Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии

 
Статный В.М., Юренкова В.А., Бухаров Н.Н. и др.
ОСНОВЫ ПРОФАЙЛИНГА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, ВЫНАШИВАЮЩИХ ПРЕСТУПНЫЕ ЗАМЫСЛЫ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕУчебно-методическое пособие
Санкт-Петербург, 2012
 

Глава 6. Основы криминалистической габитоскопии


3. Источники получения и виды отображений внешнего облика человека

1) Источники получения информации о внешнем облике человека.

Личность, как объект криминалистического установления, характеризуется комплексом свойств, признаков, связей и отношений.

В ходе раскрытия преступлений часто возникает необходимость достоверного выявления таких свойств, признаков, которые впоследствии будут использоваться для установления личности, доказывания факта, что тот или иной человек является именно тем лицом, которым интересуются правоохранительные органы.

Информацию о внешности лиц, без вести пропавших, скрывшихся от суда и следствия, бежавших из мест заключения, можно получить из различных источников:

  • допроса лиц, знавших устанавливаемого человека;

  • путем изучения документов криминалистической регистрации, архивных уголовных и личных дел арестованных и осужденных. В этих документах, как правило, аккумулируются данные о признаках внешности, дополненные в большинстве случаев опознавательными снимками;

  • художественных и графических изображений, скульптур;

  • фото-, кино-, видеоматериалов;

  • словесных описаний, полученных от свидетелей, потерпевших;

  • из наблюдений оперативным работником, следователем признаков внешности лиц, проверяемых по данному делу;

  • фотоальбомов и видеотек, ведущихся в аппарате уголовного розыска на лиц, склонных к совершению определенной категории преступлений;

  • отдельной медицинской (лечебной) документации — рентгенограмм, выписок из истории болезни (где описываются данные о хирургических вмешательствах, локализации переломов, аномалиях), стамотологических карт, из санаторно-курортных книжек, где фиксируются результаты некоторых антропологических измерений;

  • материалов учреждений бытового обслуживания (ателье по пошиву одежды, обуви, косметических кабинетов, фотомастерских).

Отдельные сведения могут быть получены при осмотре и исследовании следов, вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия. Например, по следам ног можно судить о примерном росте, половой принадлежности, особенностях походки человека, оставившего данные следы.

Следует отметить, что на практике довольно часто приходиться обращаться к данным источникам с целью получения информации о признаках внешности преступников и других лиц, для чего необходимо ориентироваться в характере информации, которую из них можно получить.

2) Объективные и субъективные отображения элементов и признаков внешности человека. Факторы, влияющие на формирование субъективных отображений.

Среди информации, используемой в целях установления личности, особое место занимают сведения о признаках внешности, поскольку они позволяют провести идентификацию человека по различным его отображениям.

Эти отображения по своей природе могут быть объективными и субъективными.

Объективные отображения образуются при не опосредованном сознанием воздействии отраженного света на фото-, кино-, видео-, рентгеноматериалы (фотоснимки, кинофильмы, видеозаписи, рентгеноснимки, флюорограммы) и по средством «контакта» со слепочными массами (слепки, маски, отливки — копии различных анатомических элементов внешности).

Объективные отображения внешнего облика человека имеют ряд разновидностей. Целесообразно рассмотреть их подробнее.

Фотографические изображения. Для криминалистических целей наиболее предпочтительны фотоснимки лиц, изготовленные по правилам сигналетической (опознавательной) съемки. Правила сигналетической фотосъемки в известной степени определяются методикой “словесного портрета”. Поэтому делаются четкие и качественные погрудные фотоснимки человека в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, при строго вертикальном положении головы. Такая съемка рассчитана на то, чтобы при отождествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику “словесного портрета” и иметь дополнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, с их “словесным портретом”.

Однако в практике раскрытия и расследования преступлений нередко используются любительские фотоснимки или даже их репродукции. Они, как правило, менее содержательны по совокупности отображенных признаков внешности. Мелкие детали в репродукциях часто бывают утраченными. Особенно страдает качество небольших по размерам репродукций, а также репродукций с линейной структурой изображения (типографских, фототелеграфных и др.). На снимках могут быть искажены пропорции лица, фигуры и их криминалистически значимых элементов. В то же время любительский фотоснимок запечатлевает человека в более естественной позе и эмоциональном состоянии, чем сигналетический, что может значительно облегчить идентификацию живого лица в ходе розыска.

Кино— и видеоизображения, по характеру отображения внешнего облика, в целом подобны фотоснимкам, но выгодно отличаются от первых тем, что кроме общефизических и анатомических, передают и функциональные признаки человека (в том числе особенности устной речи и голоса).

Рентгеноснимки и флюорограммы организма человека, помимо изображения костей скелета, содержат силуэтные, но не всегда достаточно четкие, изображения элементов внешности, образованные мягкими тканями. Однако на них могут быть отображены признаки болезней, травм, анатомических аномалий.

Слепки лица умершего (посмертные маски), а иногда и других частей тела, имеющих ярко выраженные особенности внешнего строения, в целом точно передают признаки элементов внешности, однако на слепках лица неадекватно отображаются признаки окологлазных областей и ушных раковин. Надо также учитывать, что слепки лица трупа передают анатомические признаки в их посмертном (измененном) виде, который может отличаться от прижизненного. Для получения максимально достоверного слепка судебными медиками могут используются специальные методики (массаж кожи лица трупа теплыми гипсовыми масками и т.п.). Кроме того, как показали исследования Ю.П. Дубягина, для облегчения опознания по посмертной маске, ее целесообразно окрашивать в нейтральный светлый зеленовато-синий цвет.

Костные останки в известной степени объективно отражают ряд признаки внешности, что позволяет достаточно полно восстанавливать облик человека визуально либо путем пластической или графической реконструкции.

Предметы и следы. Одежда и мелкие носильные вещи отражают многие анатомические и функциональные характеристики человека. На физический недостаток указывают, например, очки, на вредные привычки — курительные принадлежности и т.д. В следах нередко отражаются общефизические характеристики человека, некоторые анатомические и функциональные признаки. Так, богатая информация может содержаться в следах ног (о поле, возрасте, росте, особенностях обуви, походки человека, его состоянии и др.).

Субъективные отображения — это мысленный образ и создаваемые на его основе словесное описание, субъективные портреты.

Мысленный образ формируется в сознании человека при наблюдении за определенным лицом. Человек может достаточно полно, объективно воспринимать и длительное время удерживать в памяти внешний облик наблюдаемых лиц. Об этом свидетельствует практика успешного розыска и опознания преступников по их внешности, воссозданной по показаниям свидетелей-очевидцев.

Однако мысленный образ человека, которого запомнил свидетель, иногда с течением времени утрачивает ясность и полноту, иногда он искажается под влиянием страха, внушения, условий, при которых происходило восприятие, и т.п.

Кроме того, на формирование мысленного образа влияют различные факторы: уровень развития наблюдающего, возраст, профессия, физическое и эмоциональное состояние, условия наблюдения (расстояние, видимость, длительность наблюдения и т.д.), выраженность признаков и многое другое, что необходимо учесть при его оценке.

Для воссоздания более точного мысленного образа помимо учета указанных выше факторов, необходимо создать наблюдавшему внешность преступника лицу соответствующий психологический климат, войти с ним в психологический контакт, подготовить его к работе.

Например, в ряде стран для определения психологической подготовленности потерпевшего для воссоздания мысленного образа преступника, предварительно проводят тест Люшера и лишь при положительном результате приступают к описанию.

Воссозданный, т.е. восстановленный в памяти мысленный образ может быть зафиксирован путем описания, либо составления субъективного портрета.

Описание (словесный портрет) внешнего облика человека может быть произведено непосредственно при его наблюдении, по мысленному образу самим наблюдавшим или с его слов другим лицом: оперативным работником, следователем и др. Внешний облик описываемого фиксируется в формулировках допрашиваемого (т.е. составляется произвольное описание), при этом нельзя задавать наводящих вопросов, а можно лишь уточнять и дополнять сведения. Иногда полезно использовать наглядные материалы, представляющие наборы снимков различных людей, схемы, иллюстрирующие части одежды, обуви и носимых вещей.

Криминалистической практике известны как произвольные, т. е. составленные без учета заранее установленных правил, так и упорядоченные, т.е. составленные по определенной системе, описания внешнего облика человека. Упорядоченное словесное описание внешности человека с использованием специальной терминологии получило, в габитоскопии, как было сказано ранее, название «словесного портрета».

Для использования в разыскных целях полученные сведения анализируются (переводятся в упорядоченное), суммируются, далее по ним составляют информационно-разыскные ориентировки.

Информация о внешности разыскиваемого — словесный портрет, полученная при допросе знакомых, родственников, очевидцев, может быть дополнена фотоснимками.

Для суммирования признаков внешности разыскиваемого неизвестного преступника прибегают к изготовлению так называемых субъективных портретов, которые бывают рисованные, композиционно-рисованные, композиционно-фотографические.

Субъективный портрет — это изображение лица, фигуры человека, изготовленное в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. Представления (мысленный образ), используемые для создания портрета, формируются в сознании очевидца обычно при наблюдении человека.

Иногда субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа, чаще по его показаниям другими лицами — оперативными работниками, криминалистами, художниками.

Субъективные портреты дают зрительное представление о лицах, неизвестных к началу организации розыска. По существу, эти портреты заменяют фотографические изображения в тех случаях, когда необходимо разыскать и установить лицо, фотоснимок которого отсутствует.

В основном субъективные портреты похоже отражают внешний облик человека. Воспроизведенные в них признаки элементов внешности в большей или меньшей степени соответствуют тем, которые очевидец наблюдал. Как правила, это наиболее наглядные признаки внешности. Так называемое «портретное» сходство субъективного изображения с внешним обликом создается за счет включения в него признаков, доминирующих в воссоздаваемой внешности.

Изготовленные субъективные портреты поступают в распоряжение лиц, ведущих розыск. При выявлении в ходе оперативно-портретной идентификации человека, могущего быть лицом, изображенным на субъективном портрете, предпринимается проверка, направленная на окончательное установление личности этого человека. При этом чаще всего применяются оперативно-разыскные мероприятия, а также предъявление для опознания фотоснимка или лица в натуре, осуществляемое в порядке следственного действия.

Следует особо отметить, что субъективные портреты используются в оперативно-разыскных мероприятиях в целях обнаружения преступников и иных лиц, интересующих правоохранительные органы, но судебным доказательством не являются. Сходство наблюдаемого лица с изображением на субъективном портрете не должно признаваться достаточным основанием для осуществления в его отношении мер, ограничивающих свободу и иные конституционные права граждан.

Рисованный субъективный портрет, как правило, выполняется художником со слов очевидцев. Известны случаи изготовления рисованных субъективных портретов самими потерпевшими, очевидцами. В современной практике в качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека.

Рисованные портреты могут либо точно отображать внешность человека, либо содержать ограниченное число признаков сходства. Как показала практика, удовлетворительным является не тот рисованный портрет, который содержит наибольшее количество признаков внешности, а тот, который наиболее сходен с оригиналом.

Субъективная сущность рисованного портрета определяется как субъективностью мысленного образа, так и субъективностью процесса воспроизведения последнего (квалификация художника, способность пользоваться изобразительными средствами и т.д.).

Процесс создания рисованных портретов должен протекать в рамках определенных правил. Прежде всего, очевидец рассказывает оперативному работнику, следователю и присутствующему художнику об обстоятельствах, при которых он видел человека, чей портрет требуется изготовить. Такой рассказ не только поможет очевидцу воскресить в памяти картину события, но и позволит вспомнить наиболее характерные признаки внешности неизвестного. По ходу рассказа художнику необходимо делать эскизные рисунки, фиксируя то впечатление, которое у него складывается о внешности неизвестного. По возможности художник акцентирует те признаки, которые все же более-менее уверенно сообщает очевидец.

На основе эскизного изображения описываемого лица художник делает первоначальный (общий) эскиз к рисунку разыскиваемого лица, а затем дорабатывает его под контролем очевидца.

Криминалистическая практика пошла по пути привлечения на работу в качестве специалистов по изготовлению рисованных портретов лиц, имеющих изобразительные способности и работающих на постоянной основе в экспертно-криминалистических подразделениях.

Значительный интерес представляет т.н. метод версионных рисованных портретов, используемый для целей розыска полицией США. Такой портрет создается специально подготовленными художниками-криминалистами, состоящими в штате криминалистических подразделений. Сущность метода состоит в том, что, используя закономерности формирования и изменения внешности под влиянием различных причин, художник-криминалист создает по показаниям очевидца, одиночной фотографии, посмертной маске или рисунку серию изображений человека в различных ракурсах (анфас, профиль, полупрофиль) или в различном эмоциональном состоянии (гнев, радость, испуг). Кроме того, для розыска неизвестных или скрывшихся преступников могут изготовляться серии изображений этих лиц с различной прической, с усами, бородой, бакенбардами, в очках (или, наоборот, без этих элементов), т.к. часто скрывающиеся преступники прибегают к намеренному изменению своей внешности. При розыске же лиц, без вести пропавших, поиск которых в течение ряда лет не дает положительных результатов, могут изготовляться рисованные портреты с учетом возможных возрастных изменений на настоящий момент. Как показывает практика, использование версионных портретов значительно облегчает узнавание разыскиваемого лица. Так для продолжения розыска девочки, пропавшей в 1983 году в возрасте 3,5 года на территории бывшего СССР, в 1991 году при помощи полицейского-художника из США был составлен версионный рисованный портрет разыскиваемой на текущий период (т.е. примерно на возраст 11,5 лет). Оперативным путем была выявлена перекупщица детей, у которой были изъяты фотографии несовершеннолетних. Среди них специалисты, путем сравнения с версионным портретом, обнаружили и фотоснимок разыскиваемой девочки.

Композиционный (составной, «синтетический») портрет представляет собой изображение человека (как правило, его лица) составленное из отдельных изображений элементов внешности, выполненных тем или иным техническим способом.

Фотокомпозиционные портреты — это портреты, изготовленные с использованием фрагментов фотоснимков разных лиц.

В законченном виде фотокомпозиционные портреты выглядят как обычные фотографии. Они достаточно успешно применяются на практике для розыска и установления лиц. Это обусловлено тем, что в процессе их изготовления от очевидцев не требуется больших способностей к активному и реальному воспроизведению внешнего облика человека: ему необходимо лишь выбрать подходящее изображение лица или его элемента. Здесь используется присущая большинству людей прирожденная способность распознавать и опознавать зрительно воспринимаемые объекты.

Наиболее простым методом изготовления фотокомпозиционного портрета является обнаружение среди фотоснимков разных лиц снимка того человека, чей внешний облик напоминает разыскиваемого. Обычно такой портрет обнаруживается среди фотоснимков разных лиц, зарегистрированных в ОВД. Принципиальной основой данного метода является так называемый феномен «двойников». Но в выбранных фотоснимках, как правило, всегда имеется неподходящий либо недостающий элемент (признак) внешности. По этому были созданы комплекты с фрагментами фотографических изображений отдельных элементов внешности разных лиц. Данные элементы размещаются упорядоченно на лентах, либо вычленяются из диапозитивных изображений лица с помощью специальных горизонтально расположенных шторок, помещенных в проекторах(фотопроекционные приборы).Портрет может составляться из трех и более фрагментов; чаще используются изображения, составляемые из пяти частей: изображения лобной части с прической, глазной, носовой, ротовой и подбородочной областей лица. Такой автоматизированный способ изготовления субьективного портрета с использованием фрагментов фотографических изображений отдельных элементов внешности разных лиц иногда называют фотороботом.

Рисованно-композиционные портреты составляются из заранее заготовленных стандартных, типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах. Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидцев. В законченном виде композиционный рисованный портрет, обычно представляющий лицо человека в фас, выглядит как штриховой рисунок.

Для изготовления рисованно-композиционных портретов используются рисунки элементов лица на прозрачных пленках (слайдах). Портрет монтируется из этих рисунков вручную или с помощью специальных технических средств.

Данные пленки в определенном порядке входят в комплекты. где элементы внешности размещены в следующем порядке: волосы (прически), брови, глаза, нос, рот, подбородок, ушные раковины, бороды, усы, головные уборы, очки. В идентификационный комплект рисунков (ИКР) «Портрет» входит 961 вариант элементов внешности: из них причесок — 75, бровей — 153, глаз — 185, носов — 172, ртов — 189, нижней части лица — 78, ушных раковин — 27, морщин и складок кожи — 70, головных уборов — 12. Все рисунки пронумерованы, для каждого раздела предусмотрена своя нумерация. Кроме рисунков на прозрачных пленках в комплект входят альбомы-реестры, где элементы внешности также пронумерованы. Первоначально элементы выбираются в альбоме, а затем составляются (компонуются) из пленок. После изготовления «прозрачного» портрета можно изготовить репродукцию «на просвет» для размножения.

Работа с идентификационным комплектом рисунков проводится в следующей последовательности:

  • в ходе беседы с очевидцем выясняются признаки внешности скрывшегося;

  • ориентировочно определяется место этих признаков в классификационной схеме альбома-реестра;

  • отыскивают подходящую группу рисунков элементов лица, которые предъявляют очевидцу с пояснением их значения. Из всей группы рисунков того или иного элемента очевидец выбирает именно тот, который соответствует его представлению о строении аналогичного элемента на лице разыскиваемого;

  • диапозитив отобранного рисунка вставляется в зажим демонстрационного устройства;

  • подбирается следующий рисунок, причем предпочтение необходимо отдавать изображениям тех элементов лица, которые наиболее запомнились очевидцу;

  • когда весь набор диапозитивов подобран, начинается «доводка» портрета — диапозитивы передвигаются вверх и вниз, чтобы найти нужное их взаиморасположение.

Использование систем типа ИКР «Портрет» позволило обеспечить широкое внедрение субъективных портретов в практику установления личности преступников. Однако технология монтажа портрета снижала эффективность работы, поскольку делала процедуру изготовления портрета достаточно продолжительной, отрицательно влияла на способность очевидца концентрировать внимание на реализации мысленного образа в субъективном портрете.

В связи с этим необходимость автоматизации процесса поиска изображений и монтажа портрета стала очевидной.

В настоящий момент разработан ряд отечественных программ для ПЭВМ.

К числу субъективных портретов относятся и скульптурные изображения. Известный советский антрополог профессор М.М. Герасимов создал научно-обоснованную методику пластической реконструкции лица по черепу, которая успешно используется в криминалистике для установления личности погибших по скелетированным трупам.

Известно, что в ходе первоначальных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий по установлению личности нет иных данных, кроме мысленного образа — отображения признаков внешности одного человека в памяти другого. Для этого криминалистикой разработаны и постоянно совершенствуются различные средства и методы фиксации мысленного образа с помощью различных субъективных изображений — субъективных портретов. В связи с этим хочется выделить практическую значимость усвоения данного вопроса.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница