Беккариа Чезаре
(Beccaria Bonesana Cesare)
(1738 - 1794) - великий итальянский
гуманист и реформатор права.
Во второй половине XVIII века, столь
обильного крупными переворотами в
истории западноевропейского
общества, появилась небольшая
книжка, которой суждено было
произвести целую революцию в области
права и правовых наук.
Установившиеся веками взгляды на
преступление и наказание подвергнуты
были основательному анализу. Все
наслоение устарелых теорий о
необходимости сурового возмездия за
содеянное правонарушение,
беспощадного преследования человека,
совершившего преступление, - все это
наслоение вдруг оказалось лишенным
всякого разумного смысла, вредящим
истинным целям правосудия. Небывалое
смущение овладело умами законоведов
и правителей, окаменевших в своих
воззрениях на средства обезвредить
порочного человека, воззрениях,
освященных веками, унаследованных от
римских юристов. Идеи, впервые
высказанные в этой небольшой книжке,
нашли радостный отклик в сердцах
незабвенных умственных двигателей
конца XVIII столетия, были с
восторгом приветствованы
французскими энциклопедистами,
проникли в царские чертоги и вскоре
вошли в лучшие кодексы передовых
народов Европы.
Эта книжка в 200 страниц,
доставившая автору славное имя в
истории, завидный титул "апостола
человечности", не была написана ни
цеховым ученым, ни профессиональным
законоведом или выдающимся
государственным деятелем. Она
принадлежала перу совершенно
неизвестного молодого мыслителя,
всецело проникнутого идеями
французских энциклопедистов. Автором
этого сочинения оказался
двадцатисемилетний миланский
патриций, маркиз Чезаре
Беккариа-Бонесана; озаглавлено оно
было: "Dei delitti e delie pene"[О
преступлениях и наказаниях (um.).].
Суть воззрений Беккариа можно свести
к следующему. Он полагал, что
совершение преступления — это вопрос
свободной воли, что люди ищут
приятных ощущений и стремятся
избегать неприятных, что наказание
устрашает, что уголовные законы
должны широко обнародоваться в
интересах единообразия и устрашения
и что с детьми и душевнобольными
нельзя обращаться как с
преступниками. Принципы,
рекомендованные Беккариа, выражались
в том, что: 1) основой социальной
деятельности должна быть утилитарная
концепция наибольшего благополучия
для наибольшего числа людей; 2)
преступление должно рассматриваться
как ущерб для общества; 3)
предупреждение преступности
значительно важнее наказания, а это
означает, что закон должен
доводиться до сведения каждого,
чтобы каждый знал, что соблюдение
закона вознаграждается, а нарушение
влечет за собой ответственность; 4)
тайные обвинения и пытки должны быть
заменены гуманными и быстрыми
судебными процедурами, и дача
показаний против соучастников в
расчете на снисхождение есть
«публичное удостоверение
предательства», а потому должна быть
упразднена; 5) цель наказания —
удержание людей от совершения
преступлений, а не социальная месть;
6) тюремное заключение следует
применять значительно шире, но
содержание в тюрьме нужно улучшить.
Вклад Беккариа в развитие мировой
правовой мысли неоспорим. Его идеи
перевернули правовое мышление XVIII
века и более 200 лет являются
идеологией построения уголовной
политики для всего цивилизованного
мира. Они положили начало
современному развитию наук о
преступности, в том числе, и
становлению юридической психологии.
С книгой Чезаре Беккариа "О
преступлениях и наказании" Вы можете
ознакомиться на страницах нашего
сайта
здесь.
Юридическая психология в лицах
Беккариа Чезаре