Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Статьи по юридической психологии

 
А.Ф.Караваев, С.Л.Панов, А.А.Замулло
Классификация (типология) посетителей казино, залов игровых автоматовПсихопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 3, с. 48-52.
 

Азартные игры как способ времяпрепровождения можно встретить во многих культурах как на Западе, так и на Востоке. Выделяют две универсальные составляющие такого рода проведения досуга: абстрактная, «холодная» теория вероятности, лежащая в основании ряда игр (рулетка, карты и др.), и присущее человеку желание испытать сильные ощущения и эмоциональный всплеск - это то, что делает такой вид развлечения популярным во многих странах мира (2, 50-51; 13; 20; 23).

Что касается России, то объекты игорного бизнеса (казино и в особенности залы игровых автоматов) появились только в последние пятнадцать лет, вместе с формированием рыночных отношений и «свободной» предпринимательской деятельностью. Однако известно, что игорные традиции сформировались давно, они описаны классиками русской литературы А. С. Пушкиным («Пиковая дама»), Ф. М. Достоевским («Игрок»), А. И. Куприным («Система») еще в XIX в.. В настоящее время для России игорная сфера - принципиально новый вид досуга и бизнеса, место которого в экономике и культуре страны в целом еще недостаточно изучено экономистами, социологами, правоведами (4; 7).

С увеличением количества игорных заведений растет число людей, которых привлекает этот вид досуга. Сегодня уже можно говорить о формировании у посетителей казино и залов игровых автоматов определенного поведения - игорной культуры. Ее изучение (5; 11), как и изучение особенностей современного игрока, с одной стороны, дает владельцам игорных заведений (при умелом использовании полученных данных) возможность для привлечения клиентов; с другой - представляется весьма актуальным для различных специалистов (медики, психиатры, работники правоохранительных органов) в целях осуществления контроля за указанным видом предпринимательской деятельности, а также оказания медицинской и психиатрической помощи попавшим в зависимость гражданам. Основным инструментом такого изучения выступают, как правило, социолого-психологические и криминологические исследования.

Игромания как феномен воспринимается обществом по-разному: игроки относятся к ней как к одному из видов азартного увлечения, владельцам игорной индустрии она приносит высокие доходы, а наркологи, психиатры считают ее стойкой болезнью и бичом современности (18, 16-17; 21). В научных статьях медицинского, психологического содержания, публикациях средств массовой информации, на сайтах сети «Интернет» (9; 15) нередко встречается анализ социально-демографических и нравственно-психологических особенностей лиц, регулярно посещающих объекты игорного бизнеса (казино, залы игровых автоматов). Однако в недостаточной степени пишущими по этой тематике специалистами рассматриваются вопросы, связанные с классификацией (типологией) лиц, участвующих в азартных играх.

Среди общенаучных методов познания человека и его деятельности (в данном случае речь идет о посетителях объектов игорного бизнеса и их отношении к игровому процессу) особое место занимают такие соподчиненные и взаимосвязанные методы, как типология (типологизация) и классификация (3; 6; 16). Классификация как общенаучный метод познания человека и общества основан на группировании людей по тем или иным относительно устойчивым критериям. Под типологизацией обычно понимают умение находить, подмечать в окружающем типичное, повторяющееся, а затем адекватно увиденному его классифицировать. Этот метод позволяет обнаруживать группы похожих между собой людей в виде логических моделей - так называемых идеальных типов и сводить однообразные (типичные) образцы поведения в наиболее общую ее модель (тип).

Вариантов типологии может быть предложено множество, в зависимости от оснований дифференциации и целей проведения научного исследования. Невзирая на общность классификации и типологии тех или иных лиц как методов познания, они отличаются не только по содержанию оснований, но и по целям использования: первая дает описание изучаемого объекта, вторая (наряду с другими методами) - его объяснение.

Классификация, типология игроков в казино, залах игровых автоматов может быть условно составлена по нескольким основаниям (19): полу, возрасту, месту жительства клиентов, их семейному и материальному положению, мотивации и стойкости увлечения игрой, взаимоотношениям с администрацией заведений и посетителями и др.

В целях изучения общего массива участвующих в азартных играх граждан страны и разделения их на различные типы на базе Омской академии МВД России проведено исследование, в ходе которого проанкетированы 221 житель г. Омска, регулярно посещающие объекты игорного бизнеса (казино, залы игровых автоматов), имеющие определенную зависимость от игры. Опросу (в виде анкетирования и интервьюирования) подвергались лица разного пола, возраста, рода занятий, материального и служебного положения. Кроме того, были изучены различные источники (научная литература, публикации в средствах массовой информации, информация в Интернете), в которых освещались вопросы типологизации игроков, посещающих объекты игорного бизнеса.

На основании проведенного исследования (1, 56-57; 10, 17; 12; 14; 17; 23; 22) всю совокупность лиц, посещающих казино, залы игровых автоматов можно разделить (классифицировать) на различные группы по определенным основаниям, например, по социально-демографическим характеристикам.

1. Возраст. Выяснилось, что наибольшее количество игроков приходится на возраст от 18 до 25 лет (31,2%), от 26 до 35 лет (29,7%), от 35 до 45 лет (19,4%), от 45 лет и старше (17,1%). Практически каждый пятый игрок - из числа пенсионеров и несовершеннолетних (14,8 и 3,9% соответственно).

2. Пол. Распределение игроков по половому признаку следующее: 92,7% - мужчины, 7,3% - женщины. Незначительное количество женщин-игроков можно объяснить тем, что у слабого пола значительно развит инстинкт самосохранения. Специалисты выделяют два типа играющих женщин - первые играют на свои деньги, вторые - на чужие. Женщин, которые играют на собственные деньги, очень мало, около 2-3% (в среднем на 150-200 посетителей объектов игорного бизнеса приходится пять- шесть самостоятельно играющих женщин).

3. Образование. Среди игроков 61,2% имеют среднее техническое, 28,9 - среднее, 15,8% - высшее образование.

4. Наличие работы. Среди участников игры трудоустроены 78,1%, не имеют работы 21,9% респондентов.

5. Семейное положение. 64,3% игроков не зарегистрированы в браке, остальные - 35,7% - официально состоят в браке.

При анализе частоты посещений залов игровых автоматов оказалось, что около 85% опрошенных игроков являются постоянными посетителями и предпочитают заходить в залы, которые находятся вблизи от места их проживания (92,1% респондентов).

Посетителей игорных заведений можно типологизировать исходя из уровня (стадий) подверженности игровой зависимости (8, 52-58):

1. Игроки, находящиеся на первой стадии игромании. У таких индивидов начало формирования игровой зависимости проявляется в постоянном усилении влечения участвовать в игре, при этом борьба мотивов «играть - не играть» отсутствует, и человек может отказаться от этого даже при наличии желания играть. Однако осознания опасности стать зависимым от игры пока нет, поэтому частотность посещений растет, сеансы удлиняются, а ставки увеличиваются.

2. Игроки, находящиеся на второй стадии игромании. Таким участникам игрового процесса все реже удается волевым усилием запретить самому себе играть. Появляется и становится напряженной борьба мотивов «играть - не играть». Игровые сеансы все более удлиняются, а сама игра становится безудержной: выигрыш вновь пускается в игру. Поведение определяют возрастающий азарт и иллюзия игромана: вера в свою удачливость, везение, счастливый случай. Посетители строят свои системы игры, выделяют «счастливые» комбинации цифр или изображений, а игровой процесс обрастает ритуалами, суевериями.

3. Игроки, находящиеся на третьей стадии игромании. На этой стадии у посетителей игровая зависимость столь сильна, что борьбы мотивов уже нет. Вся жизнь сводится к игре. Участники готовы играть ежедневно и неограниченное время, в перерывах между игрой они живут в игровых фантазиях. Деньги ими воспринимаются как символ игры. Укорачивается период воздержания от игры и значительно увеличивается ее продолжительность. Желание играть практически неодолимо. Цель игры - сама игра, несмотря ни на большие долги, ни на возможность очередного проигрыша.

К основным типам игроков, посещающих объекты игорной сферы (казино, залы игровых автоматов), по степени привязанности (отношения) к игровому процессу можно отнести следующих:

«Тусовщики» - клиенты заведения, играющие ради получения удовольствия (удовлетворения) от самой игры как одной из форм проведения досуга. Они посещают игровые объекты от случая к случаю и играют во все подряд, причем неважно, во что, для них увлекателен сам процесс приобщения к этому «великосветскому» развлечению. Игра для них всего лишь фон, во время нее можно пообщаться с другими людьми и насладиться шоу (по их мнению, «игра - лекарство от повседневного стресса»). Проигранные деньги, как правило, не жалеют, считают своеобразной платой за удовольствие, а случайному выигрышу радуются по-детски.

«Пехота» - постоянные игроки, посещающие объекты игорной сферы стабильно, как минимум несколько раз в неделю и отдающие предпочтение одной любимой игре. Играют лишь на те деньги, которые можно проиграть без особого ущерба для своего бюджета. Правда, иногда игра может затягивать, и надолго, но после «солидных» проигрышей они останавливаются.

Случайные игроки - участники игрового процесса, которые любят играть, но могут и не вспоминать об этом занятии подолгу. Их привлекают, скорее, внешние обстоятельства: например, членство в определенной компании игроков. Они не рискуют своим положением на работе, не считают возможным «подводить» семью. Как правило, назначают себе строгие рамки: сколько времени допустимо потратить на игру, какими суммами пожертвовать, - и редко нарушают их. В игре они бережливы, аккуратны, осторожны.

Интеллектуальные игроки - клиент, для которого игра не более чем дорогое, но все же развлечение, удовлетворяющее самолюбие. Проигрыш для них является лишь эмоциональной встряской интеллекта, а выигрыш - абстрактной целью, приносящей сугубо моральное удовлетворение, поскольку он сумел победить в заведомо проигрышных условиях. Это игроки, которые адекватно воспринимают математическую модель игры и успешно применяют ее на практике, оставаясь практически «при своих», т. е. фактически и не проигрывают, и не выигрывают.

Статусные игроки - участвуют в игре «за компанию», ради соответствия своей социальной группе и делают ставки в тех «денежных размерах», которые приняты в их окружении. Игроки, пришедшие ради развлечения (по принципу «себя показать и других посмотреть»), хотя и с желанием, по возможности, выиграть определенную денежную сумму. Это, как правило, достаточно преуспевающие люди, готовые в разумных пределах расстаться с частью наличных денежных средств.

«Вип-персоны» - размеры их ставок гораздо выше среднего уровня трат на игру в такого рода заведениях. Занимая видное положение в обществе (крупные политики, бизнесмены, деятели шоу-бизнеса и т. д.), они играют отчасти для того, чтобы лишний раз подтвердить свой социальный (должностной) статус, проигрыш не вызывает у них серьезных негативных переживаний. Иногда основным стимулом для участия в игре является постоянный дух борьбы и противоборства, желание доказать снова себе и окружающим, что заслуженно занимают столь высокое положение в обществе.

Профессиональные игроки - постоянные посетители заведений, которые живут за счет игры и для получения выигрыша используют преимущественно свои умственные способности. По своим психологическим свойствам они хладнокровны и расчетливы, выносливы и терпеливы. Проигрыш воспринимается как результат ошибки интеллекта и не вызывает отчаяния или растерянности, воспринимается как «текущие расходы» и вложение в будущий успех. Выигрыш фактически является основным, а нередко единственным средством к существованию. Их стратегия: играть достаточно долго и по «определенной методе», чтобы «сорвать банк» и выйти из игры с выигрышем. Профессиональные игроки полностью знают механизм игры, основы математической статистики и теории вероятностей (например, применительно к картежным играм). Для них характерен строго рациональный подход: играть достаточно долго, для того чтобы в момент выигрыша оказаться «в нужном месте в нужное время». В отношении таких участников игорные заведения нередко применяют запретительные меры на посещение объектов, а «профи», в свою очередь, придумывают новые способы противодействия.

«Отчаянные» игроки - категория лиц, пытающихся в трудной ситуации (распад семьи, увольнение с работы и т. д.) уйти от реальности в мир игры. Случайно начав играть, они замечают, что наступает умиротворение (естественно, оно обманчиво). К этому типу можно отнести также людей, которые играют, чтобы притупить чувство одиночества или неудовлетворенности, и для которых азартные игры служат «отдушиной», суррогатом отсутствующей компании или интересного дела.

Лудоманы (игроманы, гемблеры - патологические игроки) - посетители игорных заведений, которые не осознают своей зависимости от игры, хотя реально она их всецело захватывает и «ведет по жизни». Все мысли и чувства таких индивидов сводятся только к игре, сопряжены с постоянной навязчивой идеей отыграться и разом решить все финансовые проблемы. Желание вновь и вновь испытать минуты азарта вынуждает затягивать игру до последнего момента, когда на кон больше нечего поставить. Затем они предпринимают действия по поиску денег (у родственников, коллег по работе) на новую игру. Проигрыш для них - это явление с «обратным знаком», он подстегивает играть еще больше, чтобы «добиться своего».

Постоянно нуждаясь в деньгах, патологический игрок не считается ни с принятыми в обществе правилами, регулирующими денежные отношения, ни даже с законом (патологическим игрокам свойственны воровство, мошенничество, присвоение вверенных денег, вымогательство, оказание разного рода криминальных услуг и др.). Каким бы путем ни попали деньги в руки патологическому игроку и на что бы они ни были предназначены, все будет немедленно поставлено на кон. К этой категории можно отнести также людей действия: азартных, смелых, ценящих власть над ситуацией. Азартный игрок живет страстями игры, существует «в другом измерении». Реальная жизнь ему кажется скучной, неинтересной. Их основной мотив - желание отыграться любой ценой, поскольку для таких людей мысль о том, что они оказались подвластны судьбе, непереносима.

Жулики (криминальные игроки - мошенники) - представители криминального мира либо авантюристы по сути (например, хакеры). Основной мотив - «нажить» денег в основном за счет практики обрабатывания (обманывания) персонала игорного заведения. Игровая зависимость у данной категории игроков встречается крайне редко.

Существует классификация, основанная на медико- психологическом анализе игроков.

1. Игроки, отличающиеся самоуверенной, энергичной и несколько грубоватой манерой держаться, бахвальством и показной тратой денег, за которыми чаще всего скрывается целый комплекс тяжелейших психологических проблем (в детстве их недолюбили либо слишком опекали). Эту довольно большую группу игроманов называют «детьми». Стремление к игре для них - способ вырваться из тех рамок, в которых они оказались, неосознанный протест против реальности, которая не подчиняется их фантазиям.

2. Группа игроков, в которой движущей силой азарта является всепоглощающее, разрушительное чувство вины; его «игроки-мазохисты» проносят через всю жизнь, а проигрыш расценивают как способ самонаказания.

В зависимости от характера человека, его поведения в казино и иных специализированных заведениях посетителей игорных заведений можно классифицировать следующим образом:

- любители поговорить, которые убеждают окружающих, что дело не в игре, а в приятном времяпрепровождении;

- «контролеры» ситуации;

- «серьезные» (придают значение тому, как они одеты, выглядят в глазах окружающих), которые стараются все учесть и сначала посмотреть на происходящее со стороны, для того чтобы затем все проходило так, как нужно;

- неприступные, «холодные», суверенные типы, не вступающие в контакты и решающие что-либо важное для себя;

- эмоционально возбудимые, склонные к драматизации;

- недовольные, брюзгливые.

Квалификация участников игрового процесса в зависимости от умения обыграть игровой автомат (применяемые ими способы одолеть «однорукого бандита» похожи на занятие хиромантией).

1. «Волки» (матерые игроки) - индивиды, которые ожидают, пока «чайник», набивший машину деньгами, уйдет, тут же снимают куш (именно поэтому, получив выигрыш, как правило, сразу меняют «машину»).

2. «Фаренгейты» - игроки, которые, прижимаясь к аппарату губами или щекой, определяют таким образом продолжительность работы автомата (долго проработавшая машина, по мнению таких игроков, чаще отдает выигрыш).

3. «Нюхачи» - клиенты игровых залов, которые основываются на том же принципе, что и «фаренгейты», но определяют, сильно ли нагрелся игровой аппарат, по запаху.

4. «Экспериментаторы» входят в группу игроков: одни рассчитывают силу броска жетона, другие по понятной только им методе меняют график смены игры на различных автоматах, третьи в первую очередь ориентируются на вмятинах на корпусах аппарата.

5. «Ворожилы» - участники игры, использующие различные амулеты, ритуалы (например, играют только по четным или нечетным дням), заклинания (например, крестят автомат или плюют перед игрой через левое плечо), астральные и энергетические силы и т. д.

Имеет право на существование классификация, составленная на основе жаргонных характеристик игроков:

- «блоха» - игрок, который долго не задерживается у одного игрового стола или автомата, постоянно перескакивает с места на место;

- «блэклист» - игрок из «черных» списков игорных заведений, не имеющий по тем или иным причинам права там играть;

- «лоуроллер» - клиент, играющий по мелким ставкам;

- «маньяк» - игрок, который своими действиями (затяжная игра, игра на все наличные деньги и т. п.) ставит под сомнение свою психическую устойчивость;

- «подсадной игрок» - индивидуум, работающий на казино, но играющий, как игрок, и провоцирующий своими действиями на игру других клиентов;

- «хайроллер» - клиент, делающий очень большие ставки в казино;

- «хозяин бокса» - игрок, от решения которого зависит дальнейшее продолжение игры, независимо от ставок других игроков;

- «шулер» - используя противоправные действия, пытается обыграть оппонентов;

- «щипач» - проводит в казино минимально возможное для выигрыша время, а в случае даже небольшой удачи покидает казино.

Предложенные здесь основания классификации (типологизации) посетителей объектов игорного бизнеса не являются исчерпывающими, часть из них носит условный характер, и это не исключает деление участников игрового процесса на различные группы по другим критериям.

По мнению авторов статьи, классификация игроков необходима для того, чтобы: во-первых, составить портрет современного российского посетителя объектов игорной сферы; во-вторых, разработать и воплотить в жизнь комплекс мероприятий (законодательных, медицинских, воспитательных и др.), направленных на цивилизованное развитие игорного бизнеса, а также оказание помощи лицам, попавшим в зависимость от игры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Адливанкин И. Лудомания, или Зубы акулы // Нарконет. - 2005. - № 1.

2. Азартные игры: (по материалам Г. С. Тимохиной) // Спрос. - 2003. - № 5.

3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

4. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Тетралогия. - М., 1998.

5. Вайкс А. Энциклопедия азартных игр. - М., 1994.

6. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. - М., 2003. - Т. 1: Теория и методология.

7. Дубичева К. Оловянные глаза азарта. Эпидемия игромании захлестывает пенсионеров и школьников // Труд. - 2005. - 16 апр.

8. Зайцев В. В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3.

9. Закомурная Е. В. Бизнес по торговле шансами // <http://www.executive.ru/publications/specialization/article_2011>. - 2007. - 22 дек.

10. ИванскийА. Азарт для бедных // Огонек. - 2004. - № 2.

11. Игромания: Мифы и реальность // Наркология: ежемесячный научно-практический рецензируемый журнал. - 2004. - № 4.

12. Измайлова Т. Диагноз - игрок // <http://www.casino2000. ru>. - 2008. - 22 апр.

13. Калугин В. К. Ах, этот азарт! - СПб., 1999.

14. Классификация игроков // <http://www.krascasino.info/dosug/publ/classific.html>. - 2008. - 5 мая.

15. Клюшкина О. Воля к игре: исследование игроков казино // Логос: философско-литературный журнал. - 2000. - № 1-6.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

17. Молчанова Г. Демоны азарта // <http://www.all- games.ru>. - 2006. - 11 июля.

18. Никулин В. Железная рука счастья // Огонек. - 2004. - № 2.

19. Писаренко Д. Небезопасный азарт // Аргументы и факты. - 2004. - 17 марта.

20. Солдаткин В. Воздействие азартных игр на мозг человека идентично приему кокаина // <http://www.annews.ru/ modules.php?name=News&file=article&sid=35852>. - 2008. - 10 мая.

21. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

22. Шаповалов А. Рулетка - родная сестра кокаина // Независимая газета. - 2005. - 20 июня.

23. Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб., 2002.

24. Dowries D., Davis В., David M. Stone P. Gambling, Work and Leisure. - London, 1976.