Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии

 
Еникеев М.И.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.Учебник.
СПб., 2004.
 

Раздел II. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 2. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

§ 1. Правовая социализация личности

Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.

Правовая социализация личности - включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.

Высший уровень правовой социализации - поведение личности на основе правосолидарных установок - привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия - жить достойно.

Дефектность правовой социализации может проявляться в недооценке ценности права (правовой негативизм), в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), в активном неприятии норм права (правовой нигилизм) и в сознательном преступном поведении. Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.

Мораль и право - две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности - социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция - мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность - сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности - конфликт норм - устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.

Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение - высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.

Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.

Требования нравственности формируются стихийно, самовоспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом. Нравственные санкции - одобрение или осуждение - имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность - индивид с развитым внутриличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.

Поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и позволяет, то есть ценностными критериями его психической саморегуляции. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности над высшими. Каждый человек обладает своим набором "значений для себя", индивидуальным классификационно-оценочным механизмом - личностным конструктором, определяющим меру возможных его отклонений от норм в различных типовых ситуациях. В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм, условиях сложного взаимодействия сознания и подсознания возможна регрессия поведения - переход индивида на низшие уровни его развития. Регрессия может распространиться на отдельные регуляционные компоненты - потребностно-мотивационные, смысловые, целевые или операциональные.

Дефекты психической саморегуляции наиболее возможны в кризисные периоды жизни индивида.

Особенно "хрупок" подростковый возраст. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем - в изменении лица, голоса, строения тела, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение. Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально-насыщенного применения. Отношение же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда - подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение преступной романтикой. Неправы те, кто утверждает, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность, безнравственное самоутверждение.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения - делинквентное поведение - система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Первые проявления делиМсвентного поведения - прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризирование слабых сверстников, шантаж, угон велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями - неадекватностью реакций, ригидностью (негибкостью) поведения, склонностью к аффективным реакциям. Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания, иногда "гиперопекой" или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды.

Своевременно не пресеченные проявления предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей - такова первопричина социально-дезадаптивного поведения.

Социальная неадаптированность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством, асоциальным проявлением личности на ранних стадиях формирования.

Возможность систематического бесконтрольного поведения переходит во внутреннюю неспособность к самоограничению.

Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки. "Это был тот период, когда степень "испорченности" указанных лиц не была еще достаточно высокой. Но отрицательное воздействие микросреды - ближайшего окружения на работе и в быту, жизненные неурядицы, собственные ошибки и неправильные поступки - все это продолжалось в течение более или менее длительного времени, изменения личности накапливались и привели, наконец, к совершению преступления" [95].

Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.

Преступления совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, хорошо принимающий себя и в качестве "плохого человека", положительно утверждающий себя в этом своем качестве.

Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. "Обыкновенно думают, - писал Л. Н. Толстой в романе "Воскресение", - что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют о себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем месте в ней понятие" [156].

Это же отмечает и Ф. М. Достоевский: "Преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым" [33].

Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.

Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция - все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека - с его категориально-ценностной ориентацией в действительности. Все составляющие правовой психологии - единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.

Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности. Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально положительного воздействия.

Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально положительных способов самоутверждения. Трагедия человека - с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Фундаментальная социальная потребность человека - потребность в самоуважении, в личностном признании - должна находить отклик в социально положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.

Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.

Эта негативная социальная идентификация порождает у личности новые, асоциальные критерии эффективности своего поведения. Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного самоизмерения индивид заменяет доступным для него асоциальным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начавший пить и курить, начинает чувствовать себя "настоящим парнем". А первые его успехи в "деле" создают ему ореол "своего парня". Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой субкультуре индивид начинает видеть смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного поведения. Антинормативность становится нормой поведения - таков парадокс девиантности. Несостоявшаяся социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией - сначала делинквентностью, а затем и преступностью. При этом сползание асоциальности подкрепляется механизмом защитной мотивации ("Все так живут", "Иначе не проживешь", "Они "наверху" тоже воруют" и т. п.)

Итак, для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интервализировать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.

Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.