делается в противоположную сторону. Таким образом, в момент кражи жертва думает о том, как бы не упасть, и все внимание привлечено равновесию и месту предположительного падения. Карман, в это время, как бы естественно уходит в противоположную сторону от хозяина, и не соприкасается с телом.
Два-три мужчины:
- крадет как правило один, для которого будет делаться спектакль безопасности. Один-два вора как бы стягивает всю толпу у входа в общественный автотранспорт. Толпа начинает ходит туда-сюда, появляется заминка, никто войти практически не может. В этот момент, когда толпа думает о том, как не затоптать, не быть затоптанным, и попасть в автобус, происходит 2-3 кражи.
Еще один момент, если даже жертва держит телефон в руке и в кармане, то инстинктивное желание уберечь себя от падения и столкновения, заставляет достать руку из кармана. Этого более чем достаточно для вора.
С участием женщины:
- если народа не так много, как ожидалось, и толкание бы вызвало подозрение, мужчина с женщиной разыгрывают спектакль уже произошедшей кражи, или скандала, по поводу того, что кто-то кому-то наступил на ногу или ущипнул за интимное место. Такой спектакль безотказно действует на зевак. Пока внимание перетянуто на актеров, вор расправляется со своими жертвами. Или один актер может толкнуть другого, и он случайно полетит в толпу, при этом, в падении не забудет прошерстить карманы сочувствующих граждан.
Следует указать еще одну отличительную черту карманника. Он подходит к толпе в самый разгар, и как только ситуация нормализовалась, уходит обратно ожидать автобус. По аналогичной схеме работают дети цыган в метрополитене. При подъезде поезда, детки подбегают сзади к женским авоськам и пронырливыми руками вытаскивают что лежит сверху и убегают. Частенько в эти ручки попадаются кошельки.
Случай 2. «Ой, не мой автобус»
Как правило, в нее играет один человек. Каким то неведомым образом, под вид близорукого, или пьяного, в автобусе появляется пассажир, который начинает допытываться, в автобус с каким номером он попал. Сердобольные старушки тут же откликаются на помощь, и автоматически подыгрывают ему. Предлагают ему идти к водителю, а то автобус уйдет ну совсем в другую сторону. Карманник это и делает, проходит через полный салон автобуса, одновременно очищая карманы. Более выигрышная ситуация с пьяным безалаберным пассажиром. То он случайно на ногу наступит, то толкнет, то за поручень вовремя не возьмется и т.д. и т.п. Это все дает ему время для обработки жертвы. Пока девушка отряхивает свои штанишки от грязи, то вор отряхивает ее карманы от денег.
Также, можно наблюдать за постоянно передвигающимся человеком по салону. Делается это весьма ловко. Передвижение идет одновременно или с потоком вновь входящих, или с движением кондуктора. Переместившись на новое место, вор воссоздает неудобную ситуацию для жертвы. Или же это попытка дотянуться до поручня, именно здесь, а не где-нибудь в другом месте. Или положение руки, свисающего локтя над головой, или прямо у глаза. Также используется вытянутая рука над шапкой. Это действует на женщин, которые следят за своей прической. Их видно сразу, по положению тела, перчаткам, особенным украшениям. Женщина начинает отвлекаться на шапку, думая, как же ей так повернуть голову, чтобы и мех на шапке не повредили, не помяли, не накатали, шапку не сдвинули и пр. Пока внимание отвлечено на эти вещи (а это видно сразу), то карманнику остается собирать богатый урожай. Также, часто используется букет цветов, махание кошельком перед лицом, демонстрация содержимого кошелька (действует безотказно) или просто плащ на руке.
Случай 3. «Сумку зажало!»
Эту игру любят писари. При входе в общественный автотранспорт, писарь как бы невзначай зажимает сумку между поручнем и собой. В это время вскрывает сумку и собирает ценное содержимое.
Еще раз повторю, они отличные актеры. В момент чистки Вашей сумки, они могут кряхтеть, что им тяжело, говорить по сотовому телефону, делая вид, что ему не до Вас, читать газету и все то многообразие действий, при которых Вы не осмелитесь выдернуть сумку, боясь повредить вору или же помешать ему в чем-то. Здесь фантазия безгранична.
Аналогичные зажимы могут быть и в момент входа в общественный автотранспорт. Сумка как бы случайно запутывается между будущими пассажирами, а на самом деле ее уже чистят.
Здесь жертва находится в таком состоянии, что ей просто некогда обращать на это внимание. Впереди ее ждут свободные места автобуса, а сзади на нее рычат жаждущие войти.
Резюме
Давайте подведем итог. Даже если Вы все это представили и запомнили, стоит помнить, что карманники оттачивают свое мастерство ежедневно. Бдительность и выполнение следующих рекомендаций помогут Вам быть «бесполезными» карманникам.
Частенько, люди больше переживают не за деньги в кошельке или сотовый, а за сам кошелек, за банковскую карту, за права оставленные в кошельке, за телефонную книжку в сотовом и т.д. Все это приносит много неожиданных хлопот.
Итак, рекомендации:
- в любом случае, ничего не держите во внешних карманах одежды. Не имеет значение, входите вы в автобус, или просто идете. Даже если Ваши руки крепко держат кошелек или сотовый, лучше уберите его во внутренний карман.
- не держите кошелек в сумке, особенно, если она большая и не закрывается, уж слишком высоко искушение даже для начинающего карманника. Если сумка маленькая, то уберите ее под руку, собачкой замка к себе.
- при входе в автобус, сумку держите впереди себя на уровне груди.
- при зажиме сумки, достаточно сказать фразу: «отпустите сумку, КТО В НЕЙ ШАРИТ!?». В этом случает рискуете нарваться на продолжение театрального действия карманника, типа: «я что вор что ли…». Но тем не менее, это лучше, чем порезанная опустошенная сумка. Кстати, проявление такого актерского мастерства – явная встреча с карманником.
- не держите кошелек в обычном полиэтиленовом пакете.
- как только Вас стали пихать, толкать, знайте – это сигнал! Если Вы чувствуете, что вас пихает непосредственно человек сзади или с боку, так и скажите ему: «Вы зачем пихаетесь? По карманам хотите пройтись?»
Такие фразы отрезвляют, добросовестные люди не готовы к таким вещам, и перестают толкать. А карманники такие ситуации разруливают постоянно, следовательно, готовы ответить. Тем не менее, внимание будет привлечено именно к ним. В такой ситуации воровать сложно.
Помните, что на поприще карманников орудуют и «самородки». Они чаще ошибаются, но в состоянии нанести ущерб.
Также сообщаю, что поймать таких людей очень сложно, ибо через 5-6 секунд после кражи, краденное передается подельнику. Последний остается вне всяких подозрений.
Источник: Журнал Психология.Пермь.