Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.

 
Лебедева И.Н.
Психология личности террориста.Законность и правопорядок в современном обществе, № 9, 2012, с. 123-128.
 

Проблема понимания сущности такого явления как терроризм наиболее актуальна в настоящее время. Так как террористическую деятельность осуществляют отдельные люди, то представляется необходимым более глубокое понимание психологических особенностей личности террориста. Целью данной статьи является исследовать психологию личности террориста. Объект исследования - терроризм и личность террориста. Предмет исследования - отдельные личности террористов.

В результате исследования были выделены основные качества, присущие террористам, и составлена психологическая характеристика отдельных личностей террористов путем отнесения их к определенным типам по основным типологиям личностей террористов. Степень изученности проблемы - высокая. Ей посвятили свои исследования: А.М. Антонян, В.В. Витюк, В. Леви, С. Рощин и другие.

Разнообразные исследования, проводимые отечественными и зарубежными специалистами, позволили глубже понять психологический аспект терроризма и выделить общие черты, присущие личности террориста.

По мнению В.В. Витюка, терроризм основывается на готовности к насилию вообще и террористическому, в частности, что корнями уходит в органически присущую человеку склонность к агрессивности и разрушительным инстинктам. Качества эти с различной силой выражены у разных людей и в той или иной мере обузданы существующими правовыми и нравственными нормами, воспитанием и культурой [2, с. 53].

Террористам присущи:

  • непримиримое противостояние определенному режиму, группе, нации, конфессии или идее;
  • стирание временных границ между настоящим, прошлым и будущим;
  • нарциссизм - кичливость как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, основанная на представлении об исключительности своей нации, страны, группы, культуры, религии, вследствие этого мессианское мировоззрение, сводящиеся к идеи «спасения мира», которое могут осуществить только члены определенной группы, приверженцы определенной религии;
  • четкое деление людей на «плохих» и «хороших», жесткое разграничение добра и зла, идеология «малого стада», которое олицетворяет собой добрых, честных, порядочных людей, живущих в мире греха, злобы и порока, и призванных спастись из-за своей приверженности к определенной религии, стране, группе, нации;
  • представление об особых заслугах перед Богом, людьми, страной, нацией, героизация своих сторонников, особенно отдавших жизнь в борьбе;
  • защита своей религии, нации, страны любыми способами, жесткая реакция на любые посягательства на их чувства и мировоззрение;
  • стремление к разрушению всего инородного для защиты значимых священных ценностей;
  • формирование образа коварного и беспощадного врага;
  • фанатизм, крайняя приверженность своим идеалам и идеям сочетается с агрессией к инакомыслящим, по отношению к которым террорист способен нарушить заповеди своей религии по принципам «для борьбы со злом все средства хороши» и «убийство лучше, чем соблазн»;
  • ригидность, неспособность прощать давние обиды, душевный мазохизм с постоянным внутренним копанием в прошлом своей группы, страны, нации или себя и резкой эмпатией с проекцией на свою личность исторических обид, оскорблений национальных, религиозных чувств;
  • излишняя драматизация событий и действий, направленных против них;
  • принцип ответа ударом на удар;
  • отсутствие понимания жизни как абсолютной ценности, стремление к смерти;
  • самопожертвование во имя великой Миссии;
  • уверенность в правомерности и моральности своих действий;
  • стремление к общественной огласке своих действий.

Существуют различные типологии личности террориста, выделяющие

определенный тип по определяющему признаку.

Известный психолог и психотерапевт В. Леви выделил 12 основных типов личностей, имеющих склонность к совершению террористических актов [4] :

  • Фанатик идеи, «миссионер». Например, Д Дудаев, Бен Ладен. Много представителей этого типа было в рядах первой волны российских революционеров конца XIX - начала ХХ века.
  • Мститель. Ведущий мотив основан на личной вражде и мести - за себя, за близких или друзей. Идейные фанатики мстят за потери, страдания и попранное достоинство своей этнической группы, нации или единоверцев. Внутри этого типажа с повышенной частотой оказываются подростки, женщины. Именно женщин такого типа было много в театральном центре на Дубровке. К такому типу относиться известный террорист М. Бараев.
  • Сценарист-режиссер. Тип, близкий к фанатику, но более уравновешенный и хладнокровный, занятый не столько идейным обеспечением и эмоциональной энергетизацией, сколько продумыванием и планированием террористической деятельности и конкретных терактов. Это лидер, предпочитающий оставаться в тени. Например, Масхадов и Басаев, последний обладал с большой долей фанатизма и авантюризма.
  • Нарцисс. Типаж откровенного боевого лидера, тщеславного и самолюбующегося бойца-храбреца, отличающегося самоупоением при полном презрении ко всему и вся. Прообразы - Савинков и Троцкий. Очень способный и сверхсамоуверенный, до мании величия, примеры - Хаттаб и А. Бараев. В примитивно-карикатурном варианте - С. Радуев, в котором было много и дешевого актерства.
  • Ущербный (Омега). Очень распространенный типаж, всегда присутствующий в преступных и террористических группировках. Человек боязливый и неудачливый, с низкой самооценкой, ведомый, со слабо развитым личностным началом. Такой человек через причастность к агрессивно действующей группе, через устрашение других преодолевает собственный страх и чувство неполноценности.
  • Садист. Обладает агрессивной страстью к насилию, убийству, разрушению и устрашению, которая преобладает над всем. Террор для такого человека основной способ эмоционального удовлетворения, вызывающий даже сексуальные эмоции.
  • Мазохист-камикадзе. Этот тип террориста фигурирует во многих исторических хрониках и художественных произведениях. Например, к такому типу можно отнести Кириллова из произведения Достоевского «Бесы». В движущих мотивах здесь верховенствует иррациональное чувство вины и влечение к страданию, саморазрушению и самоубийству. Самопожертвование ради «высокой идеи» - фактически только удобное оправдание для реализации стремления к смерти. К такому типу относятся и террористы-смертники Родствен с типом Зомби.
  • Актер, истерик-позер. Главное стремление - сыграть роль и произвести эффект, прогреметь публично, стать знаменитым любой ценой. Тип Нерона и Герострата. Один из чеченцев на Дубровке, содравший с себя маску вслед за А. Бараевым и начавший что-то картинно изъяснять, принадлежал к этому типу.
  • Игрок, он же Авантюрист. Ведущий мотив - наркотическая страсть к риску, к экстремальным ситуациям. Черты этого типа, с примесью мазохизма, в большой степени присутствовали у знаменитого революционного террориста Камо и Че Гевары.
  • Технарь. Для этого типа почти все равно, кого и зачем убивать, взрывать, отравлять, давить, облучать и т.п. Главное сосредоточие помыслов и внимания - не цель теракта, а его средство: чтобы покруче было, похитрее и понадежнее, иными словами, чтобы «адская машина» была более «продвинутой», чтобы сработала «на все сто».
  • Зомби. Тип идеального исполнителя смертоносных заданий. Действует как запрограммированный автомат, однонацеленный робот. Гипнотически подчиняется начальнику, предельно внушаем и очень работоспособен. При выполнении заданий невероятно бесстрашен, быстр и сообразителен, в жизни же чаще всего неприспособленный, с заниженной самооценкой, безликий субъект, близкий к типу Ущербного.
  • Отморозок или Зверь - заработчик. Абсолютно безнравственный, хищный и эмоционально тупой. Ему все равно против кого направлять свои действия. Отморозок грубо корыстен, работает на хозяина за ожидаемое вознаграждение, а в группу смертников может попасть случайно, надеясь в последний момент сбежать.

По мнению С. Рощина [3, с. 32] условно можно выделить следующие психологические модели личности террориста:

  • Психопат-фанатик. Руководствуется своими убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне считает, что его действия, независимо от их конкретных результатов, полезны для общества. Это человек, у которого сфера сознания крайне сужена, он способен совершить все, что угодно.
  • Фрустрированный человек. Чувство фрустрации, порожденное невозможностью для человека по каким-то причинам достичь жизненно важных для него целей, неизбежно порождает у него тенденцию к агрессивным действиям. Сознание в этом случае может сыграть роль инструмента в рационализации этих действий, то есть в подборе тех или иных поводов для их оправдания.
  • Человек из ущербной семьи. Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко могут стать инструментами террористической организации.

Но часто при составлении психологической характеристики личности террориста приходится сталкиваться с тем, что исследуемая личность относится сразу к нескольким типам. Например, Ш. Басаева, согласно Ю.М. Антоняну, составлявшему его психологический портрет, можно определить как паранойяльного психопата, фанатика, как ригидную, садистскую, нарциссическую, некрофильную, игровую, эмоционально холодную личность, стремящуюся к разрушению и уничтожению [1, с. 357-361]. Леви В. относит Басаева Ш. также к нескольким типам, а именно «авантюрист», «фанатик», «сценарист-режиссер» [4].

Басаева Ш. также можно отнести и к типу «актер», «позер». Он часто позировал перед журналистами ведущих телеканалов, а во время нападения на Буденновск требовал организовать пресс-конференцию.

Басаев, как и все психопаты-фанатики, был твердо уверен, что его действия полезны для общества, позиционировал себя как провидец, руководствуясь своими религиозными и политическими убеждениями, опирающимися на исламскую догматику. Басаев Ш. - фрустрированный человек, в жизни которого было много нереализованных целей, в том числе в плане получения престижного образования, политической карьеры.

Басаев Ш. - ригиден, то есть в его характере присутствовали склонность к определенной моральной застреваемости на прошлых обидах и неудачах, выраженная в своеобразном душевном мазохизме путем муссирования прошлых переживаний и неудач со стремлением отомстить тем, кто причастен к ним. Это не только нереализованность жизненных амбиций, но и острые переживания от потери близких, в том числе родной сестры и племянников. Он также являлся ярко выраженной депрессивной личностью.

Басаев - садистская личность, которой доставляло удовольствие причинять физические и моральные страдания людям, бравируя перед окружающими своей жесткостью с большой долей актерства, и стремясь самоутвердиться за счет причинения страдания другим, компенсируя при этом чувство неполноценности, по принципу: «раньше делали больно мне, а теперь я сам буду истязать других», ощущая при этом власть над жертвой, чувствуя себя хозяином чужой жизни. Стремление к власти и доминированию над людьми определяется также наличием тревожности в его характере, выраженной в опасении лишиться того статуса, который он имеет.

Басаев Ш. - некрофильная личность, он стремился к смерти, испытывая при этом страх потерять жизнь. Он предпочитал отнимать ее у других людей, разрушая и уничтожая мир, на его взгляд полный врагов. Басаев Ш. - эмоционально холоден, что позволяло ему с легкостью совершать кровавые преступления с большим количеством жертв, проявляя при этом зверскую жестокость и садизм, и не думать о последствиях даже для собственного народа, устраивая расправы с теми, кого он сочтет предателями. Он паранойялен, ему везде мерещились заговоры и предательства. В характере Басаева также отсутствовали эмпатия к жертве и даже к собственному народу. Он был чрезвычайно расчетлив, корыстолюбив, хитер, осторожен.

Басаев - авантюрист, игровая личность, стремящаяся к острым ощущениям, в том числе и с риском для жизни. Авантюризм сочетался у него с садистскими наклонностями, некрофильностью, фанатизмом, нарциссизмом и склонностью к немотивированной жестокости. Он был энергичен, тщательно продумывал и планировал террористические акции, идейно подпитывая их содержание.

Басаев Ш. - нарциссическая личность, в характере которой присутствовали самолюбование, выраженное в бравировании перед публикой, особенно перед женщинами, приписывании себе боевых заслуг, публичной демонстрации своей мужественности и жестокости, национальной гордости, отчетливо выраженном мессианстве с ярко выраженными лидерскими качествами, убежденностью в своей правоте, непримиримой нетерпимостью к инакомыслящим и некритичностью к самому себе.

Антонян Ю.Н. считал, что у Басаева присутствует «синдром возврата», то есть возвращения в поведении к предкам, праистории [1, с. 361].

Ригидность и нарциссизм в сочетании с фанатичной преданностью своим идеям присутствовали в личности Джохара Дудаева.

Позерство, нарциссизм, садизм и ригидность присутствовали и в характере С. Радуева, который отличался также фрустрированностью, выраженной в моральной неудовлетворенности из-за нереализованных жизненных планов.

Изучение личности терроризма - сложная задача, трудность которой определяется многоаспектностью такого явления как терроризм и многогранностью самой человеческой личности. Познать глубину преступного поведения террориста представляется достаточно непростым процессом, в котором должны принимать участие криминологи, психиатры, психологи, теологи, сектоведы, философы. Все это поможет не только в раскрытии преступлений, но и в предупреждении и коррекции такого преступного поведения, что очень актуально на сегодняшний день при все более нарастающей угрозе терроризма, совершенствующегося в техническом, организационном, идейном, тактическом планах.

 

Список литературы:

 

  • Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. - М.: «Логос», 2004. - 448 с.
  • Витюк В.В. Некоторые проблемы терроризма в аспекте современных конфликтных ситуаций (соображения террологов) // В сб.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. - Вып. 4. Терроризм. - М., 1993.
  • Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - М.; Екатеринбург, 2002. - 319 с.
  • www.psyfactor.org/terror6.htm (дата обращения: 04.07.2012).