Сайт Юридическая психология
Учебная литература по юридической психологии

 
Статный В.М., Юренкова В.А., Бухаров Н.Н. и др.
ОСНОВЫ ПРОФАЙЛИНГА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, ВЫНАШИВАЮЩИХ ПРЕСТУПНЫЕ ЗАМЫСЛЫ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург, 2012

 

Глава 5. Визуальная психосемиотика


2. Визуальное общение и метод наблюдения

Основными методами визуальной психодиагностики являются наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д.

Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, психогеометрия, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др. Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека.

В настоящее время интерес к визуальной психодиагностике возрастает с каждым днем. Методы визуальной психодиагностики активно используются в психотерапии, социально — психологических тренингах, рекламе, разных отраслях психологии. Повышается интерес к научно-популярной литературе, посвященной проблеме диагностики личности человека по жестам, позе, походке, мимике и другим внешним проявлениям. Умение читать визуальную информацию предоставляет широкие возможности для эффективного взаимодействия с людьми в повседневном общении и профессиональной деятельности. Кроме того, навыки визуальной психодиагностики могут быть применены человеком и к самому себе. Часто многим людям нелегко бывает понять собственные психологические проблемы вследствие работы защитных механизмов. А изучение сигналов своего физического тела позволяет осознать свое действительное психологическое состояние, свои истинные желания и потребности.

Далее подробнее остановимся на сущности физиогномики, рассмотрим так называемые физиогномические школы, подвергнем рассмотрению факторы, влияющие на восприятие человека человеком, и остановимся на связи особенностей невербального поведения с психологическим типом личности.

Вы встретились с незнакомым человеком. Какой у него характер, какой вид деятельности для него наиболее предпочтителен? Возможно ли это узнать, посмотрев на его лицо? Есть профессии, в которых для квалифицированного выполнения обязанностей и достижения мастерства, специалист должен обладать не только специфическими профессиональными знаниями, но и опытом «чтения лица» человека. Это врачи, юристы, адвокаты и следователи, художники, писатели, психологи и профайлеры.

Древняя оккультная наука «физиогномика» тысячелетиями пыталась доказать существование связей между лицом и судьбой человека. Физиогномика происходит от греческих слов «природа» и «знание» и означает искусство познавать по чертам лица характер человека, его судьбу. Выражение лица является результатом эмоций, действующих на человека и оставляющих на нем «печать» на всю оставшуюся жизнь. В этом смысле лицо человека является его визитной карточкой, на которой можно прочитать не только чувства, но характер и судьбу.

Для того чтобы стать хорошим физиогномистам нужно знать многое, не только сложившиеся веками сведения, но психологию и национальные особенности черт лица и характера. В настоящее время в некоторых странах физиогномика широко распространена, изучается в высших учебных заведениях. Издается огромное количество специальной литературы. Знаменитые физиогномисты пользуются большим авторитетом.

Даже не будучи знакомыми с физиогномикой, многие люди, особенно обладающие хорошо развитой интуицией, в состоянии оценить, хорошее или плохое впечатление производит на них незнакомый человек. На уровне подсознания все немного физиогномисты. Знакомые фразы: «какое глупое лицо», «безвольный подбородок», «хитрые глаза». Таким образом, можно предположить, что непредубежденный человек получает первое впечатление о незнакомце на подсознательном уровне.

Физиогномика (происходит от греч. physiognomike или physiognomonike — наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от physis — природа, природные задатки и gnomonikos — сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномика уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времён откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей и т.п. Физиогномические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в античную эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре др. научных дисциплин того времени. Предметом классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка. С физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравственных характеров» (Теофраст), а также практика типизации в античной литературе (система масок-амплуа в новой аттической комедии, техника «словесного портрета» в античной риторике, историографии и биографии, и т.п.).

Предпосылкой физиогномики было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жестко детерминирован в самопроявлениях своим прирожденным «нравом».

Таким образом, физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

В настоящий момент существует несколько научных коллективов, которые изучают особенности строения, выражения лица и его восприятия в связи с оценкой психологических характеристик человека и его эмоционального состояния.

К вопросу о научных школах физиогномики. Научная школа Пола Экмана. Пол Экман (англ. Paul Ekman, родился 15 февраля 1934 г.) — выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Профессор Экман известен во всем мире и как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. На данный момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group» — небольшую компанию, которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изучения эмоций и микровыражений.

П. Экман создал методику для измерения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица. Лицо, представляемое испытуемым в этих экспериментах, как бы разделялось на три части по горизонтали: брови-лоб; глаза-веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений лица — FAST».

Следующая научная школа принадлежит нашему соотечественнику Владимиру Александровичу Барабанщикову. В.А.Барабанщиков — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лаборатории системных исследований психики ИПРАН, опираясь на большой теоретический и эмпирический материал, предпринял попытку раскрыть общепсихологическую природу межличностного восприятия, описать закономерности восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица. Межличностное общение рассматривается В.А. Барабанщиковым в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представления об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция).

Факторы, влияющие на восприятие человека человеком. Восприятие человека человеком — это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого складывается понятие о конкретной личности. Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации.

Процесс отражения внешнего облика включает два уровня познания:

  • конкретно-чувственный (восприятие);

  • абстрактно-логический (интерпретация).

Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отношение к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности.

Уровень логического познания человека человеком выражается в суждениях друг о друге, содержание которых определение способностей, характера, темперамента, потребностей, социального статуса, рода деятельности и поведения. В ходе восприятия человека человеком происходит приписывание воспринимаемому определенного набора личностных характеристик на основе частных деталей его внешности и поведения, замеченных воспринимающим.

Выделяются определенные закономерности восприятия человека человеком. Исследования показывают, что формирование образа другого человека, характер психологической интерпретации его облика зависит от таких особенностей воспринимающего человека, как:

  • возраст, пол, профессиональная и социальная принадлежность;

  • индивидуальный жизненный опыт;

  • индивидуально-психологические особенности (потребности, интересы, жизненные цели, мотивы, самооценка, уверенность в себе, др.);

  • сформированная у человека система понятий (опыт познания людей вообще);

  • характер взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым.

Вся информация, поступающая из окружающего мира, интерпретируется в зависимости от особенностей воспринимающего человека. Поэтому объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут значительно изменяться и даже искажаться.

Существуют эффекты, которые искажают восприятие человека человеком:

  • эффект первичности (мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию);

  • эффект ореола (означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности: если общее впечатление благоприятное, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные — либо затушевываются, либо как-то оправдываются);

  • эффект последовательности (состоит в том, что на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем);

  • эффект проекции (неосознаваемая тенденция переносить нежелательные для себя качества и свойства на другого человека);

  • эффект снисходительности (излишняя некритичность при оценке другого человека);

  • эффект предварительной информации (предварительная информация автоматически формирует установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов);

  • эффект бумеранга (люди обычно подсознательно оказывают противодействие любому сильному давлению извне).

Указанные эффекты необходимо учитывать при организации взаимодействия с партнерами по общению.

В общении рекомендуется придерживаться определенных правил.

1. Правило постановки себя на место собеседника (рефлексия). Рекомендуется осознанно воспринимать собеседника, стараться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить его состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства.

2. Правило типизации собеседника. Наблюдение рекомендуется начинать с определения типов партнеров по общению согласно хорошо известным психологическим типологиям. Например, определенной типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, к разным темпераментам.

3. Правило индивидуализации. Опираясь на типологические особенности собеседника, следует не ограничиваться общими особенностями, а конкретизировать в дальнейшем собираемую психологическую информацию, рассмотреть основные личностные качества человека (социальные, профессиональные, индивидуальные).

4. Правило моторного проигрывания. Рекомендуется повторить некоторые компоненты поведения партнера: принять ту же позу, выражение лица, присоединиться к динамике движения, манере и содержанию речи и т. д. Отражение невербального поведения собеседника может значительно облегчить понимание его личности.

5. Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. Наблюдателю следует стараться быть объективным, самостоятельным, не поддаваться первому впечатлению, не судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым фактам. Важно оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимика, жесты, интонация, темп движений и др.); изучать собеседника в разные моменты, в различных ситуациях, изменять условия наблюдения. Желательно перепроверять свои впечатления, сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, учитывать влияния национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья, чтобы избежать ошибок в интерпретации невербального поведения.

6. Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника. Фиксация результатов наблюдений позволяет в дальнейшем лучше изучить их. Выделяют три основных способа фиксации наблюдаемых признаков: фиксация результатов наблюдения в процессе общения, по возможности, незаметно для субъекта изучения; использование технических средств (видео и звукозаписи) в ходе общения; записи результатов наблюдения сразу после общения.

Феномен первого впечатления. Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим в себя несколько компонентов: чувственный, эмоциональный и логический (оценочные суждения).

Исследования российского ученого А.А. Бодалева показали, что первое впечатление формируется в течение первых 2-3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека. При этом на долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92 % всего объема принимаемой информации. При первом впечатлении оценка психологических качеств личности происходит без всестороннего анализа его особенностей зависит от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека.

На формирование первого впечатления влияют следующие факторы:

  • характеристики воспринимаемого человека

  • характеристики самого воспринимающего

  • социальный фон общения

На создание первого впечатления о человеке влияют такие характеристики воспринимаемого человека, как оформление внешности (стиль одежды, прическа), экспрессия человека (эмоциональные состояния, поза, взгляд, улыбка), демонстрируемое поведение, особенности общения. При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов облика, принятых этими людьми за норму. В связи с этим можно говорить о наиболее выразительных внешних типажах, обращающих на себя внимание большинства людей. Чтобы лучше понять партнера по общению, необходимо учитывать то, как он старается преподнести себя. Проявляя различные эмоции, показывая состояние подавленности, сдержанности или, наоборот, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации. Иногда люди сознательно играют определенные роли.

На формирование первого впечатления о партнере влияют и особенности самого воспринимающего. Очень часто в создании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, когда воспринимающий может приписывать другому человеку черты, которые на самом деле присущи ему самому, а не оцениваемой личности. Например, уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, а люди, не уверенные в себе, рассматривают других как холодных и не расположенных к ним. При этом механизм проекции проявляется не только на уровне состояний, но и на уровне проекции личностных качеств, когда человек может увидеть в партнере по общению те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого.

Отрицательный опыт общения также значительно снижает эффективность процесса коммуникации. Те ошибки общения, которые привели в свое время к неприятным для человека последствиям, как бы накапливаются в его подсознании и при повторении ситуации затрудняют общение с нынешним партнером. Это может быть и манера поведения, и жестикуляция, и речь, и внешнее сходство с тем партнером, с которым у человека был отрицательный опыт общения.

На формирование первого впечатления влияют и условия, в которых разворачивается коммуникация, или социальный фон, на котором происходит процесс общения и познания другого человека. Например, рослый человек на фоне невысоких людей кажется еще выше, а спокойное лицо на фоне смеющихся лиц сильнее привлекает к себе внимание.

Значение социального фона в формировании впечатления о человеке отчетливо прослеживается в экспериментах. Так, в одном эксперименте мужчина с незаметной внешностью был представлен двум группам незнакомых людей, которые потом должны были рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. При этом в одну из названных групп мужчина был приглашен вместе с женщиной с яркой привлекательной внешностью, а в другую его сопровождала некрасивая и неаккуратно одетая женщина. В результате первая группа экспертов оценила положительные качества мужчины намного выше, чем вторая, общее отношение к мужчине со стороны первой группы также оказалось более благоприятным.

Таким образом, первое впечатление очень значимо для дальнейшего взаимодействия. Поэтому каждому человеку необходимо уметь «преподнести себя» наилучшим образом, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки. Учитывая основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно сознательно формировать свой образ, осознанно влияя на другого человека.

Эталоны и стереотипы интерпретации личности по внешности. В результате восприятия человека происходит идентификация личности, то есть складывание представления о личности человека, формирование его психологического портрета путем отнесения к какому-либо классу, типу.

Механизм идентификации личности можно представить следующим образом. При общении с человеком у нас формируется его образ (образ восприятия), на основании которого складывается определенное отношение к человеку (эмоционально-оценочное). Попытка описать это отношение (вербализация его) приводит нас к описательным характеристикам (элементам психологического портрета). Суждения о возникшем образе-представлении зависят от особенностей самих воспринимающих. Сложившееся представление о человеке как личности определяет характер и содержание наших ожиданий, связанных с этим человеком, выполняя роль установки. Центральное звено всего этого процесса — задействующиеся эталоны и стереотипы (в данном случае — эталоны и стереотипы интерпретации личности по внешности).

В процессе общения актуализируются эталоны внешности, а также их содержание, хранящееся в памяти как опыт общения. Эталоны воплощают требования человека к другим людям и отличаются разной степенью обобщенности. Они выполняют роль «мерки», которую человек «прикладывает» к личности другого, оценивая ее. Это может быть как образ конкретного человека — носителя определенного набора качеств, так и более обобщенный образ «хорошего мальчика», «руководителя», «героя». Структура этих эталонов представляет собой синтез анатомических и экспрессивных свойств внешнего облика человека. Эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации свойств человека.

Степень обобщенности эталонов, используемых человеком при оценке поведения и психических качеств личности, увеличивается при формировании личности самого человека, начиная от дошкольного детства до старости. Так, у первоклассника, имеющего небольшой опыт общения и малый запас знаний о людях, содержание эталонов очень узко, элементарно и конкретно. Позднее школьник знакомится с новыми людьми с разным физическим обликом, но совершающими одинаковые поступки и, наоборот, внешне похожими, но по-разному себя ведущими. Он накапливает знания об оценках, которые даются значимыми для него взрослыми поведению и качествам личности этих людей, в результате чего происходит постепенный рост обобщенности эталонов. Увеличение числа эталонов происходит также при частом общении с разными категориями людей, различающихся по полу, возрасту, профессиональной принадлежности и т. д. Таким образом, у человека в ходе жизни накапливается неравноценный запас впечатлений.

Кроме эталонов, позволяющих отнести партнера к какому-либо классу в сформированной у воспринимающего системе «типов», существуют и «наборы качеств», которые человек приписывает тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» называется стереотипизацией, а наборы приписываемых качеств - оценочными стереотипами.

Механизм стереотипизации выглядит следующим образом: обнаружив в поведении и внешнем облике другого человека определенные (характерные) черты, воспринимающий относит его к соответствующей категории людей и наделяет всеми свойствами, присущими этим людям.

В.Н. Парфенов выделяет 3 класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности: антропологические, социальные, эмоционально-эстетические.

1. Антропологические эталоны и стереотипы — наиболее общие, установившиеся в практике общения. Это отражение конституциональных признаков в понятиях «национального типа внешности», «возрастного типа внешности», «анатомически похожего на знакомого человека типа внешности». Замечая во внешнем облике человека (например, лице) черту какого-либо антропологического типа, воспринимающий приписывает партнеру качества личности соответствующей национальности, пола, возраста или знакомого человека («мягкое нежное лицо — похожа на мою маму, очень женственный характер, нежная, верная»).

2. При социальном способе интерпретации познающий исходит из эталонов внешнего облика как признаков общественного положения и ролевых функций воспринимаемого человека. Обнаруживая во внешнем облике признаки социального эталона, люди причисляют друг друга к конкретной социальной категории людей и характеризуют личность другого в соответствии с представлениями об этой категории (например, суждения типа «офицер», «спортсмен», «учительница» подразумевают определенный набор личностных качеств). При этом обращается внимание на оформление внешности одеждой и косметикой. Отмечено, что в социальных эталонах и стереотипах происходит более адекватное отражение личностной сущности человека по сравнению с антропологическими.

3. Эмоционально-эстетические эталоны определяют общее отношение к человеку, при этом учитывается физическая красота, привлекательность и экспрессия лица, а психологические качества как бы «выходят» из этого отношения, обусловлены им. Эмоциональный путь интерпретации может идти как от отношения к лицу в целом (эмоционально-интегративный путь), так и от эстетической оценки его отдельных черт (прежде всего губ, глаз, носа, реже — подбородка, лба, скул) (эмоционально-аналитический путь). Примеры суждений: «милая улыбка — тихая, скромная», «надменное выражение лица — человек высокомерный». Чаще всего встречается эмоционально-интегративный способ интерпретации, опирающийся на экспрессию лица в целом.

В результате восприятия и познания людьми друг друга происходит формирование психологического портрета партнера по общению.

Вербализация, словесное воссоздание психологического портрета. Психологический портрет — это описание личности, которое включает комплекс личностных характеристик. Набор характеристик определяется в зависимости от конкретной задачи (профотбор, профориентация, психологическое консультирование и т. д.)

При составлении психологического портрета человека обычно учитывают целый комплекс параметров личности, таких как:

  • биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья);

  • психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);

  • характерологические качества, выражающие различные отношения: отношение к другим людям (общительность, доминирование, тактичность, дружелюбие, готовность идти на компромисс); отношение к делу (ответственность, трудолюбие); отношение к себе (скромность, самодовольство, неуверенность, гордость); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость) и другие;

  • направленность личности (потребности, мотивы, жизненные планы, ценностные ориентации, установки);

  • психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

  • социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения).

Такой набор параметров может быть получен только в результате комплексного психодиагностического исследования с помощью тестов. Однако для решения многих задач можно использовать и другой способ составления психологического портрета человека — по внешним признакам.

Для составления психологического портрета по признакам внешности целесообразно рассматривать следующие внешние проявления личности:

  • мимика, жесты, темпоинтонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);

  • лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);

  • содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);

  • произношение (говорит о национальности, местам постоянного или длительного проживания);

  • жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).

Объективности психологического портрета можно добиться только в результате выявления и оценивания всего комплекса внешних признаков состояний и свойств человека.

При составлении психологического портрета партнера по общению используется разный язык описания, что связано с особенностями самого воспринимающего. Отмечено, что в психологических портретах, составляемых на основе внешних признаков, выделяется два типа суждений:

  • эмоционально-оценочные суждения (они зависят от впечатлений и восприятия воспринимающего, а также от его установок и представлений, и определяются симпатией или антипатией к человеку);

  • описательные характеристики (они относятся к воспринимаемому человеку и определяются его личностными особенностями).

Оценочные суждения подразделяются на собственно оценочные и оценочно-интерпретативные. Собственно оценочные суждения — это наиболее общие и наименее информативные высказывания, особенно если они не аргументированы (например, «положительная девушка»), поэтому их лучше не использовать в общении. Оценочно-интерпретативные суждения («добрый», «злой») также могут быть аргументированными или неаргументированными («человек самоуверенный и глупый»). Лучше всего использовать описательные характеристики, воссоздающие психологический облик человека, — это личностные черты, ассоциации, эмоционально-оценочные характеристики, черты внешнего облика.

Наиболее интересным представляется рассмотрение возможностей образного обобщения. Образное обобщение особенно тесно связано с личностью человека, оно сильнее воздействует на чувства, чем понятийное обобщение, и наиболее полно отражает действительность, так как включает то, что не осознается, но непосредственно переживается, чувствуется, ощущается. Поэтому использование образов и ассоциаций предоставляет человеку новые возможности.

При идентификации личности по признакам внешности путем воссоздания образа-представления человека составление психологического портрета происходит с помощью опорных моментов — реперов, позволяющих дать на основе самых общих характеристик типизацию личности (как, например, способность «обозначить» человека одним словом, дав ему образную характеристику). Образные характеристики дают более полное и яркое представление о человеке, чем просто перечень личностных характеристик. Использование наглядных и хорошо известных характеристик позволяет в отдельных случаях «угадывать» разные детали поведения, привычки, знак зодиака и другие индивидуальные особенности, что недоступно обычной логике.

Согласно полученным экспериментальным данным, при воссоздании психологического облика могут использоваться следующие термины:

  • общепринятые личностные характеристики («серьезный»);

  • интегральные определения личности («современный», «много переживший», «интересный», «растяпа», «серая личность»);

  • образные характеристики («Татьяна Ларина»);

  • ассоциации;

  • термины, психологически истолковывающие выразительное поведение («угрюмое лицо»);

  • физиогномические понятия (отражающие связь между особенностями внешности и характером: «умный лоб», «волевой подбородок»).

В качестве образов могут использоваться:

  • названия животных («сова», «лисичка», «поросенок»);

  • названия растений («плакучая ива», «тигровая лилия»);

  • персонажи литературных произведений («колобок», «Пьеро», «гном»);

  • представления о какой-либо социальной категории, роли («учительница», «воин», «медсестра», «душа компании»);

  • неодушевленные предметы («холодная звезда», «игрушка»).

Конечно же, подобные термины не высказываются в процессе взаимодействия, а «имеются в виду» при анализе индивидуальных особенностей партнера по общению, при мысленном воссоздании его психологического облика.

Далее переходим к вопросу о связи особенностей невербального поведения с психологическим типом личности.

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. Об этом еще 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри». С давних времен люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. По убеждению Гераклита, нравственность человека — это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не только в словах и поступках, но и во внешности.

Большое внимание в древности было уделено изучению темпераментов. Ученые пытались найти внешние проявления черт личности и темперамента, искали зависимость между морфологическими и психологическими особенностями представителями того или иного темперамента. Разрабатывались разные теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Кант), морфологическая (Кречмер, Шелдон) и другие.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). В своем трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент связан с преобладанием в организме одного из «жизненных соков»: крови (сангвинический темперамент), красно-желтой желчи (холерический), мокроты или флегмы (флегматический) и черной желчи (меланхолический темперамент). В дальнейшем гуморальное учение о темпераменте развил Гален.

И. Бурдон выделял следующие типы темперамента в зависимости от внешнего облика их обладателей: многокровный (или сангвинический), нервный (или меланхолический), желчный (или холерический), лимфатический (или флегматический). При этом он считал, что чистые типы человеческого сложения встречаются редко.

В конституционных типологиях свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Авторы конституционных теорий Э. Кречмер и У. Шелдон проводили связь между типом телосложения и характером человека, его темпераментом, сферами чувств, желаний, мышления. В своей работе «Строение тела и характер» Э. Кречмер выделяет следующие типы телосложения: астенический, пикнический и атлетический.

Им была разработана следующая типология телосложения:

  1. Астеник — (от греч. — слабый) отличается слабым ростом «в толщину» при большем росте «в длину»; худой, тонкий, с бедной соками и кровью кожей, узкими плечами, длинной и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. Нижние конечности длинные и худые. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин, но они не только худощавы, но и малорослы. Бросается в глаза их преждевременное старение.

  2. Пикник — (от греч. — толстый, плотный) среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает тенденцию к ожирению.

  3. Атлетик — (от греч. — борьба, схватка) имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.

Кроме названных типов, Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, характеризующийся бесформенным строением и различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом). Абсолютно «чистые» типы телосложения встречаются нечасто, чаще наблюдаются смешанные типы (пикнически-астенические, пикнически-атлетические, астенико-атлетические).

Соответственно выделенным типам телосложения Э. Кречмер различал три типа темперамента: шизотимический (астенического телосложения), циклотимический (пикнического телосложения) и иксотимический (атлетического телосложения).

Автор другой конституционной типологии У. Шелдон выделял эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный типы телосложения.

Следуя этой системе, все люди по морфологическим признакам разделяются на эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов. Количественная оценка каждого из этих трех компонентов определяется для каждого конкретного индивида так, что «1» представляет абсолютный минимум выраженности данного компонента, а «7» — абсолютный максимум. С исторической точки зрения соматотип — это характеристика телосложения, определенная по системе У. Шелдона, который в 1940 году первым предположил, что существуют не дискретные типы телосложения, а непрерывно распределенные «компоненты» телосложения, совокупность которых и характеризует телосложение. Шелдон выделил три таких компонента — эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, каждый из которых оценивается визуально квалифицированным специалистом по балльной системе (от 1 до 7 с равномерными интервалами между баллами). Совокупность балльных оценок по трем компонентам — тройка чисел А-Б-В — и называется соматотипом человека. Для облегчения оценки Шелдон в 1954 году издал атлас соматотипов; по его методике не нужно было проводить никаких измерений — достаточно было иметь три фотографии человека в обнаженном виде: спереди, сбоку и сзади плюс опыт визуальной оценки. Компоненты соматотипа нагляднее всего видны при описании крайних проявлений:

  • истый эндоморф (7-1-1) характеризуется шарообразными формами, насколько это вообще возможно для человека. У такого индивидуума круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги, с большим количеством жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки. Подобного человека с большим количеством подкожного жира можно было бы назвать просто толстым, если бы все профильные размеры его тела (включая грудную клетку и таз) не превалировали над поперечными. При длительном голодании он становится, по выражении Шелдона, просто изголодавшимся эндоморфом, но не приближается по баллам ни к эктоморфу, ни к мезоморфу. Этой конституции большой степени сопутствует избыточное жироотложение.

  • чистый мезоморф (1-7-1) — это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкожного жира минимально, профильные размеры невелики.

  • чистый эктоморф (1-1-7) — это долговязый человек. У него худое, вытянутое лицо, сдвинутый назад подбородок, высокий лоб, узкая грудная клетка и живот, узкое сердце, тонкие и длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура неразвита. Явному эктоморфу совершенно не грозит ожирение.

Большинство людей не относится к крайним вариантам телосложения (эндоморф, мезоморф, эктоморф), в их телосложении в той или иной степени выражены все три компонента, и наиболее обычными соматотипами будут 3-4-4, 4-3-3, 3-5-2. Кроме того, отдельные части тела одного человека могут явственно относиться к разным соматотипам — такое несоответствие носит название дисплазии, однако ее учет остался слабым местом системы Шелдона. Шелдон рассматривал соматотип человека как неизменный в течение жизни — меняются внешний вид и размеры тела, но не соматотип. Например, различные болезни, неправильное питание или гипертрофия мышц, связанная с усиленной физической нагрузкой, изменяют только очертания тела, но не сам соматотип. Большой интерес представляют исследования Шелдона и его учеников, которые были посвящены изучению изменения веса тела (рост-весового индекса) человека на протяжении его жизни в зависимости от соматотипа. Было проведено огромное количество антропологических измерений на протяжении десятков лет, и полученные результаты были сведены в таблицы. На основании этих таблиц возможен прогноз веса индивидуума мужского или женского пола в различные жизненные периоды в зависимости от его роста и соматотипа.

Можно заметить, что типы телосложения У.Шелдона соответствуют конституциональным типам Э.Кречмера: эндоморфный — пикнику, мезоморфный — атлетику и эктоморфный — астенику. По У. Шелдону, выделенным им типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera— «внутренности»), соматония (греч. soma — «тело») и церебротония (лат. cerebrum — «мозг»).

Наиболее известной и широко распространенной теорией темперамента является теория, основанная на учении И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы. Ученый утверждал, что такие свойства нервных процессов как сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделял четыре типа нервной системы, которые по своим основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы соответствует сангвиническому темпераменту, сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматическому темпераменту; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерическому темпераменту, слабый тип нервной системы характерен для меланхолического темперамента.

По мнению И.П. Павлова, темперамент является проявлением типа нервной системы человека и обнаруживается по ряду внешних признаков: общая активность психической деятельности и поведения, двигательная, или моторная, общая активность, эмоциональная активность (чувствительность, лабильность). Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не так уж часто, обычно встречается смешанный темперамент.

И.П. Павлов выделил также специфические человеческие типы — художественный, мыслительный, средний. Для каждого типа характерны отличительные внешние признаки и свои психологические особенности. Художественный тип — эмоциональный, впечатлительный, ведущими в его поведении являются чувства, а не рассудок. Мыслительный тип — рассудочный, менее эмоциональный, более склонный к абстрагированию и математическим рассуждениям.

С давних времен были замечены и различия в типах строения тела. Со временем определенному типу телосложения стали приписываться различные психологические особенности. Так было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека.

Типология Эжена Ледо основана на утверждении, что строение тела человека соответствует пяти геометрическим фигурам: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику и конусу. Для каждого типа характерны свои скрытые способности, инстинкты и страсти, которые приводятся в действие или остаются в бездеятельности в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Несогласие между типом и темпераментом приводит к внутренним конфликтам, противоречию в чувствованиях, желаниях, поступках, странностям характера. В своем труде Э. Ледо описал пять основных типов телосложения и представил их психологические характеристики.

В двадцатых годах прошлого века французский врач Клод Сиго создал типологию, основанную на представлении о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. По К. Сиго, в соответствии с общей формой тела люди делятся на четыре категории: мускульные типы (с преобладанием мускульной системы), церебральные типы (с преобладанием нервной системы), дигистальные типы (с преобладанием пищеварительной системы), респиративные типы (с преобладанием дыхательной системы). Идеи К. Сиго были положены в основу психоморфологии и оказали большое влияние на формирование современных конституциональных теорий.

Многие исследователи и позднее обращались к поиску новых связей между морфологическими и индивидуально-психологическими особенностями человека.

Еще одна группа психологические исследования посвящена уточнению имеющихся конституционных типологий.

Советские ученые Б.Г. Ананьев и Н.Н. Обозов дополнили разработанные ранее конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона. Исследователи установили, что от типа сложения во многом зависят работоспособность, мобильность или ригидность поведения.

Н.Н. Обозов предложил также трехкомпонентную типологию поведения, согласно которой выделяются такие типы поведения как мыслитель, собеседник, практик. Для каждого из типов характерны своеобразные внешние проявления (особенности ходьбы, позы, жестикуляции, мимики), а также определенные предпочтения в выборе сферы профессиональной деятельности.

А.Г. Сафронов наряду с анализом конституционного типа, предлагает также рассматривать тип распределения энергии человека. Он исходит из того, что человек — существо энергетическое, и его физическое строение является отражением его энергетической выстройки. По способу распределения энергии он выделяет такие выраженные типы как шизоидный, истероидный, ригидный, «разваленный», оральный. Это чистые типы, однако у реального типа эти чистые типы смешиваются в определенных пропорциях.

Большой вклад в изучение темперамента внесли работы Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.

В.И. Куликов разработал современную морфологию традиционных типов темперамента, которую можно использовать в визуальной психодиагностике. Для каждого типа темперамента соответствуют определенные внешние признаки (характеристики отдельных элементов лица и головы в целом). В своей работе В. И. Куликов описывает морфологические и психологические особенности астеноидного и пикнического типов конституции человека. Психологические типы И.П. Павлова в исследованиях В.И. Куликова представлены конечностным и туловищным типами конституции человека (противоположными), каждый из которых имеет свои отличительные морфологические признаки и психологические особенности.

Е.В. Руденский предложил рассматривать такие поведенческие признаки для экспресс-диагностики психотипа личности (эпилептоида, гипертима, психастеника и др.) как внешность, манера держаться, особенности общения с другими людьми.

Таким образом, современная визуальная диагностика включает в себя различные научные направления и методы. Разрабатываются техники психологического наблюдения, которые учитывают психологические закономерности восприятия и понимания людьми друг друга и используются для изучения и оценки особенностей людей.

Тип лица. Лицо — это часть внешнего облика человека, и, как всегда считалось, наиболее выразительная его часть. «Лицо — зеркало души» — эта фраза, давшая название настоящему разделу книги, свидетельствует об исключительной роли, которую играет лицо при установлении взаимосвязей между физическими данными и психологическими, а иногда и моральными качествами человека.

Именно в лице проявляются все черты характера, которые могут «выглянуть» из человека через изменение выражения лица. Наше внимание в момент первой встречи с собеседником концентрируется как раз на лице.

Лицо — это первое, что привлекает внимание при взгляде на человека. Именно лицо является концентратом огромной части выразительных возможностей языка тела в их комплексе.

Тип лица и личность. Существуют различные способы классификации типов лица зависимости от традиций определенного человеческого культурного сообщества. Говоря о характерных формах лица, китайцы, например, которые занимаются этими вопросами с незапамятных времен, рассматривают пять базовых типов и определяю каждый из них в соответствии с элементами, почитаемыми китайской культурой (дерево, огонь, металл, вода и земля).

Другой принцип классификации лиц по форме опирается на зооморфологию, то есть на схожесть, которая существует между человеческими существами и определенными животными: на основании такого сходства говорят, в частности, о лице льва, змеи, петуха, козы или филина и таким образом устанавливают черты характера людей.

Но способ, наиболее близкий европейской культуре, наиболее актуальный и простой, предлагает брать за основу непосредственно форму лица и уже на этой базе осуществлять соответствующую типологизацию. В соответствии с этим критерием лица классифицируются на пять базовых типа: четырехугольный тип лица, треугольный тип лица, круглый тип лица, овальный тип лица, трапециевидный тип лица. Каждому из них свойственны определенные черты характера.

Четырехугольный тип лица. Этот тип — показатель натуры энергичной, грубой, резкой, очень упрямой, характера твердого, доходящего до непреклонности и даже очень часто до жестокости. Люди этого типа отличаются очень решительными идеями, они кратки и резки в своих суждениях. Критикуя идеи других, они не переносят противоречия, склонны навязывать свои мнения другим. Они ловкие резонеры, их логика сжатая и могущественная, очень часто извращена манией противоречия, что легко и приводит их к софизмам. У них особенно развит практический смысл. Позитивизм их ума уничтожает некоторые порывы идеализма. Систематический склад ума заставляет их все делать по мерке. Из желания знать причину вещей они роются в различных вопросах и углубляются в эти вопросы для того, чтобы открыть в них эту причину, имеют странное удовольствие рассматривать и исследовать вещи под различными углами освещения. Сила наблюдения и анализа заставляет их заниматься самыми неразрешимыми проблемами. Свои проекты они доводят до конца благодаря терпению, упорству и постоянству. Труд и препятствия не только не разочаровывают их, но это еще более увеличивает их стойкую энергию. Они имеют способность к точным наукам, к философии и математике, но отсутствие фантазии и неспособность к идеализму делают их невосприимчивыми к искусству, если только это последнее не относится к ремеслу. Они предрасположены к изобретениям машин и очень искусны в механике. Если иногда они и проявляют склонность к изящным искусствам, то она всегда выражается реальным направлением. Они обладают архитектурными способностями, любят строить, причем стиль их отличается строгостью, солидностью и даже некоторой простотой, которая составляет их характерный признак. При иных условиях они будут применять свои интеллектуальные способности к наукам, касающимся агрикультуры. Их скептицизм и сомнение ведут их к материализму; они слишком резонеры для того, чтобы быть верующими; но раз вера просвещает их душу, то их религия основывается на непоколебимых основаниях с оттенком аскетизма и строгости.


Рис. Четырехугольный тип лица

Этот тип нередко встречается среди монахов, строго исполняющих свои суровые уставы монастырской жизни, и эти индивидуумы большей частью «обращенные». Преобладающие характерные черты этого типа — любовь к собственности и сильная наклонность к скупости. Идеи метода и порядка преобладают в их уме. Эгоисты от природы, они не обладают ни чувствительностью, ни состраданием, ни снисходительностью и скорее справедливы, чем великодушны. Любезность их главным образом основана на расчете.

Голова их управляет сердцем, и они мало доступны чувству любви. Отличаются бурными страстями и энергичным стремлением к удовлетворению своих животных побуждений — вот характерные признаки их любви. Они честолюбивы и нередко растрачивают свои силы в погоне за богатством, но они никогда не изнывают от любви.

Они малообщительные и легко переносят одиночество; однако они дорожат семейной жизнью, у них особенная любовь к своим детям, доходящая даже иногда до слабости, особенно если этот тип не отличается чрезмерной костной системой и притом сангвиник. Тип этот с преобладающей костной системой есть показатель долговечности. Ребенку подобного типа с самого раннего возраста необходимо внушать правила строгой морали и религии, чтобы он впоследствии мог господствовать над врожденной склонностью к преступлениям и бесчестным поступкам. Чтобы руководить и укрощать подобную натуру, необходимы твердая рука и закаленный характер.

Лица четырехугольного типа в низших классах общества отличаются своей грубостью, резкостью, суровостью, невежеством, материальностью, безбожностью и цинизмом; у них сила физическая замещает место чувства справедливости — они преклоняются только перед грубой силой. Их дикие инстинкты и скрытая жестокость под влиянием страсти, ненависти или корыстолюбия может толкнуть их даже на убийства. Поэтому в интересах общества необходимо, чтобы индивидуумам этого типа с детства неукоснительно внушали религиозные чувства и правила строгой нравственности.

Что же касается сложившихся людей, то мало надежды на их перевоспитание, и поэтому следует по крайней мере воспользоваться их корыстолюбивыми инстинктами, основывая вспомогательные кассы, которые снабжали бы их средствами для развития промышленности, и этим дать возможность честным путем удовлетворить их наклонность к приобретению. И облагораживающий труд приведет их к исправлению.

Треугольный тип лица. Лоб — высокий и широкий, скулы выдающиеся, тонкий нос, глубоко сидящие глаза и маленький заостренный подбородок. Лицо считается костлявым, потому что в нем мало мягкой ткани в промежутке между скулами и подбородком. Тип этот указывает на странный и причудливый характер, без последовательности и устойчивости, с капризной энергией, выражающейся вспышками и порывами. Индивидуумы такого типа поступают скорее по импульсу взбалмошности внезапного каприза, чем под влиянием размышления, торопясь приводить в исполнение свои проекты без предварительного всестороннего обсуждения. Спокойствие и терпение при обсуждении своих проектов находятся в резкой противоположности с той горячностью, которую они вносят в их практическое осуществление. Им свойственны осторожность, хитрость, лживость, они ловкие рассказчики выдуманных ими историй. Одаренные острым умом, они очень находчивы в возражениях; они насмешники, зубоскалы, задиры, балагуры, но их веселость поверхностна и обманчива, так как их душу томит сильная меланхолия. Кроме того, их часто беспокоят внутренняя печаль, душевная пустота и глубокое разочарование. Порывы энергии и энтузиазма сменяются быстрым всеобщим упадком сил. У них любовь к чудесному часто борется со склонностью к сомнению и скептицизму, религиозность же с материализмом.


Рис. Треугольный тип лица

Пылкие проповедники усвоенных ими положений, они с ожесточением ведут борьбу со своими противниками, и нет таких жертв, которых бы они не приносили в пользу защищаемой ими идеи. Их дух противоречия и упрямства прямо пропорционален количеству встречающихся препятствий к достижению их намерений. Их воображение намного превосходит здравый смысл, так что, слушая, их можно принять не за то, что они есть в действительности.

Более сильные в теории, нежели в практике, они склонны действовать по предвзятым идеям. У них нет недостатка в проницательности, а ум их отличается лихорадочной деятельностью. Их смешанные умственные способности очень разнообразны и нередко противоречивы: так, например, чувство поэзии и художества уживается с философией; они и мечтатели, и мыслители, и идеалисты, и реалисты. Их систематический и изобретательный ум делает их также способными и к математическим наукам, и в то же время они одарены парадоксальным умом и легко вдаются в утопию. Они очень склонны к притворству, обману и лжи. Они должны вести борьбу с сильной наклонностью к лицемерию. От природы они имеют предрасположение к воровству, и если с детских лет они не будут остановлены от этой роковой наклонности, она впоследствии может обратиться в позорную страсть. Будучи непокорной натурой, они не переносят над собой никакой власти; поклонники свободы, они готовы сделать все на свете, чтобы сохранить свою независимость, а на рабство смотрят как на величайшее зло. Они подозрительны и тираничны в своих привязанностях, и любовь для них является истинным источником бесконечных страданий, забот, огорчений и обманов. Они любят путешествовать, и им нравится жизнь, полная приключений; склонны искать счастья в далеких и опасных странствованиях. Более смелые и более ловкие, нежели счастливые в своих предприятиях, они только с трудом приобретают свои богатства и с еще большим трудом удерживают его за собою. Они очень склонны к рискованным предприятиям и азартной игре. Странность и раздражительность их характера делают их очень несчастными, равно как и тех, с которыми они живут. Их дружеские отношения нередко расстраиваются благодаря ссорам, мелочности и придирчивости. Их мания все критиковать и издеваться над другими дает им много врагов. Они способны на оскорбления, и их задирчивость нередко приводит их к серьезным и неприятным последствиям. Вступление их в какое-либо общество обыкновенно сопровождается различными судебными процессами, в которых они хотя бы даже и заранее видели неудачу.

В положительных случаях такие люди чаще обращаются к науке, философии или искусству. В отрицательных — они могут стать шпионами, изменниками или беззастенчивыми бизнесменами. Люди с треугольными головами могут сделаться отбросами общества. Они всегда становятся зачинщиками протестов и демонстраций, а иногда — фанатичными лидерами непопулярного дела. Потерпев провал, такие люди отступают и становятся отшельниками.

Круглый тип лица. Лица круглого типа отличаются большой инициативой и энергией действия. Постоянно действовать и производить — вот основная пружина их индивидуальности. Запальчивые и сердитые, они страдают полным отсутствием хладнокровия. Деятельные люди, быстро приводящие в исполнение свои планы и проекты, лишь только таковые зародились. Горячность при осуществлении своей работы мешает им достигнуть предполагаемой цели, и они непроизвольно тратят как свою энергию, так и свою лихорадочную деятельность. Их успех всегда обеспечен там, где требуются смелость и быстрота действия. Ум у них быстрый и легко схватывающий, но живость, с которой они спешат выразить свои мысли, заставляет их высказываться раньше, чем они могли бы их уяснить себе. Их размышление расходится с действием, отчего им нередко приходится раскаиваться в своих поступках. Их суждения, формулированные с чрезмерной поспешностью, часто бывают ошибочны. Опыт приобретается поздно, да и то в недостаточной степени. Мужество легко возникает в их душе, но оно носит скоропреходящий характер и может доходить до безрассудства. Они не сомневаются в благоприятном исходе своих дел, но раз появились препятствия, то у них нет ни необходимой ловкости, чтобы предотвратить их, ни постоянства, чтобы победить их, и благодаря этому им нередко приходится испытывать разочарования.


Рис. Круглый тип лица

Непредусмотрительность и неосторожность, их обычные качества, причиняют им много забот и ставят их в большие затруднения. Они не обладают способностью к медленному спокойному и последовательному действию. Им вредит их грубая откровенность. Повелительные в обращении, они не выносят никакого сопротивления. Склонные к подчинению себе других, они не допускают возможности господства над собой.

Прямолинейные в делах, они умеют идти прямым путем к намеченной цели. Хотя они и знают цену деньгам, но в то же время способны на благородство, щедрость и даже расточительность. Они люди порядка в делах, но очень мало или даже совсем не соблюдают порядка в своих вещах, в повседневной обыденной жизни, хотя и ценя его в последнем случае. Они стойко держатся своих прав, которые энергично защищают. Их практический, положительный и реальный ум ничего не имеет общего ни с поэзией, ни с чувством.

Их артистические наклонности ограничиваются скорее подражанием, нежели творчеством, хотя они изобретательны в ремесленных работах. Они обладают способностью на оптовую торговлю и при том искусные коммивояжеры. Хотя они и любят общество, но вместе с этим они грубо и необдуманно откровенны.

Они любят праздные разговоры, лишь бы они были разнообразны, свободны и с оттенком некоторой веселости. Умственные способности их отличаются остротой и легкомыслием, любят анекдоты, каламбуры, но мало серьезного. Они большие поклонники комфорта и хорошие гастрономы, обладают хорошим аппетитом, любят лакомства, веселые собеседники, поклонники Бахуса и вольных песен. Их природные качества могут влечь к излишествам. У них развилась чувствительность, которой они почти живут.

Эти люди — большие поклонники любви, но при условии, чтобы она не накладывала на них ни цепей, ни обязанностей. Им свойственны крайности как в любви, так и в ненависти. Хитрость и дипломатичность у них существуют более в фантазии, нежели в действительности. Оберегая свой авторитет, они не допускают его нарушения, а потому они независимые хозяева в своих семьях. В делах своих они советуются только с самим собою.

Своей строгой ворчливостью они умеют внушать к себе страх, повиновение. Обладают самолюбием и тщеславием, они не переносят ни возражений, ни выговоров. Их обычная щепетильность раздражает их при малейшей обиде. В действительности более чувствительные, чем кажутся, они легко поддаются предупредительности и ласке. Их бурный гнев нередко доходит до ярости. Они плохо владеют собой и легко делаются рабами своих пылких страстей, которые могут привести их к печальным последствиям; и поэтому они должны быть осторожны в своих поступках.

Овальный тип лица. Индивидуумы овального типа обладают чрезвычайной подвижностью и весьма развитой впечатлительностью. Гибкость их натуры лишена нужной силы противодействия. Они не могут противостоять их индивидуальным стремлениям.

Они живут в постоянной неустойчивости, беспрестанно меняя свои идеи, желания и вкусы. Капризные до излишества, при ненасытных желаниях они не могут ничем вполне удовлетвориться. Эти желания так скоро сменяют друг друга, что они наслаждаются ими только в своей фантазии, которая имеет весьма обширные границы. Они поступают большей частью под влиянием каприза и по первому импульсу, как взбредет им в голову, никогда не заботясь о последствиях своих поступков.


Рис. Овальный тип лица

Они много начинают, почти ничего не приводят к концу. Их быстрая понятливость и их интеллектуальные способности дают им возможность делать все в общих чертах, но их непостоянство и отсутствие усидчивости мешают им доводить свои дела до конца. Они очень слабохарактерны, хотя и проявляют некое подобие характера. Упорство и настойчивость им неизвестны, но ими не так легко управлять, как это бы казалось, так как они обладают значительным упрямством и духом сопротивления; таким образом, они ускользают от налагаемого на них ига, делая вид, что они подчиняются ему. Робкие и непостоянные во всем, они легко воспринимают посторонние впечатления, не сохраняя их сущности.

Недостаток размышления приводит их к непоследовательности. Ленивые к физическому труду и не особенно храбрые, они очень доступны страху. Добродушные на вид, они хитры и лукавы. Независимые до крайности, они легко сходятся, но не привязываются.

Романтические в своих привязанностях и влюбчивые от природы, они в то же время очень капризны и очень ветрены. Они гораздо более наслаждаются в мыслях, чем чувствами, и склонны к приключениям.

Их ум легкий, любопытный, фантастичный, изобретательный в рассказах и поверхностный. Они мечтатели, идеалисты, спиритуалисты, люди вдохновения, энтузиасты, созерцатели, мистики, любители чудесного и одновременно верующие и сомневающиеся, поэты и артисты. У них нет порядка, и они ничего не понимают ни в практической, ни в теоретической жизни; поэтому они — не дельцы. Скорые на обещание и на слово, они никогда не сдерживают их. В их душе очень развито религиозное чувство, доходящее до мистицизма; их религиозные идеи очень экзальтированны и отмечены нетерпимостью. Имеют наклонность к религиозным системам; среди них можно часто встретить основателей и преобразователей религий. Они предрасположены к всякого рода видениям; у них замечательные способности к оккультным наукам, им свойственны дух прорицания и интуиции, а также экстраординарные предчувствия, таинственные внушения и порывы чудесного пророчества. Их склад ума таков, что они скорее отгадывают, чем понимают.

Трапециевидный тип лица. Людям с трапециевидным типом лица свойствен очень развитый практический и здравый смысл, составляющий одну из самых главных сил их индивидуальности. У них исключительно преобладает позитивизм; воображение у них отсутствует до такой степени, что они не могут быть ни художниками, ни поэтами, ни идеалистами. Они реалисты в точном смысле этого слова.


Рис. Трапециевидный тип лица

Люди этого типа обладают некоторой тонкостью ума и большим тактом; но их узкий умственный кругозор не выходит из рамок известного и положительного. Преисполненные тщеславия и излишнего внимания к собственной персоне, во время разговора они прислушиваются к своим речам, любят позировать, желая быть замеченными, чтобы прослыть за важных персон. Под добродушием у них скрывается много тонкости, хитрости и изворотливости.

Они консервативны. Авторитетны, люди расчета и эксплуатации. Вне инициативы и деятельности в делах они беспечны, апатичны, ленивы, слабохарактерны и нерешительны. Всякое нововведение сбивает их с толку и внушает им как бы страх, так как прежде всего их желания сводятся к тому, чтобы наслаждаться беззаботным спокойствием.

Их эгоизм прикрывается маской, и если кто-либо захочет воспользоваться их великодушием, то они становятся прямо-таки невозможными. Они боятся кровопролития, уважают человеческую личность и придают большое значение чувству чести и общественному мнению. Честолюбивые, с сильным желанием почетных мест, они любят показываться на публике, председательствовать на собраниях, но при безусловной безопасности, так как они слишком дорожат жизнью. Имея веселый нрав, они общительны, любят общество, празднества, остроты, спектакли и семейные удовольствия.

Они большей частью слабохарактерные отцы, но, однако, они не прочь иногда проявить свою власть над детьми. Они большие поклонники комфорта. Чувственность и аппетит играют у них выдающуюся роль, так что они делаются лакомками. Тонкими знатоками вин и гастрономами. У них сильно развита чувственная любовь, но лишь бы она не приносила им забот, так как они боятся всякой малейшей невзгоды; а также они старательно избегают всяких страданий и огорчений. Их обычные достоинства — любовь к порядку и правильному образу жизни. Они пристрастны к деньгам. Их природные наклонности и фатальное счастье содействуют им в приобретении и накоплении богатств. Они ловкие администраторы, и их индивидуальная организация делает их способными к управлению банковскими и финансовыми операциями.

Однако ни одно лицо не будет в точности соответствовать названным типам. Обычно лицо будет представлять комбинацию черт двух-трех или более типов. Поэтому существеннейшей задачей физиономиста является досконально изучить и оценить лицо перед тем, как вынести заключение относительно характера или судьбы или сочетания того и другого.

Опытный физиономист может с первого взгляда определить формы и зоны лица испытуемого индивидуума, при этом он пользуется следующим практическим методом: сперва просканировать (пробежать взглядом) основные черты — лоб, брови, глаза, нос, скулы, подбородок и уши — и затем составить общее суждение о том, соответствуют ли черты какому-нибудь из стандартных образцов. При этом опытный физиономист примет во внимание возраст человека, его зрелость, а также национальные особенности. Индивидуум, кстати, вполне может иметь черты одного типа в среднем возрасте и совершенно другого типа — к закату своей жизни.

Формы лица и головы. Форма головы. При помощи расчета горизонтального энцефалометрического индекса принято различать типичные формы:

  • долихоцефальная форма — (длинная и узкая), характерна для негроидных, австралоидных и западноевропейских народностей. Имеет широкое распространение в северной Европе и в некоторых областях Азии и Австралии;

  • брахицефальная форма (короткая и широкая) доминирует среди жителей восточной Европы, у представителей монголоидной расы, в Центральной Азии, в Америке и Океании;

  • мезоцефальная форма (средняя) встречается у представителей всех рас, но особенно часто среди представителей Азии.

Форма лица. На основании расчета общего морфологического индекса (отношение морфологической высоты лица к скуловой ширине) различают три основных типа лица и несколько средних типов:

  • очень широкие лица распространены у народностей тропических и южных регионов (жители Австралии, экваториальной Африки, индейцы Центральной Америки);

  • широкие и относительно широкие лица — характерны для монголоидных типов и аборигенов Американского континента;

  • — относительно узкие лица — типичны для европейских народностей (Европа, Центральная и Восточная Азия, Индия);

  • очень узкие лица встречаются редко (народности северной части Европы, жители Ирана).

Вместе с тем расовая и половая принадлежность накладывают свои типовые, групповые и индивидуальные особенности.

Всякая голова, ширина которой превышает высоту, обладает практическим и положительным умом, действующим по расчету. Ее способности более приурочены к положительным наукам и ремеслу, нежели к поэзии и изящным искусствам.

Голова, вышина которой превышает ширину, говорит о подвижной и впечатлительной натуре, о пытливом и спекулятивном уме. У этого индивидуума ум теоретический и мечтательный, у него практический смысл и расчет вообще отсутствуют; действует более импульсивно и по вдохновению, чем по расчету и строгому обсуждению. В точных науках и житейской практике человек с такими особенностями строения черепа — полный профан, у него более преобладают поэтические и артистические способности, чем практические.

Изучающему физиономисту непременно следует помнить, что эти указания могут значительно видоизменяться под влиянием частных особенностей индивидуального типа. Сильная выпуклость вершины лба указывает на признак здравого смысла, прямоты суждения, обладание мнемоническими способностями и более или менее сильным воображением. Вершина лба вдавленная указывает на бедность воображения, отсутствие памяти и при том некоторое повреждение умственных способностей, а также подобное устройство головы свидетельствует о химерических проектах и о разных ложных и нелепых суждениях.

Выпуклость затылка говорит о любви к детям и домашнему очагу, указывает также на подвижность и неустойчивость характера и на энергию в деятельности. Отсутствие выпуклости затылка указывает на эгоизм, упрямство, материализм и жестокость. Вдавленность затылочной кости указывает на отсутствие твердого характера и благоразумия.

Выпуклость темени указывает на обилие воображения, на идеальность, на чувство поэтического вдохновения и на любовь к чудесному. Вдавленная теменная кость говорит о крайней бедности воображения, об отсутствии поэтического чутья и идеальности и указывает на скептицизм и на преобладание материалистических идей и вкусов.

Сильная вдавленность макушки указывает на нерешительность в любви, на некоторую агонию чувственности. У такого субъекта энергия сладострастия пробуждается только под влиянием сильного стороннего возбуждения. Выпуклость вершины лба и теменной области — такая форма головы, если только она не слишком увеличена, указывает на хорошую интеллектуальную организацию, на присутствие здравого смысла с философской тенденцией, на осторожность, на рассудительность в поступках. На такт и предусмотрительность в делах и житейской практике и на храбрость безо всякого безрассудства.

Пирамидальная форма теменной области и перпендикулярная лицевая область указывают на непреодолимое и умышленное упрямство, на систематический и крайне парадоксальный ум, ум, возбуждающий разные вопросы; этот индивидуум, снедаемый честолюбием, истощается в поисках химерических изобретений и неразрешимых проблем; это субъект, ум которого, не будучи обескуражен ни затруднениями, ни обманами.

Но если при этом лицевая область отклонена назад, как бы срезана, — это признак смелого, безрассудного и сумасбродного индивидуума, субъекта капризного и непостоянного, который говорит и поступает с поразительной быстротой и необдуманностью; он всегда идет вперед и никогда не оглядывается назад, этот субъект все делает по прихоти и как взбредет ему в голову; он взбалмошным образом кидается в самые опасные предприятия, он беспрестанно лжет, он много обещает, но не исполняет обещанного; этот субъект абсурдно-непокорный, живет в борьбе со всем миром и ищет счастья в бессмысленных и сумасбродных приключениях.

Вдавленность темени. Приплюснутая и вдавленная форма этой части головы указывает на очень бедное состояние умственных способностей, на развитие грубых инстинктов, на отсутствие благоразумия, благородства в стремлениях, на грубость и вульгарность характера и недостаток фантазии.

Если при этом очертания лица угловаты или четырехугольны, то это — признак характера грубого, непреклонного, надменного, вспыльчивого, злого и даже жесткого и при всем этом распутного. Этот индивидуум не отступит ни перед каким преступлением, лишь бы удовлетворить свое желание и насытить свои страсти.

Выпуклость височных областей указывает на раздражительность и обидчивость, наклонность к разрушению, на отсутствие благоразумия. Если при этом височные вены выпуклы, как бы вздуты, то это уже гнев переходит в ярость и иногда доходит до безумия и преступления. Подобных индивидуумов всегда стоит остерегаться и не возбуждать их гнева.

Ширина челюстных областей превышает ширину лба и дает вид как бы тупого конуса, это указывает на материализм, практичность, любовь к собственности, способность специализироваться в торговле и вообще в финансовых предприятиях; отсутствие пылкости воображения и артистического чутья; ум крайне консервативный, склонный к реализму.

Если же при этом наблюдаются костлявые, угловатые или четырехугольные очертания, то это уже указывает на характер грубый, эгоистичный, упрямый, резкий, решительный и необходительный, лишенный какой бы то ни было сердечности. Его ум скептический, все взвешивающий, недоверчивый, не признающий ничего сверхъестественного, чудесного, лежащего за пределами материального и известного. К намеченной цели он стремится прямо и неуклонно, несмотря ни на какие препятствия; обладает способностями к организации и эксплуатации.

Лицо, его подразделения и симметричность линий. Лицо, как мы уже говорили выше, включает в себя три главных подразделения (зоны), указывающих на склад характера и нравственные качества субъекта, смотря по их гармоническим соотношениям.

Первое — от вершины лба до бровей; второе — от бровей до кончика носа и, наконец, третье — от кончика носа до конца подбородка.

Эти три подразделения должны рассматриваться как бы три мира, действующие каждый самостоятельно.

Первое подразделение, от темени до бровей, в силу своего превосходства над двумя следующими представляет мир высший, духовный, в котором происходит эволюция мысли, зарождаются самые благородные и великие чувства, стремление и созерцание, а также загорается священный огонь вдохновения и энтузиазма. Он соответствует невидимому миру. Эта зона отражает унаследованные интеллектуальные способности и, таким образом, условия жизни в детстве. Она также рассказывает историю индивидуума, в особенности в период между пятнадцатью и тридцатью годами и, как это ни странно, в возрасте от 64 до 93 лет.

Второе — от бровей до основания носа — составляет мир чувств. Это — сфера деятельности, чувствительности; здесь находятся способности сочетания образов, сравнения, чувство и память форм. Отсюда проистекают мышление и рассуждение, путем наблюдения и созерцания видимых форм, и оценка их посредством сравнения и комбинирования. Наконец, такт, вкус и способность формулировать и комбинировать мысли. Эта зона управляет периодом расцвета от 35 до 50 лет, а также другими периодами, включая от 1 до 7, от 8 до 14, от 80 до 83 и от 94 до 97 лет.

Третье — от низа носа до конца подбородка — представляет мир материальный. Сфера действия растительной, животной жизни, сфера, в которой зарождаются и происходят грубые аппетиты, животные инстинкты физической жизни, страсти и все то, что относится к области самой элементарной чувственности, — к области, устанавливающей известные соотношения между человеком и животным, в силу их почти тождественных потребностей, страстей и удовольствий. Она управляет годами от 51 до 77, от 78 до 81, от 96 до 99, последними годами нашей жизни.

Изучающий легко поймет, насколько необходимо знание этих трех подразделений лица, так как каждое из них управляет присущими им способностями, такими как чувства, страсти, инстинкти и т. д. Чем больше они сохраняют между собой пропорциональное равенство, тем больше они указывают на однородность и гармонию в умственных способностях и тем меньше противоречий и эксцентричностей.

Наоборот, если между ними нет правильного соотношения, то и в характере есть странности, противоречия и эксцентричность, отчего страдают здравый смысл и правильность суждения.

Между прочим, у людей гениальных или порочных нередко можно видеть неравенство пропорций между этими подразделениями.

Сильно развитая верхняя часть (сфера идеальности) в ущерб остальным двум указывает на преобладание воображения и созерцательного характера и указывает, что этот субъект живет более умом и идейной жизнью, чем чувствами. При этом необходимо помнить, что не все обладающие этим признаком отличаются даром особенного ума, так как развитие этой части еще недостаточно для указания силы ума. Этот человек скорее всего веселый и изобретательный, а также наделен другими качествами, которые могут привести к успеху в жизни. Идеальный лоб — широкий и высокий. Однако идеальный лоб должен быть сбалансирован широкими ушами.

Если лоб необыкновенно велик или, возможно, бесформенный, то это свидетельствует об умственной отсталости индивидуума. Если же лоб узкий и плохо сформирован, то это указывает на то, что человек имеет трудный характер и что он подвержен всяким несчастьям, как, например, ранняя утрата родителей.

Сильно развитая средняя часть (сфера чувств) указывает на ум более реальный и анализирующий, чем идеальный и синтетический; он более придает значение практичности, форме и букве, чем теории и идее.

Если средняя зона хорошо развита — это говорит о предприимчивом духе и гордой, самонадеянной личности.

Маленькая средняя зона, особенно при стиснутых, сжатых чертах, является свидетельством посредственности. Если средняя зона длинная, а верхняя и нижняя зона одинаковы по длине, то это говорит о благородстве характера.

Огромная спинка носа при круглом и полном кончике носа обычно бывает у людей, склонных к бизнесу. Короткая средняя зона, то есть гораздо более короткая, чем две другие, является указанием на относительно короткую жизнь. Если эта зона имеет хорошую форму, без изъянов, то это указывает на долгую жизнь.

Но когда нижняя часть (сфера чувственности) превосходит первые две, то это уже указывает, что деятельность страстей и энергия физической жизни поглощают умственную жизнь, так что индивидуум уже не стремится снизойти на ступень животного в удовольствиях тела в ущерб духовным способностям.

Если тыльная часть головы хорошо развита, тогда черты лица в этой зоне — рот и подбородок — должны быть широкими и относительно тяжелыми. Такие индивидуумы имеют склонность к нежной привязанности.

Если нижняя зона слишком широка, то этот человек, вероятно, отличается повышенной страстностью.

Если эта зона слишком узка, тогда индивидуум мало интересуется семьей или друзьями, склонен к интроспекции, предпочитает одинокое существование.

Если эта зона слишком длинна, то человек подвержен неудачам, а значит, имеет несчастную судьбу. Однако если эта зона характеризуется крепкой костью и плотью, то это знак успеха и процветания в поздний период жизни.

Длинная и узкая нижняя зона, да еще с острым подбородком, обычно указывает на «прирожденного неудачника», терпящего провалы в жизни.

Изучающий должен строго помнить, что если в лице нет полного ансамбля и гармонии, то их также нет и в умственных способностях и добродетелях. На идеальном лице все три зоны находятся в хорошей пропорции и балансе. Это значит, что все черты лица находятся на «должным местах», что они не слишком длинные и не слишком маленькие и не имеют дефектов.

Всякое неправильное распределение черт физиономии указывает на серьезное умственное несовершенство или на крупные недостатки в характере и даже пороки, но эти неправильности должны быть природные, а не произошедшие от повреждения.

Концепция трех зон применима также к телу человека. Голова занимает верхнюю зону, туловище будет средней зоной, а остальная часть от талии до кончиков пальцев — нижней зоной.

Таким образом, идеальное лицо при деформированном или уродливом теле требует полного анализа. Если лицо большое, благородное, тогда тело не сможет оказать большого влияния. Великий французский художник Анри де Тулуз-Лотрек и президент США Франклин Делано Рузвельт являются выразительными примерами такого типа. Считается, что человек с коротким телом и огромной головой имеет дефективный характер, так же как и человек с большим телом и маленькой головой. То же можно сказать о человеке с коротким, непропорциональным туловищем или с необыкновенно длинным туловищем.

Косое расположение глаз указывает на неустановившийся, ложный, причудливый и капризный ум, обладающий странностями, непоследовательностью и противоречием; с безумным, блуждающим и неупорядоченным воображением, — натуру сумасбродную и злую, слепо следующую импульсу своих впечатлений и влечению своих страстей.

Перекошенный рот, обезображенный искривлением, указывает на натуру злую, развращенную, беспорядочную и склонную к порокам; полное отсутствие благородства стремлений, сердечности и человеколюбия.

И если при этом встречается неправильное очертание глаз, то это указывает на полное сумасбродство, животные страсти, двоедушие, плутовство и низменные инстинкты и при том глупое и злое упрямство.

И если к этому еще присоединяются угловатые черты, рот без губ, выгнутый дугою, с опущенными углами, и при этом желчный цвет лица, то это указывает на рьяный фанатизм, доходящий до страшного исступления, равняющегося ярости тигра. Подобный индивидуум постоянно раздражаем ненасытным жестоким и бессмысленным честолюбием; он живет в состоянии ужасного, дикого и живого безумия, нередко доходящего до ярости разрушения. Горе обществу, имеющему над собою его власть; его каменное сердце глухо для человеческого чувства; он получает наслаждение лишь в самых ужасных оргиях. Он нагоняет на всех ужас и оцепенение своей дерзкой и преступной безрассудностью и своей жестокой энергией.

Природное косоглазие, совпадающее с неправильностью очертания глаз, указывает на странный и софистический ум, на притворство, хитрость, клеветничество, лживость, вероломство и злобу.

Если недостаток очертания относится только к бровям, то это искажение не особенно знаменательно, и оно указывает только на скачки воображения, на странные и несуразные выходки и наклонность к различным маниям.

Окончив этот краткий обзор, мы должны напомнить изучающему, что все эти признаки могут быть сильно увеличены, а также и ослаблены геометрическим типом индивидуума, а также его темпераментом и планетной системой и, кроме того, воспитанием. Каждый изучающий должен это строго помнить и уметь правильно комбинировать.

Необходимо остановиться на вопросе симметрии и асимметрии. В мире не существует ни абсолютно симметричных, ни абсолютно асимметричных объектов. Поэтому в любом объекте всегда существует единство симметрии и асимметрии. Ярким примером асимметрии является лицо человека, которое связано с «функциональной (неравномерность развития полушарий головного мозга) и морфологической (асимметрия черепа отмечается уже во внутриутробном состоянии) асимметриями».

Такие изменения, происходящие вследствие различных причин внутреннего и внешнего характера, создают односторонние различия формы лица, которые в пределах физиологической асимметрии являются выражением индивидуальных особенностей личности. Однако, есть мнение о том, что морфологическая (анатомическая) асимметрия является структурной основой функциональной асимметрии, но доказательства этого не получены до сих пор. Доказательством наличия асимметрии нормального человеческого лица служит метод создания изображения одного и того же лица из двух левых и двух правых половин, правилом билатеральной симметрии. Таким образом, создаются два дополнительных портрета с абсолютной симметрией, но значительно отличающихся от оригинала. «Сравнивая два снимка — «жесткий» и «мягкий», сделанные с одного и того же лица, можно … установить весьма интересные зависимости». Подобная методика называется видеокомпьютерным психоанализом (ВКПА), разработанная Автандилом Ануашвили, ранее она была описана, считалось, что объективные параметры лица удастся выразить только с помощью научных методов, поиска новых методов изучения лица, способных повысить диагностическую ценность мимики, решить вопросы измерения индивидуальных признаков лица, так как лишь при их строгой идентификации можно продолжить анализ и выявлять корреляцию между психическими потенциями и физическими трансформациями лица (фенотипология является одним из методов применения на сегодняшний день).

Хотелось бы отметить и такой факт, асимметрии во внешнем строении лица и тела человека был известен еще древним художникам и ваятелям античного мира, и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности их произведениям.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница



НАВЕРХ