Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Классики юридической психологии


 
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебник
СПб., 2001.
 

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

Глава 7. Развитие нейрофизиологии и психологии в России в дореволюционный период

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы.

В 1863 году был опубликован выдающийся труд русского физиолога И. М. Сеченова (1829–1905) "Рефлексы головного мозга". В этой работе И. М. Сеченов провозгласил: "Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы[1]. Сеченов заложил основы естественнонаучного направления отечественной психологии. Утвердившееся до него представление о психике как множестве отдельных психических явлений (чувств, образов, представлений, мыслей) Сеченов концептуализировал в единый механизм "жизненных встреч организма со средой". Психические явления стали трактоваться И. М. Сеченовым как регуляторы деятельности, срабатывающие на сигнальные воздействия среды. Сигналообразование, вычленение в среде значимых воздействий стали рассматриваться им в качестве основной функции психики.

Психофизиологический трактат "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов написал после сенсационного открытия им центрального торможения. (До этого физиологам был известен только процесс возбуждения.) С открытием Сеченовым процесса торможения в нейрофизиологии возник комплекс проблем нейродинамики, связанный с соотношением возбуждения и торможения. На основе новых нейродинамических представлений Сеченов вновь обращается к проблеме рефлекса, рассматривая его как базу для объяснения "происхождения психических деятельностей" ("Кому и как разрабатывать психологию?", 1872 г.; "Психологические этюды", 1873 г.).

Сеченов считал, что психическое и физиологическое явления родственны по механизму совершения. Любое психическое явление Сеченов рассматривал как процесс, имеющий определенную структуру, – начало, течение и конец. Начало и конец психического процесса – то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Стало быть, психическое внутренне детерминируется внешним – таков один из основных сеченовских постулатов. Внешнее воздействие превращается в чувствование лишь при условии его значимости для организма.

До Сеченова чувствование рассматривалось как имманентный феномен сознания. Сеченов связал его с приспособительным поведением организма в окружающей его среде. "Чувствование всегда и везде имеет только два общих значения: оно служит орудием различения условий действия и руководителем соответственных этим условиям (т. е. целесообразных или приспособительных) действий"[2]. Мозг, по Сеченову, получает и обрабатывает двойной ряд сигналов – от значимых предметов посредством чувствования и от результатов действия посредством мышечного чувства. Мышца, по Сеченову, не только орган действия, но и инструмент познания среды: она передает в мозг сигналы о пространственно-временных координатах объектов внешней среды. Посредством движений происходит добывание той информации, которая лежит в основе мыслительной деятельности ("Элементы мысли", 1878 г.).

Так был положен конец многовековой точке зрения на сознание как внутреннее созерцание. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии – принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира.

Пройдя "школу действия", мысль "свертывается, становится внешне незаметной", но всегда отражается в микродвижениях мышц (идеомоторные акты). Тем же путем возникает и воля – только уже не из взаимодействия с вещами, а из взаимодействия с людьми.

По образцу людей, регулирующих его жизнедеятельность, ребенок представляет себя командным центром и становится способным к самодетерминации. (Создавая для психологов-идеалистов иллюзорное "Я" как первоисточник индерминированной воли.)

Развивая концепцию Сеченова, выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс, не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. И. П. Павлов открыл закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой. Деятельность высших отделов мозга, коры больших полушарий Павлов интерпретировал как интегративную регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Высшую нервную деятельность он рассматривал как деятельность психическую. Все акты поведения Павлов интерпретировал как систему условных рефлексов.

Павлов осмыслил высшую нервную деятельность как механизм образования условных рефлексов. Условный рефлекс – связь, образующаяся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, врожденную реакцию – пищевую, оборонительную или половую. При этом условии ранее индифферентный раздражитель постепенно приобретает сигнальное значение – становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения.

Традиционное учение об органах чувств И. П. Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез.

Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы – первая сигнальная система, речевые сигналы – основанная на первой вторая сигнальная система. Слово – сигнал сигналов – отражает действительность в категориально обобщенном виде.

В процессе жизнедеятельности в устойчивых условиях организм вырабатывает устойчивую систему реакций – динамический стереотип. Его поддержание, уравновешенное отношение со средой субъективно ощущается как положительная эмоция. Ломка стереотипа вызывает отрицательные эмоции.

Раскрытие физиологических механизмов психической деятельности осуществлялось также известными нейрофизиологами Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, что дало мощный импульс развитию физиологически ориентированной психологии в России.

В 1885 году В. М. Бехтеревым была создана в Казани первая в России психологическая лаборатория. В конце XIX в. в Москве, Петербурге, Юрьеве, Харькове были организованы хорошо оснащенные экспериментальные психологические лаборатории. Созывались общероссийские съезды психологов, издавались психологические журналы ("Вопросы философии и психологии", "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма", "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии" и др.).

Проблемы естествознания и психологии живо интересовали российскую интеллигенцию.

Естественно-научно ориентированное направление русских психологов возглавляли В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, П. Ф Лесгафт.

В 1908 году по инициативе В. М. Бехтерева в Петербурге создается Психоневрологический институт – центр по комплексному изучению человека, в 1914 году – Московский психологический институт, а еще раньше – Московское психологическое общество. Достижения русской психологической школы получили мировое признание.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) – выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, физиолог нервной деятельности; основатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории, Психоневрологического института, первых неврологических и психологических журналов, основатель Государственного института по изучению мозга и психической деятельности (1918) и первый его директор.

Работы В. М. Бехтерева по психологии тесно связаны с его работами по психиатрии и высшей нервной деятельности. Бехтерев отверг методы субъективной, интроспективной психологии и выдвинул на передний план метод объективного изучения наблюдаемых реакций ("Объективная психология", 1907 г.). Отвергая субъективистскую психологию, Бехтерев предложил вместо нее особую отрасль знаний – рефлексологию, концептуальным понятием которой он считал "сочетательный рефлекс" (рефлексы, приобретенные в результате сочетания различных внешних воздействий с врожденными реакциями организма). Это понятие Бехтерев необоснованно распространил и на поведение социальных групп ("Коллективная рефлексология", 1921).

В. М. Бехтерев подготовил плеяду русских ученых-неврологов и психологов. Одним из них был Александр Федорович Лазурский (1874–1917) – психолог, врач-психиатр, основоположник отечественной дифференциальной психологии, автор фундаментальных трудов по характерологии и классификации личностей, создатель и руководитель Психологической лаборатории при Психоневрологическом институте, автор и разработчик метода естественного эксперимента в психологии. Лазурский выдвинул концепцию многоуровневой организации психики человека ("Очерк науки о характерах", 1909 г.).

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) выступил с концепцией приспособления организма к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты – устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов. Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному "центру". Им была поставлена проблема функциональной координации этих центров. Ухтомский установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но распространяется по нервной системе в виде диффузной волны. Возникли понятие "нервной сети", а также вопрос: почему возбуждение нервной сети не приводит к хаотическим реакциям, как организуется точный приспособительный ответ организма?

В поисках ответа на этот вопрос Ухтомский и пришел к идее доминанты. В своей магистерской диссертации "О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний" (1911 г.) Ухтомский утверждал, что диффузная волна возбуждает только охваченные доминантой функционально объединенные центры и тормозит деятельность всех остальных центров. Доминанта организует регуляционные процессы до тех пор, пока поведение не завершится необходимым приспособительным результатом. Вот почему одновременно совершается только одно действие, требующее сложной регуляции.

Одним из основоположников экспериментальной психологии в России был Николай Николаевич Ланге (1858–1921), профессор Новороссийского (Одесского) университета, создатель первой в России университетской психологической лаборатории. Особенности психики человека Н. Н. Ланге усматривал в ее социокультурных основаниях. Психику человека Ланге справедливо рассматривал как продукт истории. В формировании сознания индивида решающую роль он отводил языку. "...Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях". Слово – основной элемент сознания – таков основной постулат Н. Н. Ланге. "Океан истории мысли плещется за каждым словом, как основным элементом сознания".

Заслуга Н. Н. Ланге состоит в том, что он перевел отечественную психологию со стези дарвиновского эволюционизма на почву историзма. Как автор учебника "Психология" (1914 г.) Ланге внес существенный вклад в развитие психологии как учебной дисциплины. Он выступил и как автор моторной теории внимания, объясняя активность внимания (сознания) совершением исследовательских действий.



[1] Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 176.

[2] Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 416.

 



Предыдущая страница Содержание Следующая страница