Энциклопедический словарь юридической психологии
Депрограммирование (deprogramming)
Дж. Кларк установил, что для экстремистских религиозных культов характерно следующее: а) состоятельные живые лидеры, считающие себя мессиями или обладателями особой силы (дара и пр.); б) философия, осн. на системе догматических и абсолютистских убеждений; в) тоталитарная система управления; г) требование беспрекословного подчинения уставу культовой группы; д) сильный акцент на накапливании богатства для культа и е) почти полное отсутствие заботы об индивидуальном благополучии членов культа.
Вероятных новообращенных редко ставят в известность об этих особенностях культа, но, наоборот, предоставляют им сильно отличающуюся или даже прямо противоположную реальному положению дел информ. М. Сингер и Р. Дж. Лифтон утверждают, что как только новички вовлекаются в культ достаточно глубоко, чтобы на них можно было оказывать групповое давление, они подвергаются процедурам промывания мозгов.
Конечным продуктом процесса идеологической обработки является упрощенческое и стереотипное мышление. Как и в гипнотических состояниях, содержание мышления контролируется гл. обр. извне, а не изнутри, что приводит к слепому повиновению лидеру культа.
Экстремистские религиозные культы могут производить полное изменение личности новообращенного за период от неск. дней до неск. недель, хотя, по сообщению Дж. Кларка, такие изменения становятся необратимыми обычно после 4—7 лет жизни в культовой группе.
Д. состоит из фасилитации критического, гибкого, творческого и независимого мышления и коррекции ложных представлений относительно культовой жизни. Этот процесс завершается стимулированием члена культа исследовать культовую идеологию в свете логики и эмпирических фактов. Такое исслед. можно ускорить с помощью серии наводящих вопросов, посредством к-рых новичка нацеливают на систематический анализ противоречий на основе фактов из его личного жизненного опыта.
Полезно тж прямое, открытое заполнение информационных лакун. Напр., новички могут просто не знать, что группа, к к-рой они примкнули, весьма своеобразна; что «проекты творческой общины» не имеют никакого отношения к жизни той общины, членами к-рой они стали; что они должны посвятить свою жизнь этой группе или что их будущий супруг(а) и дата бракосочетания будут выбраны за них лидерами культа. Особую пользу дает описание и объяснения процесса идеологической обработки, к-рой они были подвергнуты.
На протяжении процесса Д. любопытство, вопросы и рассуждения новообращенного создают импульс, сила к-рого нарастает до тех пор, пока не достигается точка перелома. В это время новичок может внезапно прекратить обсуждение, стать тихим и задумчивым или обнаружить признаки шока, после чего он обычно «ломается». Этот момент характеризуется такими ощущениями, как нервная дрожь и озноб. На аффективном уровне произошедший перелом может выражаться в рыданиях и панической растерянности, а на когнитивном уровне он сочетается с резким изменением мировоззрения и решением порвать с культом.
Работа не заканчивается с наступлением момента перелома, т. к. затем наступает «неустойчивая фаза» («floating phase»), когда случайная встреча, телефонный звонок или даже слово могут столь же быстро вернуть бывшего члена к мировоззрению культа. Для предотвращения обратного перехода таким людям, как правило, необходима постоянная поддержка и руководство до тех пор, пока их способность критически мыслить не окрепнет настолько, чтобы они могли обрести независимость.
Дж. К. Локвуд