Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии

 
Шиханцов Г.Г.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯМ., 1998.
 

Раздел VII. Исправительная (пенитенциарная) психология

Глава 2. Социально-психологическая характеристика общности осужденных

§ 1. Социально-психологическая структура коллектива осужденных

Коллектив осужденных как довольно большая социальная общность характеризуется рядом признаков.

Во-первых, коллектив осужденных является общностью закрытого типа: он ограничен в связях с другими коллективами, общественными и государственными организациями, не наделен полномочиями выступать от своего имени.

Во-вторых, коллективу осужденных присущ такой признак, как строгая регламентация совместной трудовой деятельности, учебы, досуга и т. п. В целях развития навыков коллективизма у осужденных, поощрения их полезной инициативы, а также использования влияния коллектива на исправление и перевоспитание осужденных в исправительных и воспитательных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, работающих под руководством администрации этих учреждений.

В-третьих, коллектив осужденных характеризуется большим разнообразием входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной зараженности.

Все отношения в коллективе осужденных делятся на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).

В системе официальных отношений в коллективе осужденных отражаются объективные связи и отношения лиц, лишенных свободы, возникающие в процессе выполнения ими разнообразных функций. Эти отношения являются результатом их официальной расстановки в соответствии с законом и ведомственными нормативными актами, которые определяют статус каждого осужденного в коллективе. Одни осужденные являются руководителями (бригадир, звеньевой, член секции), другие - руководимыми, подчиненными.

Особое внимание уделяется подбору, расстановке и воспитанию актива, организации действенного трудового соревнования между группами (бригадами, отрядами), правильному сочетанию функций управления и самоуправления с учетом специфики данного исправительного учреждения.

Неофициальная структура коллектива осужденных складывается на основе межличностных отношений, которые возникают стихийно в связи с общностью взглядов, интересов людей, отбывающих наказание, а также симпатий или антипатий, враждебности и других чувств.

Степень расслоения жизни в исправительном учреждении на официальную и неофициальную, а также степень "социальной вредности" последней различны. "В одних ИТУ неофициальные отношения сближены с официальными и служат делу исправления и перевоспитания осужденных, в других они существенно не влияют на карательно-воспитательный процесс, в-третьих - между официальными и неофициальными отношениями существуют глубокие противоречия, поскольку неофициальная жизнь получает определенное оформление в виде своеобразных "законов", "норм", "традиций". Порой система неофициальных отношений в том или ином отряде или в колонии в целом приобретает крайне отрицательный характер и получает название "другой жизни" ("двойной жизни", "асоциальной субкультуры"), которая, как правило, тщательно скрывается от администрации".

Отличительной особенностью жизни осужденных в исправительном учреждении является то, что они объединяются в так называемые малые группы, которые возникают стихийно. Малые группы имеются в любом коллективе, на всех стадиях его развития. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них с особой силой действуют механизмы подражания, внушения, соперничества и самоутверждения, что нередко оказывает решающее влияние на поведение осужденных.

В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными привычками, установками, традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Воспитатель и коллектив приходят в соприкосновение с личностью осужденного не только прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне находится группа, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.

Малым группам осужденных присущи следующие особенности: 

  • как правило, они создаются стихийно, а не по воле и желанию администрации; 

  • микрогруппы взаимодействуют друг с другом по-разному (от дружбы до прямой вражды); 

  • в них существует иерархическая структура отношений и зависимостей ("система ролей"); 

  • члены группы обычно совместно питаются, делят между собой получаемые посылки, продукты, купленные в ларьке; 

  • в группах хорошо поставлена информация; 

  • для них характерно избирательное отношение к "своим" и "чужим"; 

  • в каждой группе действуют свои ценности и ориентации, имеет место групповая убежденность.

Малые группы осужденных имеют разную численность, устойчивость и направленность. Их деятельность может отвечать требованиям коллектива и задачам исправительного учреждения, не соответствовать и даже противоречить им. Следовательно, нельзя считать, что малая группа всегда является злом. Воспитателю в любом случае важно учитывать отношения, складывающиеся в этих группах и между группами, их отношения с коллективом, психологические явления в них и использовать эти знания в интересах дела.

Особое место в исправительном учреждении занимает такая малая группа, которая получила в специальной литературе название "семья". Под "семьей" в местах лишения свободы понимается стойкая группа, состоящая из двух и более осужденных, объединенная общей системой взглядов, интересов и традиций, определяющих их поведение и направленность действий. Объединяясь в малые группы, подобные "семье", осужденные преследуют общие интересы (совместное питание, защита от посягательства и т. д.), но каждый из них имеет и свои узкокорыстные интересы, которые он маскирует, так как в случае их проявления в том или ином виде осужденный изгоняется из "семьи" со всеми вытекающими для него негативными последствиями.

Исследования показали, что в "семьи" объединяется до 80 % осужденных в колониях общего и усиленного режима и до 90 % в колониях строгого режима. Права и обязанности членов "семьи" не имеют четкой регламентации и определяются в первую очередь неписаными нормами и правилами поведения, личностными качествами и авторитетом ее членов. Практика показывает, что "семьи" состоят от двух до семи человек.

В "семье" осужденный пытается утвердиться, завоевать соответствующий статус, чтобы обрести определенную независимость и защищенность, а также разрешить свои психологические проблемы. "Семья" берет на себя такие функции, как содержание личного имущества осужденного и надзор за ним, добыча и распределение материальных благ. "Члены "семьи", - отмечает В. Б. Шабанов, - обязаны поддерживать свою жизнедеятельность материальным вкладом. В случае, если кто-то из членов "семьи" лишается по каким-либо объективным и субъективным причинам получения благ (лишение посылки-передачи, свидания; изъятие незаконно приобретенных денежных средств и т. д.), то другие члены "семьи" оказывают ему помощь. Большая помощь оказывается осужденным, водворенным в штрафной изолятор или переведенным в помещение камерного типа".

При водворении в ШИЗО и ПКТ осужденными собираются предметы и вещи, разрешенные к использованию в данных помещениях (в ШИЗО и ПКТ различные условия содержания). В период отбывания наказания в этих помещениях члены "семьи" стараются оказать помощь осужденным путем передачи запрещенными способами (подкуп представителей администрации, преодоление линий охраны и т. д.) сигарет, спиртных напитков, наркотических средств и т. д. Это явление в среде осужденных получило название "греть бур".

По отбывании наказания и возвращении "виновника" в обычное жилое помещение члены "семьи" подготавливают для него продукты питания, чай, новую одежду и другие вещи и предметы в зависимости от направленности группы. Такие действия "семьи" называются "встречей". Если "семья" лидирует в среде осужденных, то во "встрече" участвует большое количество осужденных. Но их участие ограничивается лишь передачей определенных материальных благ. Такие действия осужденными отрицательной направленности окружаются ореолом тюремного братства. Те же осужденные, которые по каким-либо причинам отказываются участвовать во "встрече", подвергаются гонениям не только в местах лишения свободы, но и после освобождения.

Осужденный Д. отказался передать для "встречи" сигареты, поняв, что под видом братства скрывается заурядный обман, который выражается в корыстном использовании продуктов питания и вещей лицами, поддерживающими преступные традиции, в своих целях. В момент отказа к Д. никаких претензий не предъявили, так как сработал формальный принцип: не хочешь - не давай. Но впоследствии о Д. стали распространять различные сведения провокационного характера, с тем чтобы настроить против него основную массу осужденных. Жизнь его стала невыносимой. Однако он честно работал, хорошо себя вел, и администрация учреждения приняла решение о его условно-досрочном освобождении. После освобождения Д. поступил учиться в автошколу. Но преступный мир просто так не отступает. О факте отказа дать сигареты для "встречи" из учреждения нелегальным способом были переданы сведения преступным группировкам по месту жительства Д. В результате он был несколько раз жестоко избит и ограблен. Террору была подвергнута и его семья. Д. вынужден был покинуть пределы Беларуси.

Деятельность малой группы немыслима без лидера. Основными факторами, предопределяющими выдвижение осужденного в лидеры, являются: высокий интеллект, организаторские способности, высокий уровень общительности и активности, богатый прошлый, как правило преступный, опыт, физическая сила и т. д. Большое значение для лидера имеют также такие факты из его биографии, как длительность срока наказания, число прежних судимостей, совершение группового преступления.

В функции лидера "семьи" входит: планирование деятельности микрогруппы, координация всех ее действий, представительство "семьи" в отношениях с другими группами, контроль за поведением членов группы, их поощрение и наказание, осуществление функции "арбитража".

В зависимости от ценностной ориентации неформальных групп, их идейной и нравственной направленности различаются: 

  • группы с положительной направленностью, отличающиеся различной степенью социально-позитивной активности (активные и пассивные); 

  • группы с неопределенной (нейтральной) направленностью, неустоявшимися ценностями и несформировавшимся внутригрупповым "кодексом"; 

  • группы с отрицательной направленностью, которая может быть как открытой, так и скрытой.

Группы с положительной направленностью включают в себя осужденных, которые полностью осознают свою вину в совершенном преступлении и искренне раскаиваются в нем. Они характеризуются позитивным отношением к требованиям режима отбывания наказания, желанием добросовестно работать и учиться. Они самостоятельны и инициативны, участвуют в самодеятельных организациях исправительного учреждения, в нравственном отношении менее запущенны (положительно реагируют на замечания, четко различают добро и зло), их поведение не зависит от отрицательного влияния среды. У большинства из них происходит переоценка ранее значимых ценностей, восстановление положительных качеств. Осужденные такой группы активно помогают мастеру, критикуют нерадивых, переживают, если кто-то не выполняет норму выработки. Вместе с тем у некоторых осужденных бывают срывы в поведении, хотя и кратковременного и незлостного характера.

К указанной группе осужденных примыкают так называемые "пассивные" с положительной направленностью. Они считают своим долгом добросовестно трудиться, не нарушать режим отбывания наказания, но в то же время склонны уклоняться от участия в работе самодеятельных организаций, от активного сотрудничества с работниками исправительного учреждения. К нравственным нормам они относятся избирательно, принимая в основном те, которые затрагивают их лично.

Группы с неопределенной (нейтральной) направленностью характеризуются тем, что их поведение зависит от ситуативных влияний среды. В положительной среде они ведут себя позитивно, в отрицательной - становятся на сторону нарушителей. В условиях группового давления не могут отстоять свое мнение, действовать самостоятельно. Их изменчивое беспринципное поведение граничит с утратой собственной нравственной позиции. Трудятся и учатся такие осужденные без усердия, стараются по возможности уклоняться от поручений воспитателей. Эти лица в основном руководствуются материальными соображениями, у них нет осознанных и ясных целей, перспектив, конкретных жизненных планов.

Группы с отрицательной направленностью включают в себя осужденных: 

  • придерживающихся "воровских традиций законов"; 

  • связанных стремлением к какому-либо типичному нарушению режима (например, употреблению спиртных напитков); 

  • знавших друг друга до суда как соучастников преступления или по совместно отбываемому ранее наказанию; 

  • объединенных какими-либо ошибочными взглядами и убеждениями (религиозными, обывательскими) или сходством отрицательных интересов (например, игрой в карты).

Члены таких групп открыто высказывают и демонстрируют негативное отношение к активистам, к режиму отбывания наказания, труду, учебе, воспитательным мероприятиям, но чаще всего они действуют исподтишка. Своих участников, нарушивших внутригрупповой "кодекс", они подвергают таким санкциям, как шантаж, клевета, оскорбление, провокации, избиения.

При слабой дисциплине в исправительном учреждении отрицательно направленные группы могут распространять свое влияние на весь коллектив осужденных и вести к его разобщению. В условиях исправительного учреждения они являются средой и основным рассадником преступной субкультуры, воровских традиций.

 

§ 2. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности

Особенностью групп осужденных отрицательной направленности является четкое осознание целей сообщества, наличие элементов круговой поруки и взаимопомощи, стратификация (деление на "касты", слои, группы) осужденных, занимающих различное положение и наделенных разными "правами" и "обязанностями" в системе неформального общения.

Во главе данной иерархической системы находятся "воры в законе", которые получают это звание (титул) на "воровской сходке". Принимаются в данную касту лица, отличающиеся жестоким характером, преступным опытом, знанием уголовных "законов", пользующиеся авторитетом в преступном мире. "Ворами в законе" также могут объявляться лица, не отвечающие вышеуказанным требованиям, но располагающие Крупными денежными средствами и поддерживающие преступный мир взносами в "воровскую кассу". Всем им присущи такие знаки воровской власти и авторитета, как татуировки в виде распятия на груди, орла с распростертыми крыльями, офицерских погон и др.

На "воровских сходках" решаются такие вопросы, как сбор "общака", взимание налога с "семей" осужденных, организация противодействия деятельности официальных лидеров и администрации исправительного учреждения и т. д.

"Воры в законе" обязаны общаться только с осужденными, которые входят в элиту преступного мира; все действия, идущие вразрез с законодательством, осуществлять через посредников; подрывать авторитет администрации и актива осужденных, не обращаться к ним за помощью; организовывать карательные акции в отношении осужденных, которые нарушили неформальные нормы и традиции.

"Воры в законе" оказывают разлагающее влияние на молодых правонарушителей, рекламируя свой образ жизни, который позволяет, не работая, незаконным путем получать многочисленные материальные блага. Традиционной обязанностью "вора в законе" является подготовка в течение трех лет из молодого преступника кандидата на титул "вора в законе".

На ступень ниже "воров в законе" стоят лица, приближенные к ним, их так называемый резерв, из которого подбираются кандидаты на возведение в ранг "вора в законе". Они именуются "козырными фраерами". В некоторых регионах их также называют "блатными", "шерстяными". Они имеют довольно высокий статус в преступном мире, но в отличие от "воров в законе" не имеют права распоряжаться средствами из "общака", созывать "воровские сходки" и участвовать в них с правом решающего голоса. "Козырным фраером" может стать только лицо, совершающее "престижные" преступления, такие, которые требуют определенных практических навыков, смекалки, опыта. Необходимым условием является соблюдение преступных традиций и обычаев.

Указанная категория лиц организует преступные группировки, члены которых отличаются особой жестокостью, отсутствием чувства сострадания. Они крайне озлобленны, мстительны, активно пропагандируют свои антисоциальные взгляды. Создавая такие группировки, они прежде всего думают о своих узколичных интересах: об усилении власти и завоевании титула "вора в законе".

В группах отрицательной направленности всегда имеются осужденные, которые следят за исполнением норм поведения. Они не отличаются большим интеллектом. От них требуется только одно: четко исполнять чужую волю. Осужденные, относящиеся к данной категории, по различным причинам не способны сами стать лидерами и поэтому, достигая определенного статуса, готовы выполнять любое распоряжение лидера (вплоть до уничтожения любого осужденного), чтобы удержать завоеванные позиции. Эта категория осужденных получила название "пристяжь". В зависимости от того, в каком направлении действуют лица, входящие в категорию "пристяжь", они подразделяются на "шестерок", осуществляющих сбор продуктов, денег в "общак" и выполняющих разного рода черновую работу; "громоотводов", берущих на себя вину за совершенное лидером преступление; "быков", выполняющих карательные функции. Все они обирают слабых, заставляют тех, кто не в состоянии дать отпор, выполнять за себя работу. .

Следует отметить, что хотя "пристяжь" цепко держится за свое положение в преступной среде, но жизнь ее незавидна, ей приходится лавировать между администрацией исправительного учреждения и лидерами преступных группировок: и те и другие, как известно, за нарушение соответствующих норм применяют санкции. Санкции же преступного мира намного жестче, и поэтому "пристяжь" любыми способами (вплоть до совершения насильственных преступлений) старается уйти от немилости лидеров. Чаще всего гнев "авторитетов" вызывает нерасторопность "шестерок", в результате которой они подвергаются задержанию представителями администрации и у них изымается что-либо, предназначенное для передачи тем или иным лицам. В этих случаях "шестерки", зная, что по возвращении в жилое помещение их ждет расправа (в зависимости от значимости изъятого имущества), идут на любые ухищрения, чтобы вернуть изъятое. Здесь и просьбы, и угрозы, и обман, и сообщение фактов о совершении другими лицами малозначительных правонарушений, сообщение ложных сведений о якобы готовящихся преступлениях и т. д. Чаще всего это им не удается, и тогда они пытаются уже лавировать перед лидерами, доказывая, что факт изъятия в данном случае был неизбежным. От убедительности доказательства зависит дальнейшее существование данного лица. Лучшим исходом в этом случае будет банальное избиение, худшим - перевод в разряд "отверженных" либо смерть.

Самую многочисленную категорию современного уголовного мира образуют "мужики". "Мужики" - своеобразный преступный нейтралитет, самая обособленная часть современной уголовной среды. Во всем, что касается соблюдения преступных традиций и обычаев, они стараются проявлять независимость. Они живут "сами по себе", никого не притесняя и никому не прислуживая. В характере их бывшей преступной деятельности трудно выделить какую-либо специфику.

Среди "мужиков" есть и такие, которые тяготеют к "авторитетам". Они частично придерживаются преступных традиций и обычаев, прислушиваются к мнению "воров в законе", нередко идут к ним за советом, а в необходимых случаях обращаются с просьбой о помощи. Такие "мужики", чтобы не уронить свой авторитет в уголовной среде, совершают отдельные незначительные проступки, иногда конфликтуют с представителями администрации по несущественным поводам. Внешне же стараются выглядеть независимыми. Эту категорию образуют в основном молодые преступники. В некоторых регионах их называют "парнями". "Воры в законе" относятся к данной разновидности "мужиков" в основном благосклонно, не притесняют, иногда оказывают помощь в решении каких-либо вопросов.

На низшей ступени преступной иерархии находятся так называемые "обиженные". В среде осужденных они именуются по-разному: "отверженные", "петухи", "козлы", "мастевые". Эту категорию составляют большей частью пассивные гомосексуалисты, лица, не выдержавшие камерных испытаний, а также окончательно опустившиеся, всеми гонимые и забитые "чушки".

В отличие от всех перечисленных выше категорий состав "обиженных" - самый молодой. До 80 % - это лица моложе 25 лет. Около 90 % из них стали "обиженными" в период первого пребывания в местах лишения свободы.

"Среди факторов, - отмечает С. Я. Лебедев, - способствующих определению в "обиженные", наряду с непрохождением испытаний следует назвать:

  • совершение позорных с точки зрения уголовной среды преступлений: изнасилование несовершеннолетних, развратные действия в отношении малолетних и т. п. (до 5 %);

  • попадание осужденного в долговую зависимость к "авторитету", либо его "семье": карточный долг, продовольственный долг и т. п. (до 20 %);

  • обнаружение связи с правоохранительными органами (до 45 %) - в этом случае преступники становятся "обиженными" насильно и именуются "замастованными";

  • невыполнение требований "авторитетов" либо невыполнение взятых перед ними обязательств (15-17 %).

В остальных случаях (15-20 %) "обиженные" стали таковыми по собственной воле, предлагая себя в обмен на защиту от притеснений, унижений, на поддержку и покровительство сильного".

Большей частью "обиженные" стараются скрыть свое положение. Однако некоторые бравируют таким титулом, специально надевают женскую одежду, присваивают себе женские имена, овладевают женскими манерами поведения и т. д.

Положение этой категории в местах лишения свободы крайне незавидно. "Обиженные" отличаются от основной массы осужденных затравленным выражением лица, неопрятным внешним видом. Эти люди вне закона, они отвергаются не условно, а на самом деле. У них отдельные спальные места в неуютном месте - в углу у выхода из казармы (в следственном изоляторе - на нарах, ближайших к отхожему месту, "параше"), свой стол в столовой, свои места в клубах учреждений. Их миски и ложки маркируются, чтобы ими не пользовались осужденные других категорий. Спят они чаще всего без постельного белья. Кто угодно в любое время дня и ночи может безбоязненно оскорбить такого осужденного, ударить. И делается это часто без всякой причины, просто из желания отобрать у него продукты, вещи, заставить выполнять за себя черную работу. Их используют для проноса, провоза в жилую зону запрещенных предметов. Неформальные нормы в регулировании отношений с данной категорией осужденных наиболее жесткие. С ними запрещено разговаривать на равных, брать сигареты и угощать их, оказывать помощь и т. д. Проявление малейшего сочувствия к этим лицам не просто не поощряется, но крайне опасно, так как может при определенных обстоятельствах послужить причиной для перевода самого сочувствующего в группу "обиженных" ("отверженных").

Указанный оскорбительный статус закрепляется за определенным человеком практически на весь срок пребывания в местах лишения свободы, и изменить это положение невозможно. Ярлык "отверженного" следует за ним при переводе в другое исправительное учреждение, при помещении в больницу, а очень часто и после выхода на свободу. Не случайно некоторые отвергнутые, сознавая безысходность и трагизм своего положения, убивают своих обидчиков или совершают побег. Следует отметить, что в группах "обиженных" в свою очередь происходит расслоение и на низшую ступень опускаются самые слабые и неприспособленные, презираемые и самими "обиженными", которые стоят над ними на социальной лестнице. Последние могут даже распоряжаться первыми, например, могут "выдать" пассивных гомосексуалистов преступным "авторитетам".