Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Психологическая библиотека


 
Фрейд З.
Психология масс и анализ человеческого "Я" М., 1926.
 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - одна из самых ярких личностей в мировой психологии. Разработанная им теория психоанализа оказала и продолжает оказывать влияние на понимание человеческого поведения в психологии. Успех Фрейда может быть измерен не только продолжающимся интересом и спорами вокруг различных аспектов психоаналитической теории, но в еще большей степени тем, что его идеи стали частью общего мирового наследия. Мы все обязаны Фрейду открытием мира, который лежит за нашим сознанием.

Фрейд приходит в ужас от торжества бессознательного в толпе. Он считает, что в массе обессиливается психологическая надстройка, которая весьма развита у отдельного человека и приводится в действие бессознательный фундамент, который одинаков у всех людей. По Фрейду - все зло в бессознательном. Поэтому обнажение бессознательного приводит к угасанию совести, чувства ответственности у индивида. Поскольку бессознательное содержит подавленные и вытесненные инстинкты, феномен толпы, по Фрейду, присутствует в каждом человеке.
 


Содержание

I.     ВВЕДЕНИЕ

II.    ОПИСАНИЕ МАССОВОЙ ДУШИ У ЛЕБОНА

III.   ДРУГИЕ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

IV.   ВНУШЕНИЕ И ЛИБИДО

V.    ДВЕ ИСКУССТВЕННЫЕ МАССЫ: ЦЕРКОВЬ И ВОЙСКО

VI.   ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

VII.  ИДЕНТИФИКАЦИЯ

VIII.  ВЛЮБЛЕННОСТЬ И ГИПНОЗ

IX.   СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ

X.    МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА

XI.   СТУПЕНЬ ЛИЧНОСТИ

XII.  ДОПОЛНЕНИЕ





В В Е Д Е Н И Е

Противоположность между индивидуальной психологией и социальной психологией (или психологией масс), кажущаяся на первый взгляд весьма значительной, оказывается при тщательном исследовании не столь резкой. Хотя индивидуальная психология построена на наблюдении над отдельным человеком и занимается исследованием тех путей, идя которыми индивид стремится получить удовлетворение своих влечений, однако при этом ей приходится лишь изредка, при определенных исключительных условиях, не принимать во внимание отношений этого индивида к другим индивидам. В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией в этом распространенном, но весьма правильном смысле.

Отношение индивида к своим родителям, к братьям и сестрам, к своему любовному объекту, к своему врачу, следовательно, все те взаимоотношения, которые до сих пор были преимущественно предметом психоаналитического исследования, могут быть оценены как социальные феномены и противопоставлены некоторым другим процессам, названным нами нарцистическими, при которых удовлетворение влечений избегает влияния других людей или отказывается от контакта с ними. Следовательно, противоположность между социальными и нарцистическими -- Bleuler сказал бы, может быть, аутистическими --душевными актами принадлежит к области индивидуальной психологии и не может служить признаком, отделяющим ее от социальной психологии или психологии масс.

В вышеупомянутых взаимоотношениях с родителями, с братьями и сестрами, с любимым лицом, с другом и с врачом, человек испытывает всегда влияние одного лишь лица или очень ограниченного числа лиц, из которых каждое имеет огромное значение для него. Вошло в обыкновение, говоря о социальной психологии или о психологии масс, не обращать внимания на эти взаимоотношения и выделять в качестве предмета исследования одновременное влияние, оказываемое на человека большим числом людей, с которыми он связан в каком-нибудь одном отношении, в то время, как во многих других отношениях он может быть им чужд. Итак, психология масс занимается исследованием отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, института или как составной части человеческой толпы, организовавшейся в массу к определенному времени для определенной цели. После того, как эта естественная связь прекращалась, можно было оценивать явления, происходящие при этих особых условиях, как выражение особого, неподдающегося дальнейшему разложению влечения, социального влечения -- herd instinct, group mind, -- не проявляющегося в других ситуациях. Против этого мы возражаем, что нам трудно придать моменту численности такое большое значение, в силу которого он сам по себе мог бы будить в душевной жизни человека новое, до тех пор инактивное влечение. Обратим внимание на две другие возможности: что социальное влечение может не быть первоначальным, может подвергнуться дальнейшему разложению и что корни его развития можно найти в более тесном кругу как, например, в семье.

Психология масс, хотя и находящаяся в зачаточном состоянии, обнимает необозримое множество индивидуальных проблем и ставит перед исследователем необозримое множество задач, которые в настоящее время даже не обособлены еще вполне друг от друга. Одна лишь классификация различных форм масс и описание выявляемых ими психических феноменов требует огромного наблюдения и подробного изложения; по этому вопросу имеется уже богатая литература. Всякий, кто сравнит размеры этой небольшой работы с объемом психологии масс, тот, конечно, сразу поймет, что здесь будут затронуты лишь немногие вопросы из всего материала. И действительно, здесь будут разобраны некоторые вопросы, к которым исследование глубин психоанализа проявляет особый интерес.