Хрестоматия по юридической психологии
Общая часть
Структура правосознания и некоторые методы его исследования.
//Методология и методы социальной психологии. М., 1981. Стр. 201-214.
Право как система социального контроля осуществляет свою функцию, воздействуя на сознание людей, и в частности на ту его сферу, которую именуют правосознанием, имея в виду все формы психического отражения правовой жизни общества.
Если правосознание служит непосредственным проводником права в общественную практику, то надо полагать, что как надлежащее, так и отклоняющееся поведение детерминируется определенной совокупностью свойств и особенностей правового сознания.
Сказанным определяется важность проблемы правосознания для управления социальными процессами, для ликвидации преступности как явления, органически чуждого нашему обществу. Тем самым получение надлежащей информации о содержании, состоянии и изменении правосознания различных слоев, групп и регионов является насущной практической потребностью и актуальной задачей психолого-правовых исследований.
Однако, чтобы понять механизм превращения правосознания из «вещи в себе» в «вещь для нас», необходимо рассматривать его в более широком контексте, используя понятие, способное охватить и правосознание, и реальные формы его проявления. Таким понятием служит правовая культура.
Оставляя в стороне обыденное употребление слова культура в качестве оценки образованности и воспитанности человека, отметим, что в научной литературе в термин «культура» вкладывается разный смысл. Мы понимаем культуру как совокупность всех созданных людьми материальных и духовных ценностей, а также символов, норм и образцов поведения, принятых и признанных в определенной общности и передаваемых другим общностям, индивидам и последующим поколениям. Культура в этом смысле выступает как предельно широкое понятие, и в ее составе выделяются сферы — материальная и духовная.
В основе не только материальной, но и духовной культуры лежит процесс производства определенных благ. Маркс писал: «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды производства...».
Наряду с духовным производством культуру определяет характер распределения и потребления духовных ценностей, что также зависит от материальных условий жизни общества. С учетом сказанного духовная культура есть синтез духовных ценностей, процесс их производства и потребления.
Правовая культура, о которой пойдет речь ниже, относится к духовной сфере. Однако за пределами решения вопроса о том, какая культура (материальная или духовная) имеет первичное, а какая — производное значение, разграничение культур на материальную и духовную носит относительный характер. Одни и те же культурные явления правомерно рассматривать в качестве предметов и материальной и духовной культуры. Так, жилище — средство удовлетворения потребности в жилье. Оно имеет свою архитектуру, как-то отвечающую эстетическим вкусам людей, планировку, зависимую от условий быта, и иные особенности, продиктованные нравами, а в некоторой мере и состоянием правопорядка (например, решетки на окнах, замки на дверях).
Относительность рассматриваемого деления состоит и в том, что любой материальный продукт деятельности, прежде чем воплотиться в действительность, непременно проходит стадию идеи, образа, замысла, т. е. сферу духовной культуры. Можно говорить о материальных формах духовной культуры не только в смысле ее опредмечивания, но и потому, что эта область охватывает реальное, физическое поведение людей, в том числе и преступное поведение.
В нашем анализе мы ограничимся рассмотрением правовой культуры, правосознания и его соотношения с иными культурными феноменами. Известно, что при изучении культуры обнаруживаются совпадающие и несовпадающие, социально-однородные и разнохарактерные черты, порожденные одинаковыми и различными условиями жизни людей. Поэтому можно говорить о культуре общечеловеческой и классовой, общенародной и национальной. Классовый подход к определению культуры не исключает признания внеклассовых общечеловеческих культурных ценностей (язык, научно-технические достижения и пр.). Другое дело — кем и в чьих интересах они используются. В. И. Ленин решительно выступал против вульгарного понимания социалистической культуры как огульного отрицания культурного наследия, отказа от прогрессивных элементов предшествующих культур и преемственности в культурном развитии.
На основе единства и множественности условий жизни возникают субкультуры.
Носителями субкультур являются определенные общности людей, формирующиеся в результате действия исторических, экономических, природно-географических, политических, этнических, возрастных, образовательных, бытовых, профессиональных и других подобных факторов.<…>
<..>Правосознание входит в состав правовой культуры разных общностей, где оно только и может быть познано. Это положение нам кажется очень важным для практической организации исследований. Если правосознание отражает правовую культуру и проявляется в ней, то его исследование возможно лишь путем анализа тех культурных элементов, в которых оно объективируется, получает осязаемый выход.
Различая в правовой культуре определенную деятельность и ее продукты, мы выделяем два вида проявлений правосознания. Во-первых, в поведении: это — правотворчество, правоприменительная и правоохранительная деятельность, законопослушное или противоправное поведение, правовое просвещение и воспитание, научно-правовая деятельность. Во-вторых, плоды этой деятельности, т. е. само право и его институты; директивные акты и научные труды; правовая документация (например, уголовные дела); произведения искусства и публицистики; вербальные проявления сознания как в официальном, так и в неофициальном общении (слухи, письма, дневники, и пр.). Исследование не может проходить иначе, чем через реконструкцию форм правосознания по реальным действиям исследуемых.
При этом процедуры и техника исследования должны строиться с учетом культурных особенностей изучаемой среды (языковых, возрастных, образовательных, бытовых и пр.). Так, методика, пригодная для изучения правосознания несовершеннолетних или жителей города, может оказаться неприемлемой для взрослых или сельских жителей.
Например, разработанный нами инструментарий, предназначенный для изучения правосознания различных групп населения в одном из крупнейших центров Российской Федерации, не мог быть использован для сравнительного исследования на территории Грузии и подвергся существенной переработке применительно к национальным, языковым, бытовым и иным особенностям данного региона. Конкретные индикаторы получили при этом совершенно иное звучание, обусловленное, в частности, своеобразием наиболее распространенных там правонарушений.
По принципу обратной связи культурные формы проявления правосознания одновременно служат и средствами его формирования или деформации, источниками правового опыта, каналами распространения правовой культуры. Отражаясь в сознании, они отчасти целенаправленно, а большей частью стихийно формируют должные или искаженные взгляды, оценки, установки и т.п.
Такая двойственность функций элементов правовой культуры обязывает четко определять каждый раз, какую именно из них мы имеем в виду, рассматривая тот или иной культурно-правовой феномен.
Общепризнанно, что психическое развитие отдельной личности выступает как изначально социальный процесс. При рождении человек вступает в мир ценностей, охраняемых и поддерживаемых системой социальных норм, предписаний, запретов и санкций, которые обеспечивают возможность человеческого общежития и стабильность данной социальной системы. В ходе общения, сотрудничества и совместной деятельности субъекта и его окружения происходит все более глубокое освоение и все более активнее овладение им культурными ценностями.
Внешние на первых порах нормативы должного поведения под влиянием санкционирующего обучения (по принципу одобрение — порицание, успех — неуспех) и иных социальных воздействий интериоризуются, входят в сознание личности, оформляясь в определенную ценностно-нормативную модель поведения — продукт индивидуального опыта личности и коллективного опыта макро- и микросреды, воспринятого через образцы поведения и систему значений.
Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идет в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания.
Ценностно-нормативная система личности служит внутренним механизмом управления социальным поведением. По мере ее обогащения и все более глубокой интериоризации она приобретает все большую самостоятельность и независимость от внешних воздействий, выполняя функцию своеобразного фильтра влияний объективных обстоятельств. Все большую роль играют факторы внутренней детерминации поведения. Человек уже не только и не столько приспосабливается к наличной обстановке, сколько подыскивает и преобразует ее в желательном для себя направлении в соответствии с собственной концепцией прав и обязанностей, возможных и ожидаемых санкций.
Вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа «стимул — реакция». Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, ее конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности ее правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла (Леонтьев А.Н.).
Для правомерного поведения в большинстве случаев бывает достаточно усвоения правовых принципов и общих целей, направляющих поведение в законопослушное русло: например, понимание и признание необходимости охраны неприкосновенности жизни, здоровья, достоинства, свободы, имущества и иных естественных для нашего строя личных и общесоциальных ценностей.
Будучи интериоризованы, эти исходные правовые положения — правовая аксиоматика — служат ориентирами для правомерного поведения в конкретной жизненной ситуации, даже если субъекту и неизвестны существующая на этот случай конкретная юридическая норма и уголовно-правовой запрет (такое конкретное знание необходимо лишь для исключительных, атипичных ситуаций).
В области нравственных отношений мы наблюдаем тот же процесс, когда субъектом не осознается и не формулируется каждый раз конкретное правило поведения, а на основе общих моральных критериев он как бы «чувствует», как нужно поступить, и действует этично. Здесь срабатывает механизм, который можно назвать правовой и нравственной интуицией1.
В результате глубинного усвоения и многократного применения исходных правовых принципов, простых и всеобщих норм человеческого общежития формируются стереотипы поведения, которые не осознаются как юридически нормированные, так что вопрос: «законно ли я поступаю?» — обычно не возникает. Более того, правомерный образ действий, став привычным, сам превращается в потребность. Так же обстоит дело и с криминальным поведением (пьяная брань и рукоприкладство — стереотипы хулиганства). В сказанном — одно из объяснений иллюзии, будто во всех этих случаях правосознание «ни при чем».
По изложенным соображениям представляется принципиально неверной высказываемая в литературе мысль о том, что современный взрослый человек может и не иметь никакого правосознания, а для правомерного поведения ему якобы достаточно одних лишь моральных критериев2.
Прежде всего эта точка зрения, будучи чисто умозрительной, противоречит психолого-педагогическим данным о процессе и содержании социального развития личности. Она также не находит подтверждения в эмпирических исследованиях правосознания различных групп населения и различных категорий правонарушителей. Напротив, ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определенных правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т.п.3
Утверждение о возможности обеспечить законопослушное поведение на основе одного лишь нравственного и без участия правового сознания, является иллюзией, порожденной рядом ошибочных представлений: ограничительной трактовкой правосознания и расширительным пониманием нравственности (морали)4.
Говорят, что в правосознании (в отличие от морали) якобы преобладает логический, рассудочный элемент. Чувства, оценки, установки, притязания и иные психические явления, связанные с правовой жизнью, сторонники этой точки зрения тем самым относят к области нравственного сознания, игнорируя их правовую опосредованность и неразрывную связь с действующей или желаемой правовой регламентацией5.
Сказывается идущая еще от И. Канта идея о том, что различие права и морали состоит во внешнепринудительном характере одного и внутреннепобудительном характере другого. Тем самым отрицается возможность превращения правовых предписаний во внутренние убеждения, личностные установки.
Между тем наши эмпирические исследования отмечают массовый характер внутренней солидарности граждан с подавляющим большинством правовых норм и практикой их применения. Изучение мотивации правомерного поведения также подтверждает, что ведущими стимулами являются согласие, одобрение, поддержка установленных правил и стойкая привычка их исполнения. Противоположная картина наблюдается при исследовании правосознания различных категорий преступников, для которых оказались характерными внутреннее неприятие правоохраняемых ценностей, негативное и отчужденное отношение к отдельным элементам правовой системы, а у рецидивистов — глобальная противоправная ориентация.
Значит, дело вовсе не в том, что право, как всякая нормативная система, будучи отчуждено от человека, обречено оставаться формой внешнего давления на него. Оно в равной мере способно входить в сознание субъекта как его ценность, преобразуясь в важнейший компонент ценностно-нормативной системы личности.
Одно только нравственное сознание не может обеспечить законопослушное поведение, поскольку мораль образует только часть нормативной сферы и служит системой координат, достаточно четко ориентирующих нас лишь в области нравственных отношений. Границы же между моральным и аморальным, преступным и непреступным зачастую не Совпадают. К тому же в обществе всегда действует только одна правовая система, выражающая господствующее правосознание. Но наряду с соответствующей системой морали и господствующим нравственным сознанием, как уже отмечалось, пока еще существуют разнородные остаточные и чуждые этой системе элементы нравственности. Сохранить и поддержать правопорядок одними моральными средствами нельзя.
В правосознании особым образом отражается действительность; оно имеет особый язык, систему понятий и категорий, особые критерии и способы оценок. Другими словами, правовое сознание имеет свой познавательный аппарат, свою систему ценностей и способов оценки, свои методы управления практической деятельностью. Соответственно этому можно говорить о трех функциях правосознания: познавательной, оценочной и регулятивной.
Не все элементы правового сознания доступны пока эмпирическому исследованию ввиду отсутствия адекватных методов и процедур, позволяющих их выделить, описать и измерить. Происходит это потому, что большая часть явлений психики — сплавы многих психических элементов. Так, правовые чувства и переживания не существуют сами по себе и не представлены исследователю в готовом виде, а входят в состав убеждений, оценочных отношений, установок и иных сложных образований, возникших в результате взаимодействия интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. Поэтому необходимо выделить элементы правосознания, доступные эмпирической интерпретации и изучению.
В этой связи уместно напомнить исходное положение советской психологической науки о единстве сознания и деятельности. Сознание формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, реализуется в ней. Применительно к нашей проблеме это означает, что правосознание может быть познано по результатам его функционирования. Соответственно трем упомянутым функциям правосознания определяются его основные компоненты.
Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений ими пользоваться, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, т. е. оценочные отношения к праву, практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет правовых установок, организуемых в систему ценностных ориентации (схема).
Таким образом, в операциональных целях под правосознанием мы понимаем сферу общественного и индивидуального сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях6.
СХЕМА
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
Основные функции правосознания |
Психические компоненты |
Результаты функционирования |
Эмпирические показатели |
Количественные характеристики |
Познавательная
Оценочная
Регулятивная |
Интеллектуальный
Интеллектуально-эмоциональный
Интеллектуально-эмоционально-волевой |
Правовая подготовка Ценностные отношения к праву и практике его применения
|
Юридические знания и
умения
Оценочные суждения
(мнения)
Поведенческие позиции (решения) |
Степень осведомленности
Степень солидарности
Степень устойчивости |
Правовая подготовка как интеллектуальный компонент сознания достаточно легко диагностируется традиционными для педагогики методами. В исследовании правосознания испытуемым предлагается ответить на серию вопросов об основах законодательства и его отдельных установлениях. Практическое владение имеющимися знаниями определяется с помощью сюжетов, которым дается элементарная юридическая квалификация и определяются возможные правовые последствия описываемых ситуаций. Профильтрованные через личный опыт и правовую практику субъекта познаваемые им разные стороны и явления правовой жизни всегда соотносятся с потребностями, интересами, целями деятельности, вызывают к себе определенные отношения и, будучи значимы для личности, приобретают известный смысл, подвергаются оценке, квалифицируются как ценности. Возникают новые интеллектуально-эмоциональные образования — оценочные отношения к правовым явлениям. Известно, что в общественном и индивидуальном сознании ценности организованы в иерархическую структуру — «шкалы» ценностей, признанных в данной общности и принятых индивидом. Несоответствие этих «шкал» друг другу — источник конфликтов и предпосылка поведения отклоняющегося, с точки зрения той общности, чья система ценностей и норм нарушена данным поведением. Если в праве как нормативной системе иерархия ценностей предписана однозначно и заложена в самих нормах, то в правосознании право и его применение сами рассматриваются как некие ценности и вызывают к себе отношения, которые могут не совпадать в различных группах и отклоняться от господствующих в обществе оценок.
В рассматриваемую нами структуру правосознания входят несколько видов оценочных отношений. Это, во-первых, отношения к правовым принципам, институтам и нормам; во-вторых, отношения к правонарушениям, т. е. к посягательствам на право-охраняемые ценности; в-третьих, отношения к правоохранительным органам и их деятельности; в-четвертых, отношение к своему правовому поведению (правовая самооценка).
Эти отношения выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть получены в эмпирическом исследовании с большей или меньшей степенью соответствия подлинным мнениям обследуемых лиц.
Для этого в качестве индикаторов используются вопросы и задания, выявляющие мнения респондентов о сравнительной тяжести различных правонарушений, эффективности работы правоохранительных органов и т. д. Соответствие или расхождение с позицией законодателя указывает на степень солидарности с правом и одобрения практики его применения.
Однако сами по себе ценностные отношения, как интеллектуально-эмоциональные образования, еще не реализуются в практике без пусковых и движущих механизмов деятельности. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении.
Включение этого компонента приводит к интеллектуально-эмоциональным волевым образованиям — социально-правовым установкам. Под социальными установками обычно понимается тенденция, или предрасположенность, личности воспринимать и оценивать какие-либо объекты, факты социальной действительности определенным образом и готовность действовать в отношении данных объектов в соответствии с этими оценками. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации, т. е. комплекс установок, определенным образом ориентированный на социальные ценности и направляющий поведение людей по отношению к этим ценностям. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации. Таким образом, регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
Если оценочные отношения с большей или меньшей достоверностью, но все же могут быть выявлены на основе оценочных суждений, то степень их действенности, включенности в непосредственные стимулы поведения таким путем усмотреть невозможно.
Между тем методы исследования социальных установок основаны в большинстве своем на выявлении мнений и оценок того или иного изолированного субъекта. Думается, что эти методы не способны диагностировать основного свойства установки — ее поведенческой активности, ее регулятивного потенциала.
Для этого необходимо выявить волевой компонент, отличающий, по нашему мнению, установку от оценочного отношения. Известно, что волевое начало выражается в принятии решения о выполнении какого-либо мотивированного действия, в преодолении при этом внутренних конфликтов и внешних препятствий.
Отличительная черта волевого действия — способность преодолевать барьеры, препятствия, помехи. Отсюда следует, что в качестве индикатора установки может служить помехоустойчивость, неподатливость сбивающим воздействиям, как внешним, так и внутренним.
Установка, будучи одной из основных детерминант поведения, все же не избавляет от необходимости выбора путем принятия решения в результате мотивации. В условиях конфликта ценностей борьба мотивов превращается в процесс умственного анализа и оценки всех «за» и «против» каждого возможного варианта поведения, в итоге чего принимается решение в пользу одного из них. Разумеется, мотивационный конфликт и принятие решения — процесс, протекающий в разных ситуациях и у разных людей с различной быстротой и степенью осознания всех его элементов7.
Если пытаться определить предрасположенность к определенному поведению через помехоустойчивость и неподатливость, то в ситуацию должны быть введены достаточно сильные сбивающие воздействия, весомые контрмотивы правомерному варианту поведения. Тем самым волевой компонент установки подвергается испытанию на прочность противостоящими мотивами и доводами. По их влиянию на принятое решение мы вправе судить о степени устойчивости или об интенсивности установки.
Однократная оценка даже самой острой конфликтной ситуации дает более или менее точное представление лишь об иерархии отдельных конфликтующих ценностей, указывая только на предпочтение в данной ситуации одних другим. О включенности этих предпочтений в мотивы возможного поведения по такому статичному показателю судить еще нельзя. Здесь пока что мы имеем дело с оценочным отношением, а не с установкой как волевой готовностью.
О наличии последней, как уже отмечалось, свидетельствуют устойчивость поведенческих позиций, независимость принимаемых решений от сбивающих воздействий и помех. Значит, исследование должно проходить в динамически развертывающейся ситуации с многократным решением задач, предлагаемых испытуемому на каждой новой стадии развития ситуации. Тем самым мы имитируем более сложный вид деятельности, более близкий к действительности, нежели однократная оценка и выбор той или иной поведенческой альтернативы. Это должен быть не механический набор разрозненных оценок, не простое множество суждений и предпочтений, а система, организованная в структуру определенной деятельности, согласованная система предпочтений, постоянно и однозначно проявляющаяся в процессе оценочной деятельности в виде правомерных или противоправных решений. Думается, что такая система рождает новое качество, не свойственное отдельно взятому элементу. Она обладает функциональным своеобразием по сравнению с разрозненными оценками и выборами — устойчивостью. Но это и есть искомое качество установки (в нашем понимании).
Одним из возможных путей исследований установок и ценностных ориентации нашими сотрудниками разработан и использован экспериментальный метод, в котором учтены изложенные соображения. Он включает в себя систему заданий, требующих многостадийного решения динамически развертывающейся криминальной ситуации, заимствованных из конкретных уголовных дел. Последовательный выбор правомерных вариантов интерпретируется как проявление готовности действовать в соответствии с правовыми требованиями и стойкой правомерной ориентацией. Наоборот, последовательный выбор противоправного варианта и порицание юридически одобряемого поведения рассматриваются как показатель готовности опираться в своем поведении на противоправные нормы.
Искажения, возникающие в результате декларативности ответов и решений, частично снижаются за счет предъявления целой системы заданий и наличия сильно действующих сбивающих факторов.
В групповых обследованиях этот метод доказал свою диагностическую ценность8.
В известных нам исследованиях правосознания обычно применялись разрозненные индикаторы, выявляющие отдельные фрагменты изучаемого предмета: знание определенной законодательной нормы, оценка какого-то правового института и т. п.
В пределах довольно произвольного выбора индикаторов обычно использовались различные статистические процедуры и на основе интерпретации разобщенных показателей давались общая характеристика и оценка правосознания той или иной группы лиц. Между тем, не имея интегральных показателей, делать обобщенные выводы весьма рискованно.
Для этого данные, полученные по отдельным индикаторам, должны быть сведены в интегральные количественные характеристики основных компонентов правосознания согласно принятой концептуальной схеме. Это возможно при использовании обобщенных коэффициентов правовой осведомленности, солидарности с правом и т. д., которые исчисляются по формуле:
K = 1 -
p + q
S * n
где P — количество «неправильных» ответов и решений, q — количество «уклончивых» ответов («не знаю», «затрудняюсь»), S — общее количество вопросов и заданий, n — количество респондентов в изучаемой группе. При идеальном положении дробь в этой формуле равна нулю и коэффициент составляет единицу.
В порядке иллюстрации сошлемся на показатели, полученные в одном из исследований, проведенных нашими сотрудниками.
Наименование группы |
Коэффициент осведомленности |
Коэффициент солидарности |
Коэффициент устойчивости |
Законопослушные |
0,73 |
0,74 |
0,54 |
Как видно, общий объем осведомленности в рамках требований, которые определены в качестве необходимых для правомерного поведения, достаточно высок у всех испытуемых и даже несколько выше у преступников и правонарушителей по сравнению с законопослушными гражданами. Напротив, солидарность с правом и практикой его применения наиболее высока у законопослушных, ниже у правонарушителей и еще ниже у преступников. У лиц с противоправным поведением солидарность заметно ниже их осведомленности. Еще заметнее разрыв между степенью усвоения правовых предписаний, уровнем правовой осведомленности и солидарности с правом. Сравнение указанных коэффициентов показывает, что основные деформации правового сознания лежат преимущественно в сфере отношений людей к правоохраняемым ценностям, социально-правовых установок и ценностных ориентации. Качественные и количественные особенности этих деформаций определяют своеобразие основных типов противоправного поведения.
1 Именно интуитивным характером ориентировки в правовых вопросах можно объяснить тот факт, что при изучении правосознания испытуемые, правильно решая многие довольно сложные юридические казусы, не могли обосновать своего мнения, указать источники осведомленности и сослаться на какую-либо норму, а заявляли, что они «догадываются», «просто так думают».
2 Сахаров А. Б. Об антисоциальных чертах личности преступника. — «Советское государство и право», 1970, № 10.
3 Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
4 Ошибочность такого широкого понимания морали убедительно доказана О. Г. Дробницким в книге «Понятие морали» (М., 1974).
5 Мицкевич А. В. Взаимодействие права и нравственности. — В кн.: Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964, с. 90—91, 93—94.
6 Общетеоретическое рассмотрение структуры правосознания несравненно богаче приведенного определения, которое предназначено для целей эмпирического исследования (Ратинов А. Р. Структура и функции правового сознания. — В кн.: Социология права. Вильнюс, 1970).
7 Напоминаем, что согласно советской правовой доктрине преступлением может быть только сознательное, волевое, общественно опасное и противоправное действие.
8 Детальное описание метода см.: Ефремова Г. X. Правовые установки и ориентации молодых правонарушителей. — В кн.: Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.