Психологическая библиотека
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2001.
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Глава 16. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
§ 2. Безопасная власть
С научной точки зрения власть - многофункциональное, многомерное, многоуровневое социальное явление. Иначе говоря, власть - социальный институт.
Как социальный институт в различных типах государств власть выполняет разнообразные функции: при тоталитарном режиме - одни, при демократическом - другие.
Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Во властных отношениях предполагается не- менее двух субъектов, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т. д.).
Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество -это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно - власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время она сама порождается общественными силами.
В основе разделения властей в демократическом государстве -невозможность осуществления власти из единого центра, единым властвующим субъектом. Разделение власти возможно по вертикали и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти между различными уровнями государственного управления: общенациональным (или центральным) и местным. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена конституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует, то такая система власти называется унитарной.
Горизонтальное разделение власти строится между структурами какой-либо системы управления одного уровня.
Если говорить о власти как о нормальном социальном институте, то под этим подразумевается, что основной его функцией является обеспечение прав и свобод личности и в целом национальной безопасности страны. Есть мировые стандарты, правовые критерии, определяющие «норму» власти, а именно:
а) разделение функций;
б) выборность;
в) верховенство закона;
г) возможность победившей партии (коалиции, блока) на выборах в условиях многопартийной системы формировать правительство и реализовывать программу, за которую проголосовало большинство;
д) контроль со стороны парламента за исполнением бюджета;
е) обеспечение прав и свобод личности;
ж) наличие легальной оппозиции и др.
Существуют также нравственные, организационно-управленческие, социальные, экономические критерии власти, в частности качество, благосостояние, продолжительность жизни народа.
Однако власть как абсолютно нормальный социальный институт практически не существует. В условиях социального неравенства всегда возникают осложнения, отношения зависимости, принуждения, насилия, осуществляемые с помощью сил и средств, подчиненных власти. Впрочем, данное обстоятельство не всегда говорит о деформации власти, так как выполнение ею своих функций зачастую связано с оправданным принуждением.
В строгом смысле деформация власти означает невыполнение относящихся к ее компетенции функций или выполнение дисфункций.
Признаками деформации власти являются:
1. Узурпация, отсутствие выборности, разделения функций между исполнительной и представительной властью, самоуправления на муниципальном уровне и прочие обстоятельства аналогичного плана.
2. Наличие двойных стандартов, преследование оппозиции, инакомыслия, ложь, отсутствие открытости, нарушение прав и свободы личности, необеспечение национальной безопасности, ошибки стратегического характера, повлекшие катастрофические последствия.
Деформированная власть покоится на определенном менталитете, отсутствии гражданского общества.
Согласно государственной точке зрения в историографии Российское государство и его идеология играли ведущую роль в развитии России.
Сторонники этой школы считают, что государство всегда формировало российское общество, а не наоборот. При этом безразлично, что понимать под государством: самодержавие или диктатуру пролетариата, самодержца или вождя, царя-батюшку или отца народов, князя или секретаря обкома, православие или другую какую-либо идеологию.
Указанное направление также придает большое значение своеобразию российской истории, вплоть до утверждения, что Россия идет своим особым путем развития.
Власти принадлежит основное место среди государственных институтов.
Специфическая природа власти в России (ее бесконтрольность, закрытость, безответственность и т.д.) позволяла ее представителям обходиться без политической культуры. В свою очередь, это обстоятельство еще более деформировало институт власти.
Политическая культура складывается в процессе взаимодействия властных институтов с экономическими и другими институтами, политики с культурой. Известно, что между ними зачастую возникают конфликты. Даже самое авторитетное правительство не может обойтись без услуг пусть даже специально сформированного отряда деятелей культуры, способных выполнить властный заказ.
Власть имеет в своем распоряжении госаппарат, суд, полицию, службу безопасности и тюрьмы. Культура же поддерживается через знания, нормы и ценности и действует преимущественно через систему образования, издательства, музеи, средства массовой коммуникации, театры, язык и т.д.
Политические отношения определяются не только соотношением сил или характером социальной структуры, но и сложившимися в обществе духовными принципами, представлениями и ценностями. В политической деятельности проявляется также взаимодействие с культурным наследием, в котором общество находит (или не находит) обоснование современной модели политического устройства.
Взгляд на политику через призму культуры позволяет лучше понять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является ценностью, а также каково взаимоотношение между различными ценностями, например между властью и собственностью, властью и престижем, властью и религиозной святостью, властью и моралью [5].
К политической культуре относятся те ее элементы (нормы, ценности, знания и смыслы), которые влияют на отношение членов общества к политическим явлениям и реализации политических акций [4].
Однако не стоит противопоставлять нечистую политику как «средоточие насилия и своеволия, систему господства и подчинения» и чистую политику как «средоточие моральных норм и духовных ценностей».