Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Классики юридической психологии


 
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебник
СПб., 2001.
 

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

Глава 6. Зарубежные психологические школы первой половины XX в.

В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, Вюрцбургская школа и гештальтпсихология, в США – бихевиоризм и школа Курта Левина.

В 1895 г. австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939), работая над "Проектом программы научной психологии", пришел к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача-невролога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Широко применяя во врачебной практике метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей пациентов, Фрейд обнаружил личностное содержание этих ассоциаций, скрытое от самих пациентов. Подсознательные ассоциации указывали на устойчивые мотивационные установки личности, психические травмы, перенесенные личностью. Свой метод и учение в целом 3. Фрейд назвал психоанализом ("Толкование сновидений", 1900 г.).

Фрейд выступил против отождествления личности только с ее сознанием. Он пришел к выводу, что психическая жизнь человека имеет различные уровни.

В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную.

Структуры личности расположены, по Фрейду, в этих трех слоях. Вся бессознательная сфера личности, не доступная самосознанию, расположена в структуре ид(оно). Эта структура – энергетическая база личности. В ней содержатся врожденные бессознательные инстинкты человека (основными из них являются постоянно противоборствующие инстинкты жизни и смерти). Эти инстинкты постоянно стремятся к удовлетворению, разрядке и детерминируют всю деятельность человека. Находясь в состоянии антагонистического конфликта с сознанием, они обусловливают постоянный внутриличностный конфликт. С инстинктами связана особая энергия – либидо, которая и направляет жизнедеятельность человека. Вторая структура личности – эго(я) – расположена, по Фрейду, в сознании и предсознании. Эта структура также является врожденной.

Третья структура личности – супер-эго – формируется в процессе жизни человека. Механизмом ее формирования является идентификация – самоотнесение индивида с близким взрослым своего пола (отцом или матерью). К объекту идентификации индивид испытывает амбивалентные (противоречивые) чувства. У мальчиков это Эдипов комплекс (они ревнуют отца к матери), у девочек – комплекс Электры (ревнуют мать к отцу). Между указанными тремя структурами личности не существует устойчивого равновесия. Инстинкты диктуют личности такие желания, которые недопустимы в человеческом обществе. На страже соблюдения человеческих норм стоит супер-эго – вместилище высших нравственных принципов. Это состояние постоянного внутреннего конфликта делает человека потенциальным невротиком. Стремясь смягчить конфликт между ид и супер-эго, личность прибегает к различным механизмам психологической защиты: вытеснению, рационализации, проекции, сублимации и регрессии.

При вытеснении (самой неэффективной форме психологической защиты) энергия либидо загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния. Подавленные желания постоянно дают о себе знать в виде оговорок, ошибок, описок и в виде символов, наполняющих сновидения человека ("Психопатология обыденной жизни", 1901 г.; "Толкование сновидений", 1900 г.).

Эффективным видом психологической защиты Фрейд считал рационализацию – придание инстинктивным стремлениям добропорядочной видимости. Человек, не осознавая своих подлинных побуждений, оправдывает их защитными мотивами, морально приемлемыми доводами.

При проекции индивид приписывает другим людям те чувства и желания, которые сам испытывает.

Наиболее эффективный механизм психологической защиты – сублимация (возвышение) – направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности. (Произведения искусства, научные открытия и изобретения Фрейд считал результатом сублимации.) При этом  происходит катарсис – очищение тела от темных инстинктов. Регрессия же проявляется в снижении уровня поведения.

3. Фрейд открыл человечеству огромный мир, лежащий за пределами его сознания. Идеи Фрейда нашли многочисленных приверженцев. Возникли различные направления фрейдизма и неофрейдизма. Концепция Фрейда существенно повлияла на развитие мировой культуры – социологии, этнографии, искусства, медицины и др.

Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой.

Поставив вопрос о естественной природе человека, Фрейд, однако, абсолютизировал эту его природу и недооценил социальную сущность человека. (Ближайшие сотрудники 3. Фрейда К. Г. Юнг и А. Адлер впоследствии разошлись с ним в трактовке этой проблемы.)

В начале XX в. ученик Вундта Освольд Кюльпе (1862–1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы – мышление и волю. Объектом научного анализа стало выполнение интеллектуальных заданий. В ходе экспериментов, совмещенных с самонаблюдением, в Вюрцбургской школе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с тенденцией, установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи. Вюрцбургская школа установила наличие несенсорных (безобразных) компонентов мышления – умственных действий и несенсорных системообразующих компонентов сознания – значений и смыслов.

В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера (1880–1943) возникла новая психологическая школа – гештальтпсихология (от нем. gestalt – форма, структура). В нее входили известные психологи Вольфганг Кёлер (1887–1967) и Курт Коффка (1886–1941). В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Психические образы – не комплексы ощущений. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею "атомизма" в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений.

В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество феноменов зрительного восприятия: взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, апперцепция, прегнантность – стремление восприятия к "хорошей" форме (простой и упорядоченной), константность восприятия – постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия, феномен "близости" – тенденция к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры. Многие явления психологии мышления гештальтисты также пытались объяснить в контексте вышеуказанных закономерностей.

Адаптивные формы поведения гештальтисты объясняли универсальным понятием "инсайт" (от англ. insight – озарение, усмотрение) – внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач.

Исследования гештальт-психологов показали, что психику человека нельзя объяснить только внешней детерминацией. Существуют и изначально сформированные в ней структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Так, последовательно предъявляемые статические стимулы могут создать эффект движения (фи-феномен).

В это время в среде американских психологов под воздействием философии прагматизма возникает психологическая школа бихевиоризма, полностью отказавшаяся от понятия "сознание". Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь внешне проявляющееся поведение.

Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон (1878–1958) и Эдуард Торндайк (1874–1949). Термин "бихевиоризм" был введен в научный обиход в 1913 году Уотсоном. Но идейно бихевиоризм был подготовлен Торндайком. Использовав в опытах над животными "проблемный ящик" (лабиринт), он получил обширный экспериментальный материал по проблеме научения животных.

Достижением бихевиоризма была разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S). S → R – такова формула бихевиоризма.

Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – "регуляторы поведения". Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению ("закон эффекта"). Закрепление реакций происходит по "закону упражнений" – в результате многократного повторения они автоматизируются.

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Однако в целом категориальная система бихевиоризма осталась крайне ограниченной. Бихевиоризм игнорировал важнейшие психические компоненты действия – мотивацию и психические образы действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии поведения людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиористами как "черный ящик".

В начале XX в. технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственной деятельности, торговли, рекламного дела – менеджмента и маркетинга, как потом стала называться вся сфера производства и обмена.

Еще в 80-х годах XIX в. американский инженер Ф. У. Тейлор (1856–1915) разработал систему мер рационализации труда. Все рациональные приемы организации труда Тейлор обосновал своими эмпирическими психологическими представлениями. Это резко повысило престиж психологических знаний в среде организаторов производства, вызвало интерес общества к проблеме нервно-психического потенциала работников в различных сферах производства. Делаются попытки определить оптимальную продолжительность и структуру рабочего времени, исследуется проблема утомляемости, разрабатываются методы анализа профессий (профессиограммы) и профессиональной пригодности.

В 30–60-х годах XX в. в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа. Одно из этих направлений возглавил Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической (глубинной) психологии.

Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни индивида. Коллективное бессознательное – сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного – инстинкты и архетипы – различные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.

Основанием для введения понятия "архетипы" послужила психиатрическая практика Юнга. Он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях больных и одинаковую последовательность в их чередовании. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида, К. Г. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: "Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих"[1].

К. Г. Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интровертированный (от лат. extra – вне и intro – внутрь). Экстравертированный тип личности отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя, пониженной значимостью для него субъективного мира. Этот тип личности отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, адекватным отражением своих социальных связей, оптимальным уровнем притязаний. Интровертированный тип личности характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, приданием ему высшей ценности, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.

Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870–1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии: концепции внутреннего единства психической организации личности, обусловленного ее стремлением к успеху, самореализации, социальной идентификации. Осознавая свои дефекты, личность стремится, по Адлеру, компенсировать их, прибегая к гиперкомпенсации. Все это и образует "психические комплексы" индивида, сферу его подсознания, стиль жизнедеятельности. Развивающийся у личности "комплекс неполноценности" (термин введен Адлером) может быть причиной невроза. Адлер, в отличие от Фрейда, связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер объяснял ее неспособностью к социальной кооперации.

Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х годах возникает широкое направление неофрейдизма.

Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900–1980) – немецко-американский психолог, основатель гуманистической психологии. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.

Оставаясь частью природы, человек в то же время вытеснен за ее пределы. Осознавая себя, человек постоянно осознает ограниченность своего существования. Ум человека и его естественная природа двойственны. Человек не может прожить спокойно, лишь повторяя образцы поведения своего вида, он должен жить сам. Существование человека – нескончаемая цепь решаемых проблем. Эта экзистенциальная, сущностная противоречивость человека порождает у него постоянное чувство неустойчивости, напряженности. У человека нет экологической ниши. Его "ниша" – общечеловеческая культура. Но и здесь его подстерегают опасности.

"Коротко говоря, – пишет Фромм, – человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между "Я" и миром пропадают, а вместе с тем – сознательный страх одиночества и бессилия. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных. Они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от нее. Человек, который уничтожил свое индивидуальное "Я" и стал автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую он платит, велика – это потеря самого себя"*. Люди подсознательно подчиняются ожиданиям других людей.

 В конце концов это приводит к замене собственного "Я" на псевдо-"Я". И часто люди подавляют лучшие качества, заменяя их навязанными извне суррогатами чувств и мыслей. Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем.[2]

Фромм отверг постулат Фрейда об изначальной порочности человеческой природы. Он показал, что экономические, идеологические и психологические факторы находятся во взаимодействии. На изменения внешней обстановки человек реагирует не сексуальными рефлексами, а изменением самого себя. Фромм выступил как гуманизатор психологии, придал ей социокультурную направленность. Человек, по Фромму, является пленником не инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологом. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Он открыт для самосозидания в любом направлении.

Человек – единственное животное, для которого собственное существование – проблема.

Само существование человека выступает, по Фромму, в двух противоборствующих модусах – быть и иметь. Существование в модусе иметь заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивает ему иллюзорную самодостаточность. Тенденция иметь стимулируется и его биологической природой. Тенденция быть черпает силы в человеческой духовности, обусловлена глубинными подлинно человеческими потребностями[3].

Таковы вкратце взгляды основоположника гуманистического психоанализа Эриха Фромма, которого считают и отцом экзистенциальной психологии (от лат. existentia – существование). Экзистенциальная психология предполагает анализ личности во всей полноте и уникальности ее бытия[4]. Являясь одним из направлений гуманистической психологии, она акцентирует внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования.

В середине XX в. формируется школа необихевиоризма.

Один из лидеров необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886–1959) предпринял попытку соединить идеи бихевиоризма с идеями гештальтпсихологии и фрейдизма, введя в строгий бихевиоризм Уотсона понятие внутренних переменных – мотив, цель, построение и проверка гипотез. Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения. Он установил, что научение может происходить и без подкрепления (скрытое научение)[5]. Большую известность приобрело исследование Э. Ч. Толмена "Целевое поведение у животных и человека" (1932 г.).

Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана и развита Кларком Леонардом Халлом (1884–1952), экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков ("Система поведения", 1952 г.). Выступая как лидер американской психологии 30–50-х годов, Халл пытался создать новую психологическую систему, интегрированную с нейрофизиологией.

Отдельные элементы этой новой психологической парадигмы были взяты на вооружение многими психологами и даже нейрофизиологами. Так, еще в 40-х годах в работе "Принципы поведения" (1943 г.) Халл выявил многие механизмы саморегуляции организмов. Для приспособительного действия, постулирует Халл, необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие среды, которые должны совпасть, чтобы вызвать реакцию эффекторных органов. Халл выдвинул плодотворную идею "афферентного нервного взаимодействия", согласно которой реакции организма осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом[6].

В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыграла теория "поля" немецкого психолога, эмигрировавшего в США, Курта Левина (1890–1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики. Используя физическое понятие "поле", Левин ввел понятие психологического пространства. Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерские проявления, конфликты. Эти силы имеют определенную величину, направленность и точки приложения (Левин предложил обозначить их математическими знаками). Одни районы поля притягивают индивида, другие его отталкивают, т. е. имеют отрицательную или положительную валентность. Указанные силы организуют мотивационную структуру индивида. Для ее исследования Левином была разработана специальная экспериментальная методика. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. В связи с этим им были разносторонне исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.

Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе (индивидуальном развитии) стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980), основатель генетической психологической школы.

Работая в лаборатории А. Бине, Пиаже, занимаясь измерением интеллекта у детей, обнаружил у них типичные ошибки.

Если в традиционной психологии мышление и речь ребенка изучались лишь с точки зрения их изъянов, то Пиаже первым исследовал качественные особенности детского мышления ("Речь и мышление ребенка", 1923 г.). Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как процесс внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (как процесс интериоризации). Концепция интериоризации – перехода внешних предметных действий во внутренние умственные действия – стала фундаментальной теоретической концепцией современной психологии. Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим мировым центром исследования психического развития человека.

Пиаже создал особое направление в психологии – генетическую эпистемологию – психосоциальную теорию развития познания (от греч. episteme – знание) ("Психология интеллекта", 1946 г.). Исследования Пиаже содействовали разработке проблемы соотношения между логикой и психологией мышления, между биологическими и психологическими факторами интеллектуального развития.

В историю психологии Пиаже вошел как создатель операциональной концепции интеллекта. Уравновешивание субъекта и объекта, по Пиаже, происходит путем формирования у субъекта в результате его действий с объектом операциональных структур.[7] Операция – внутреннее действие субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия. Внутренние действия, как и действия внешние, связываются в определенную систему, структуру.

В своей "Теории Ж. Пиаже" он писал: "Для того чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними и поэтому трансформировать их – перемещать, связывать, комбинировать... Источник знания лежит не в объектах, не в субъектах, а во взаимодействиях..."

Множество наблюдений над детскими рассуждениями позволили Пиаже открыть фундаментальные закономерности становления человеческого мышления, установить, что мыслительные операции (сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация) не даны человеку априорно, а формируются в процессе практического взаимодействия ребенка с внешними объектами ("Речь и мышление ребенка"). Пиаже установил, что все психическое развитие ребенка связано с развитием его интеллекта, способности адекватно отражать схему ситуации. Эта схема не дается от рождения, а формируется во взаимодействии с предметами, объективными ситуациями. При этом существенно, чтобы ребенок пользовался устойчивыми ранее сформированными схемами и был способен видоизменять их по мере накопления опыта (эти процессы названы им ассимиляцией и аккомодацией).

Пиаже дал периодизацию стадий формирования интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Ж. Пиаже первым понял и изучил "загадки" детского ума.

В продолжении длительного времени психология имела лишь две сферы практического приложения – педагогику и медицину. В начале XX века технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственно-экономической деятельности, торговли, рекламного дела – менеджмента и маркетинга, проблему рационализации труда промышленных рабочих. Повысился престиж психологических знаний в среде организаторов производства, интерес общества к проблеме психологического потенциала человеческой деятельности. Начали проводиться исследования по выявлению оптимальной продолжительности рабочего времени, изучению проблемы утомляемости, разрабатывались методики анализа психологической структуры различных профессий – профессиограммы, разрабатывались тесты профессиональной пригодности. В США выходят книги Г. Мюнстерберга "Психология промышленной производительности" (1913 г.) и К. Пирсона "Выбор профессии". Возросли практическая значимость психологии и интерес общества к человекознанию. Увеличились ассигнования на лабораторно-психологические исследования. Активизировались исследования различных психических функций – памяти, интеллекта, внимания, сенсомоторных реакций; определяется необходимый уровень развития этих функций для успешного овладения различными профессиями.

Экспериментальная психология выходила за пределы академических лабораторий и широко внедрялась в различные сферы жизнедеятельности людей, усовершенствовались методы психологической диагностики, расширялась сфера психологического консультирования. Психический потенциал человека становился объектом точных измерений, во всех сферах человеческой деятельности стал четко усматриваться психологический фактор.

Начиная с 30-х годов в американской психологии развивается теория интеракционизма (от англ. interaction – взаимодействие). Эта теория основывается на концепции американского психолога и социолога Джорджа Герберта Мида (1863–1934), который вслед за известными американскими прагматистами Джеймсом и Дьюи считал, что сознание имеет инструментальную природу – является средством приспособления индивида к среде. Личность согласно интеракционизму формируется в социальном взаимодействии. Решающее значение имеют при этом принятие личностью социальной роли, формирование у нее социально-рефлексивного "Я", ее способности стать объектом для себя самой, перерастание социального контроля во внутренний самоконтроль. Эта концепция оказала основное влияние на развитие современной социальной психологии (Дж. Мид "Сознание, личность и общество", 1934 г.). Теория интеракционизма стала наиболее распространенной в американской психологии. Широкое распространение получили и различные теории личности.

Наряду с динамическими теориями личности выделяются так называемые структурные теории личности – они направлены на выявление структуры личности, ее типологии, составных элементов, черт личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.

Гордон Уиллард Олпорт (1897–1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория и называется "теорией черт личности".) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и произвел типологизацию личности по этому основанию ("Личность: психологическая интерпретация", 1938).

Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, эта Я-концепция и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности. Я-концепция постоянно сопоставляется с идеальным Я, вызывает попытки ограждения Я-концепции от дезинтеграции: индивид постоянно стремится к самооправданию своего поведения, использует разнообразные механизмы психологической защиты (вплоть до перцептивных искажений (искажений восприятия) и игнорирования неугодных ему объектов). Роджерс разработал особую (интерактивную) систему психотерапии, основанную на доверительном отношении к пациенту ("Центрированная на клиенте терапия", 1954).

Во второй половине XX века начинается широкое использование в изучении психологии личности экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860–1944) выступил зачинателем тестологического движения в психологии. Он впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики – факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности и позволяющих выявить 16 базовых черт характера личности (16-факторный личностный опросник Кеттелла). Опросник Кеттелла выявляет такие базовые качества личности, как разумность, скрытность, эмоциональную устойчивость, доминирование, серьезность (легкомысленность), добросовестность, осторожность, чувствительность, доверчивость (подозрительность), консерватизм, конформность, управляемость, напряженность. В опроснике Кеттелла более 100 вопросов, ответы на которые (утвердительные или отрицательные) группируются в соответствии с "ключом" – определенным способом обработки результатов, после чего определяется выраженность того или иного фактора.

Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком. Его концепция черт личности связана с двумя взаимосвязанными базовыми ее качествами: 1) экстраверсия и интроверсия; 2) стабильность – нестабильность (невротизм, тревожность). С этими базовыми качествами личности Айзенк связывал все остальные психические особенности личности, которые были распределены им в четыре группы (рис. 101).

Обилие концепций психологии личности на Западе свидетельствует об их теоретической ограниченности.


Рис. 101. Распределение черт личности в координатах осей "интроверсия – экстраверсия" и "стабильность – нестабильность" (по Айзенку)



[1] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 65.

[2] Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

[3] См.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986; он же. Душа человека. М., 1992; он же. Психоанализ и этика. М., 1993.

[4] Гуманистическая и экзистенциальная психологии возникли на основе персоналистической психологии и являются ее продолжением. Начало этого психологического направления было положено в конце 30-х годов немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Центральным понятием психологии является, по Штерну, понятие о личности как о целесообразующей целостности. В США персоналистическое направление было продолжено А. Маслоу (1908–1970), Г. У. Олпортом (1897–1967) и др.

Объектом исследования психологи-персонологи сделали личность, стремящуюся к самоисполненности. Однако человека персоналисты трактуют как носителя изначально заданной "человеческой природы".

[5] Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

[6] См. : Холл К. Л. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 38–58.

[7] См.: Пиаже Ж., Инелъдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963



Предыдущая страница Содержание Следующая страница