Психологическая библиотека
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2001.
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАЗДЕЛ VIII. ГРУППОВОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Глава 27. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
§ 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и методы проведения
Современная психотерапия - это междисциплинарная отрасль изучения и применения различных по своему происхождению и предназначению способов воздействия на психику человека с целью изменения его когнитивных, эмоциональных, поведенческих характеристик и разрешения психологических и социальных проблем.
Психотерапия подразделяется на индивидуальную и групповую. Терапевтический эффект индивидуальной психотерапии достигается в результате общения терапевта с обратившейся за психологической помощью личностью. Особое значение здесь придается построению системы специфических взаимоотношений между клиентом и терапевтом, созданному ими психотерапевтическому альянсу.
В групповой психотерапии широко используются различные групповые явления и процессы, происходящие в результате взаимодействия между людьми для решения личных, межличностных и групповых психосоциальных проблем.
Существует много разновидностей групповой психотерапии, а также подходов к ее определению и пониманию. На Западе нередко любую работу с группой, связанную с оказанием ее членам психологической помощи, называют психотерапией. Сюда относятся группы встреч, общения, тренировки, личностного роста и самосовершенствования и пр.
Под группой понимается объединение от двух и более лиц, имеющих общий круг общения, в результате которого происходит обмен значимой социальной информацией, влияние одних членов группы на других, возникновение чувства принадлежности к данной группе и формирование осознания всеми участниками группы себя как «Мы» [29].
Такие факторы, как зависимость от группы, групповое давление, социальное влияние партнеров, групповая идентичность и конформизм, в значительной мере изменяют поведение людей, способствуя адаптивности и сохранению группы. Чем более привлекательна и личностно значима группа для ее членов, тем более склонны они подчиняться групповым ожиданиям.
Что касается психотерапевтической группы, то это искусственно созданная малая группа, в которой динамика, т. е. происходящие в ней явления, осознанно, целенаправленно используется ведущим для решения психологических и социальных проблем специально объединившихся в такую группу участников. Важным преимуществом терапевтической группы является возможность получения обратной связи и эмоциональной поддержки от людей, имеющих общие или сходные проблемы. В каждой реально существующей группе заложен определенный социально-психологический потенциал. Этот потенциал может быть направлен на реализацию групповых психотерапевтических функций как в отношении развития самой группы и достижения групповых целей, так и на оказание помощи ее участникам. Среди групп, где целенаправленно используются их терапевтические возможности, выделяют:
- группы для решения проблем (группы организационного развития);
- группы личностного роста (самосовершенствования);
- группы развития компетентности в общении;
- терапевтические группы (разрешающие психологические проблемы, которые затрудняют адаптацию к окружающей социальной среде).
Для описания терапевтического процесса и классификации его «составляющих» Дж. Морено (1948) использовал двухполюсные категории. С этой точки зрения субъект (группа) рассматривается:
а) по составу (аморфный - структурированный);
б) месту (специально оборудованное - естественная среда);
в) цели (ликвидации симптомов и вызывающих их причин). Фактор Психотерапии характеризуется:
а) источником воздействия (психотерапевт или любой член группы);
б) формой воздействия (спонтанная или запланированная). Средство психотерапии рассматривается:
а) по способу воздействия (вербальная и невербальная активность);
б) характеру воздействия (непосредственно «лицом к лицу» и опосредованно в контексте ситуации).
Существует и другая классификацию структурных элементов психотерапии, исходя из терапевтического средства, вида терапевтической группы и степени свободы терапевтического процесса.
По первому критерию он выделил:
а) терапию тела и телом (танцевальная, пантомима, психогимнастика);
б) терапию искусством (музыка, кино, живопись, театр-терапия и другие виды);
в) социальную терапию (семья, терапевтическое сообщество, дружеская группа);
г) вербальную психотерапию. По второму критерию:
а) психотерапию в группе. Здесь главный акцент делается на отдельном индивиде, а группа выполняет функцию фона, контекста, в котором происходит индивидуальная психотерапия клиента. Цель - помочь отдельным участникам изменить свои когнитивные, эмоциональные, поведенческие стереотипы.
Роль психотерапевта - эксперт по проблемам личности, «экран», на который участник проецирует свое отношение к значимым другим лицам;
б) психотерапию посредством группы. В этом случае группа не только выполняет функцию фона психотерапевтического процесса, но и является активным средством психологического воздействия. Цель - использование терапевтического потенциала группы для решения внутригрупповых и межличностных проблем участников.
Роль ведущего - организация взаимодействий между участниками, функционально действующий эксперт, выдвигающий соответственные предложения и оказывающий влияние на группу;
в) психотерапию группы, которая представляет собой целостное образование, где общественные, групповые нормы, ценности и явления имеют большую значимость, чем личные проблемы отдельного человека. Личность в такой системе взаимоотношений не имеет самостоятельной функции. Цель - развитие здоровой группы, удовлетворяющей социальные потребности ее членов. Участие в здоровой группе предоставляет ее членам позитивное подкрепление и приводит к желаемым переменам.
Роль психотерапевта - партнер, поддерживающий общение между участниками; посторонний наблюдатель, комментирующий происходящее.
По третьему критерию предполагается, что группа находится в континууме, на одном конце которого - крайняя структурализация, а на другом - полная импровизация активности участников [7].
В. А. Лабунская выделяет вербальную и невербальную терапию. К невербальной она относит танцевальную и другие виды терапии. В психотерапевтической практике также используется креативная терапия (сказки, притчи, импровизация и т.д.).
Ялом (1975) выделил одиннадцать факторов, влияющих на эффективность психотерапевтического воздействия: 1) сплоченность; 2) внушение надежды на успех; 3) общность проблем и совместное их размещение; 4) личная значимость каждого участника; 5) информированность, получение новых знаний; 6) множественный перенос; 7) межличностное обучение; 8) развитие межличностных умений и навыков; 9) имитирующее поведение (подражание); 10) катарсис; 11) экзистенциальные факторы [10].
Ключевым моментом психотерапии является формирование группы. В каждом конкретном случае группа должна быть организована таким образом, чтобы наиболее адекватно отражать существующую проблемную ситуацию и в зависимости от поставленной цели эффективно ее разрешать. Выделены следующие основные элементы группы: 1) участники; 2) цели; 3) нормы; 4) структура; 5) роли и тип поведения; 6) сплоченность; 7) фазы развития.
Нормы группы - это совокупность стихийно возникающих в результате взаимодействия или заранее заданных правил поведения, поощряющих, допускающих и санкционирующих определенные поступки участников группы. Они задают определенную модель желательного социального поведения. Для каждой социотерапевтической группы характерны общезначимые нормы - подчинение групповым нормам, самораскрытие, терпимость и уважительное отношение к другим участникам, честность, готовность к сотрудничеству, а также специфические нормы - активное участие в решении групповых проблем, обсуждение только того, что происходит «здесь и теперь», не подлежат обсуждению проблемы и ситуации за пределами группы и т.д.
Структура группы определяется такими элементами, как групповые роли, тип поведения и руководство в группе.
Роли - это функциональное поведение в группе, на которое претендует каждый участник и которое строится с определенными ожиданиями других участников и с учетом групповых интересов.
Тип поведения в отличие от ролевого поведения, которое может быть весьма разнообразным, определяет стратегические социальные ориентации каждого из участников с учетом индивидуальных особенностей. Обычно выделяют следующие наиболее выраженные стратегии социального поведения:
а) лидирующий тип - стремление к власти в группе;
б) конформный тип - добровольное подчинение лидеру и групповым нормам;
в) сотрудничающий тип - ориентация на совместное решение задач;
г) обособляющий тип - стремление к самостоятельности и независимости от других членов группы.
Сплоченность группы - это взаимосвязь всех членов группы друг с другом, стремление к взаимному поведению, самоценность каждого из участников и их принципиальная независимость в силу индивидуально-личностных качеств. Сплоченная группа действует как единое целое, во много раз увеличивая усилие каждого участника. Сплоченности содействуют:
а) удовлетворение личных потребностей в группе или при помощи группы;
б) согласованность общих и личных целей всех участников;
в) выгоды от участия в группе;
г) взаимные симпатии между членами группы;
д) дружеская атмосфера в группе;
е) желания и усилия, затраченные для того, чтобы стать членом группы;
ж) престиж группы и повышение индивидуального престижа за счет членства в группе;
з) влияние групповой деятельности; и) соперничество с другой группой; к) отвержение со стороны общества.
Существуют различные подходы к определению фаз развития групп. Ниже приводятся некоторые из них.
I фаза имеет несколько названий: ориентации и зависимости (Кратохвил), неуверенности (Хек), адаптации (Слуцкий, Цапкин). На этой фазе происходит адаптация участников друг к другу, поиск указаний, целей, возникает чувство неопределенности и зависимости.
II фаза называется конфликтом и протестом (Кратохвил), активацией (Хек), фрустрацией (Слуцкий, Цапкин). Здесь проявляется тенденция к переносу на терапевта ответственности за все происходящее, начинается распределение ролей.
III фаза обозначается как развитие и сотрудничество (Кратохвил), структурирование группы (Хек), конструктивная (Слуцкий, Цапкин). В рамках этой фазы развивается сплоченность, группа переходит в рабочее состояние, активизируются терапевтические факторы группы.
IV фаза - целенаправленная деятельность (Кратохвил), реализационная (Слуцкий, Цапкин), трансформация (Хек). При достижении фазы развития группа становится рабочим коллективом. В ней налаживается положительная обратная связь, она становится сплоченной и ответственной.
Управление группой представляет собой сложный социально-психологический феномен, связанный с воздействием и контролем за происходящими в группе процессами. Такое воздействие может быть стихийным или целенаправленным, случайным или систематизированным, специально организованным или беспорядочным. Важными характеристиками оказываемого воздействия на группу являются его источник, содержание и интенсивность. Проблема управления группой может быть рассмотрена в двух аспектах: с точки зрения ее самоорганизации и с позиции лидерства и руководства группой.
Самоорганизация является способом развития открытых, нелинейных систем, к которым принадлежит и социальная система. Развитие социальных процессов с точки зрения самоорганизации исследуется в понятиях синергетики (И. Пригожий, И. Стингерс).
Синергетика дает возможность понять, как надлежащим образом оперировать с терапевтической группой и как эффективно ею управлять. Главное здесь с позиции экологической психологии не сила воздействия, а правильная архитектура воздействия на происходящие в группе процессы и явления. Малые, но правильно организованные воздействия в нужное время, в нужном месте наиболее эффективны.
Лидерство является социально-психологическим по своей природе феноменом, возникающим в среде межличностных неформальных отношений, и выступает как средство организации этих отношений. В сфере официальных отношений в группе такую роль выполняет назначенный руководитель. В реальной жизни бывают ситуации, когда качества руководителя и лидера сочетаются в одном лице - ведущего. Однако нередки случаи, когда между назначенным руководителем и неофициальным лидером возникают противоречия. При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей он оказывает влияние практически на всю систему формальности и неформальности.
В ходе психотерапии многие участники идентифицируют себя со значимым другим, который обладает такими характеристиками и качествами, которые были бы желаемыми для них самих. Чаще всего в роли значимого другого выступает официальный руководитель или другой «авторитетный» и активный член группы. При этом идентификация обнаруживает себя не как тотальный (во всем), а как парциальный, избирательный процесс по отношению к отдельным чертам и поведенческим характеристикам объекта идентификации. В этой связи не только личность ведущего, но и личные качества других членов группы являются потенциальными факторами психотерапевтического влияния. Для ведущего как руководителя терапевтической группы важным профессиональным качеством является искусство видеть эти «скрытые» терапевтические возможности не только у себя, но и у других, а также уметь их использовать с наибольшей эффективностью. Роль ведущего проявляется в трех плоскостях:
1. Какую помощь и когда он может и должен оказать другим участникам как официальный руководитель терапевтической группы.
2. Какую профессиональную помощь другим участникам он может оказать как специалист-психотерапевт.
3. В каких случаях его поведение в качестве рядового или идеального участника группы окажет большую помощь другим.
Профессиональная психотерапевтическая деятельность ведущего связана с такими характеристиками его поведения, как лабильность, умеренность, чувство такта и ситуации, объективность в оценке происходящего. Групповые цели, задачи, проблемы и интересы участников являются ядром, вокруг которого организуется терапевтическое взаимодействие. Для ведущего необходимо уметь приспособить, и при этом наилучшим образом, методы и техники, имеющиеся у него в наличии, к группе, а не группу «подогнать» под существующие методы и теории.
Немаловажное значение здесь приобретают личные качества и профессиональный опыт ведущего. Терапевт зачастую оказывает большее влияние на других участников как опытный человек, «жизненный психолог», чем как специалист. В этой связи групповую психотерапию можно рассматривать как особый вид межличностных отношений, где главное место отводится взаимопониманию, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, доброжелательности, взаимовыдержке. Черты личности, характеризующие ведущего как сопереживающего и самовыражающегося субъекта, связаны с экспрессивными аспектами его влияния, создают «образ» для подражания всем остальным участникам группы, которые испытывают трудности в самораскрытии и находятся в состоянии эмоциональной «зажатости».
В ходе групповой психотерапии от ведущего требуется не только умение организовать и направить терапевтический потенциал группы, но и в некоторых случаях самому быть в роли участника, выполняя ту или иную роль, необходимость в которой может возникнуть на каком-либо этапе терапии.
Руководство группой может быть гибким, предполагающим изменение методов управления группой в зависимости от складывающейся ситуации. С точки зрения стиля руководство обычно разделяют на авторитарное, демократическое и попустительское.
Авторитарный стиль. В этом случае поведение всех участников определяется ведущим и поощряется конформное поведение членов группы.
Демократический стиль предполагает равноправное участие в решении проблем всех участников, и поощряется стремление к сотрудничеству.
Попустительский стиль ведущего устраняет всякую форму управления. Все участники остаются «сами по себе», и каждый ведет себя по своему усмотрению.
Обычно на протяжении развития группы руководителям приходится варьировать свой стиль руководства в соответствии с ожиданиями участников и сложившейся ситуацией [3].
Следует также иметь в виду, что групповая психотерапия разделяется на медицинскую и немедицинскую.
В первом случае психотерапия рассматривается как система лечебного воздействия на психику пациентов и через нее опосредованно на весь организм и поведение больного. Здесь она является специфическим лечебным методом вербального и невербального воздействия при многих психических и психосоматических заболеваниях и расстройствах.
Для второй ориентации характерно применение методов социально-психологического воздействия на психически здоровых индивидов с целью повышения их социально-психологической компетентности, личностного роста, самосовершенствования и решения социально-психологических проблем. Немедицинская групповая психотерапия обладает спецификой, которая сводится к следующему.
Участниками такого рода групповой психотерапии являются не пациенты, а клиенты - психически здоровые лица, объединенные в группу. Результат такого воздействия - изменение в организации, а также в поведении, если общение носит «нездоровый» характер (повышенная конфликтность, насильственное общение, формализм отношений, психологическая несовместимость, эмоциональная напряженность), или решение межличностных, внутригрупповых проблем, или достижение личностного роста, повышение социально-психологической компетентности, сенситивности и т.п.
Участие в немедицинской психотерапевтической группе всегда добровольно. Все участники группы сознательно выполняют возлагаемые на них функции, получают информацию о том, что происходит в группе во время сеанса, проявляют интерес к положительному исходу терапии. Заказчиком групповой психотерапии может быть руководитель организации. В этом случае целью терапии является организационное развитие.
Здесь акцент ставится на решении задач, стоящих перед группой, а не на личных проблемах участников. Язык, используемый в немедицинской групповой психотерапии, максимально доступен и понятен всем участникам групп, а методические приемы должны учитывать менталитет участников.
Особое место такого рода в социопсихотерапии отводится терапевту. Из-за многообразия выполняемых им функций в группе и лабильности его поведения терминологически невозможно однозначно определить его роль. С одной стороны, как сценарист и ведущий, он практически организует процесс социопсихотерапии. С другой стороны, является равноправным участником группы, как и все остальные. Ему приходится переключаться на другие, «непрофессиональные» роли (лидер, шутник, эксперт и т.д.), потребность в которых может возникнуть в различных ситуациях. Таким образом, он выступает и как «играющий тренер» групповой терапии, и как «запасной игрок».
В отличие от клинической групповой терапии, где недопустимо включение в одну и ту же группу людей, находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отношениях, немедицинская групповая психотерапия может осуществляться в реально существующих группах.
Для достижения душевного равновесия в групповой немедицинской психотерапии используют многие техники из классической и современной йоги, дзен-буддизма и т.д. Это медитативные, релаксирующие методы самопознания и саморегуляции.
Культура Запада более материализована, рациональна, прагматична и функциональна. В ее рамках выработаны свои методы личностного развития, выступающие в форме групповой психотерапии: группы сенситивности, базис-группы, группы встреч, марафонские и гештальтгруппы.
Главная цель немедицинской групповой психотерапии - развитие «Я», субъектности. Для субъекта характерны следующие признаки:
1. Активность: выражается в инициативе, т. е. спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях, идеях и т.д.; свободе выбора и принятии решения, самореализации, т. е. самостоятельных действиях по воплощению в жизни своих картин мира, решений и намерений.
2. Когнитивная сложность, богатство, разносторонний внутренний мир, способность принимать решения, опираясь на свое собственное понимание ситуации, свои интересы, учитывая последствия своих действий. Он хорошо осознает свои чувства, даже если они носят негативный характер, и не обманывает сам себя.
3. Способность к изменению. Он может сформировать в самом себе новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанным и открытым новому опыту.
4. Способность к самостоятельному развитию, самосовершенствованию. Человек, сосредоточившийся на некоторой личностной проблеме, теряет в некоторой степени свою способность к личностному росту и тем самым уподобляется объекту, который не развивается. В этом случае он реализует репродуктивные, а не творческие - продуктивные - схемы поведения.
5. Представление о своем будущем, умение строить личную перспективу. В частности, это выражается в ощущении осмысленности своего существования. Ради желаемого будущего человек способен перенести огромные тяготы «здесь и сейчас», а чувство перспективы жизни, открытого горизонта является необходимым условием здорового самочувствия, уверенности в себе, способности тратить усилия на свое развитие и т.д.
6. Многомерность жизни. Она одновременно протекает как бы во многих измерениях, и невозможно сказать, какой ее параметр самый главный, все они необходимы для полноценного существования: это может быть и семья, и работа, и хобби, и духовные интересы, и просто отдых, и т.д. [16].
Так, групповая терапия способствует наиболее полному самовыражению личности, стимулирует проявление катарсиса и креативности.
Основными направлениями, которые работают в рамках немедицинской групповой психотерапии, являются:
- гуманистическая психология (Роджерс, Маслоу, Франкл);
- бихевиоральный подход (Бандура);
- гештальттерапия (Перлз);
- позитивная терапия (Пезишкиан);
- социальный психоанализ;
- трансактный анализ (Берн);
- социодрама (Морено).
- общинная терапия.
Направление немедицинской групповой психотерапии
В основе современного терапевтического мировоззрения лежит гуманистическая психология. Она направлена на реализацию внутреннего потенциала развития человека и высвобождение самодвижущихся сил развития личности. В рамках гуманистической психологии широкое распространение получили такие направления, как клиентоцентрированная терапия К. Роджерса и самоактуализирующая терапия А. Маслоу.
Клиентоцентрированная терапия направлена на поиск и пробуждение позитивных сил, способствующих личностному росту и здоровью, а основной задачей является установление между клиентом и терапевтом межличностных отношений, способствующих принятию клиентом самого себя таким, какой он есть, а также принятию других. Терапевт не вмешивается в психическую жизнь клиента, а только помогает ему самостоятельно решать свои проблемы, делать выбор и нести ответственность. Для этого необходимо установить достаточно теплые, открытые, взаимопринимающие отношения, лишенные моральных суждений и оценок. Терапевт должен постоянно удерживать в центре внимания позитивную сущность отношения к клиенту. Это отношение подобно отношению духовных учителей восточных традиций, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.
К. Роджерс выделял следующие шаги терапевтической помощи:
- клиент приходит за помощью;
- определяется ситуация;
- поощряется свободное выражение;
- советующий принимает и проясняет;
- происходит постепенное выпадение позитивных чувств;
- обнаружение позитивных импульсов;
- появление инсайта (т. е. догадки, озарения);
- прояснение выбора;
- позитивные действия;
- возрастание инсайта;
- рост независимости;
- уменьшение потребности в помощи.
Этот предполагаемый ряд событий показывает, что К. Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта. Кроме терапевта такую роль могут играть и другие люди. Гуманистическая групповая психотерапия ориентирована на установление именно таких отношений между всеми участниками. В этих группах поддерживается климат психологической безопасности, принятия и понимания.
Работа такой группы - сложный динамический процесс, проходящий ряд фаз. Начинается она с хождения «вокруг да около», ожидания, что скажут, как себя вести и т.д. По мере того как группа обнаруживает, что она сама должна определить, что будет делать, нарастает разочарование. Возникает первоначальное сопротивление личному выражению или изучению. Но руководитель не поощряет никакой иной деятельности, кроме самоизучения. Продолжая взаимодействовать, люди делятся прошлыми чувствами, связанными с теми, кого нет в группе. Когда они начинают выражать чувства о настоящем, чаще всего эти первые выражения негативны. Если негативные чувства нашли выражения и при этом группа не распалась, не взорвалась, начинает формироваться климат доверия. По мере того как все больше эмоциональных выражений выходит на поверхность, в группе развивается исцеляющая способность. Один из эффектов групповой обратной связи и принятия состоит в том, что люди могут принять самих себя.
В ходе работы группы складывается неприятие по отношению к защите. Группа требует, чтобы индивид был самим собой и не скрывал проявляющихся чувств. Здесь даже негативные чувства (страх, неприязнь и т.д.) вызывают выражение поддержки, позитивных чувств и близости, что ведет к развитию чувства безопасности и еще большему принятию самого себя.
Центральным понятием психотерапии А. Маслоу является самоактуализация.
Самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны. Они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация - это не отсутствие проблемы, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным и их разрешению.
А. Маслоу описывает 8 путей, которыми индивид может самоактуализироваться :
1. Полное, живое и беззаветное переживание проблемы с повышенным осознанием и интересом.
2. В каждом жизненном выборе принимать решение в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.
3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности.
4. Быть честным и принимать ответственность за свои действия; ответы на все вопросы искать внутри себя.
5. Развивать способности «лучшего жизненного выбора», верить своим суждениям и интуиции и действовать в соответствии с ними.
6. Развивать свои потенциальные возможности.
7. Для самоактуализации характерен «пик переживания», когда мы наиболее интегрированы, лучше осознаем мир и себя, думаем и чувствуем наиболее ясно и точно.
8. Обнаруживать свои «защиты» и работать по отказу от них. Другой кардинальный идеей Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим: удовлетворение первичных потребностей (пища, жилье, сон, безопасность) дает возможность развивать высшие, социальные потребности в признании, дружбе, любви, самоактуализации.
И хотя сам Маслоу не создал своих специфических методов психотерапии и не был психотерапевтом-практиком, его гуманистические идеи получили широкое применение в психотерапии. По его мнению, эффективность психотерапии обусловливается установлением доверительных и близких отношений между людьми без вмешательства в личную жизнь. Психотерапия способствует удовлетворению социальных потребностей человека в общении, понимании, уважении, любви.
Экзистенциальная психотерапия по своим идеям наиболее близка к гуманистической психологии, и ее можно рассматривать как глубинно-смысловую гуманистическую терапию. В ее основе лежат идеи феноменологии (Э. Гуссерль), экзистенциональной и аналитической философии (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. П. Сартр и др.), понимающей психологии (В. Дильтей). В терапевтической практике экзистенциальной психологии видное место занимает логотерапия В. Франкла.
Основной движущей силой в поведении человека и его личностном развитии (по Франклу) является стремление к поиску и реализации смысла жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализации приводят к экзистенциальному вакууму, который является причиной многих психологических и социальных расстройств. Логотерапия направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл жизни. Уникальный смысл жизни может быть найден клиентом в одной из трех основных сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые пациент не в силах изменить.
В. Франкл разработал 3 основных метода в практике логотерапии: сократический диалог, парадоксальная интекция и дирефлексия. Эти методы основываются на таких фундаментальных характеристиках человека, как способность к самоотстранению и самотрансцендентации.
Метод сократического диалога применяется при терапии неврозов, духовного плана (конфликты совести, морально-нравственного плана). Суть метода состоит в создании и понимании клиентом смысла своих проблем.
Техника парадоксальной интекции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществлять то (при фобии), или сам осуществлял то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.
Метод дирефлексии основывается на переключении внимания с одной актуальной проблемы на другую, что дает возможность на некоторое время «отключиться» от волнующей проблемы и посмотреть на нее под иным углом зрения.
Бихевиоральная психотерапия ставит своей целью обучение адаптивным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. У клиента с помощью специального тренинга формируются конкретные поведенческие реакции, направленные на решение четко определенных задач. Для объяснения поведения бихевиоризм использует 2 основных понятия: стимул (5) и реакция (К); сознание и прочие понятия отрицаются. Бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, сколько бы оно ни было сложным, может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемый феномен.
По Б.Скиннеру, личность определяется как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций.
Бихевиоральный терапевт не занимается внутренними состояниями или историей клиента, в его поле зрения актуальное поведение. Для него симптомы и есть сама болезнь, а не проявление лежащей за ними болезни. Бихевиоральный терапевт предлагает клиенту неугрожающую, безопасную аудиторию, в которой он может выразить ранее невыраженное поведение - плач, враждебность, сексуальные фантазии и т. д. Однако терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, наработкой и поощрением способов поведения, эффективно противостоящих тем способам, которые он намеревается исключить, - неудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Данная групповая терапия получила название групп тренинга умений. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.
В группах обучают таким жизненным умениям, как управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, тренинг уверенности в себе и т.д.
В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, например, таких, как есть не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные цели. Акцент всегда делается на обучение. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группы учатся специальным межличностным умениям для эмоционального самовыражения без возбуждения защитных и враждебных чувств. Показываются и отрабатываются 4 вида поведенческих умений:
1) выражение межличностных чувств - осознание и коммуникация чувств, восприятий и желаний, связанных со взаимоотношениями;
2) эмпатический ответ - полное понимание и передача этого понимания собеседнику; 3) переключение образа действия - адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу; 4) содействие (фасилитация) - обучение тому, как эффективно учить других вышеупомянутым умениям.
Другой вид тренинга умений называется структурированно обучающей терапией и применяется для развития социальных умений, умений планировать и предупреждать возникновение стресса. Тренинг включает использование таких базовых средств, как, например, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу.
Одним из распространенных тренингов умений является тренинг уверенности в себе (А. Бандура). Быть уверенным в себе означает умение определять и выражать свои чувства, желания, потребности и ожидания; строить отношения с другими, т.е. обратиться с просьбой, ответить «нет», не чувствуя себя виноватым, настаивать на реализации своих прав, делать и принимать комплименты и т.д. Составляются списки основных прав, которые поддерживают уверенность в себе. Сюда относится право:
- быть одному;
- быть независимым;
- на успех;
- быть выслушанным и принятым всерьез;
- получать то, за что платишь;
- иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека;
- отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
- просить то, чего хочешь;
- делать ошибки и быть ответственным за них;
- не быть напористым.
Клиенты обучаются реализовывать и отстаивать свои права. С ними проводятся упражнения, развивающие умения, соответствующие уверенному поведению. Таким образом, через развитие способности действовать группы тренинга умений ведут человека к большей свободе и самостоятельности.
Гештальттерапия представляет собой отрасль психотерапевтической практики, которая основывается на идеях психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии, гештальтпсихологии и телесной терапии. Ее основателем считается Ф. Перлз.
Среди основных идей гештальттерапии особое место занимает принцип гештальта, т.е. целостности и «фигуративности». Гештальт не сводится к сумме своих частей, это целостность, существующая на определенном фоне или внутри некоторого контекста.
Жизненная ситуация клиента представляет собой гештальт, и поэтому бессмысленно работать с одним каким-то качеством или одной его частью, исключив все прочие и не учитывая контекст, в котором это качество проявляется. То, что мы считаем дефектом или недостатком, может играть чрезвычайную приспособительскую роль в контексте жизни клиента. Фактически только сам клиент может выстроить новый, более позитивный, с его точки зрения, гештальт своей жизни.
Обычно клиент способен видеть ситуацию только с одной точки зрения, важнейшая задача терапевта состоит в том, чтобы расширить спектр точек зрения у клиента, предоставить ему возможность увидеть свою проблему в ином свете и, не навязывая своей точки зрения, сделать так, чтобы он сам обрел новый взгляд на вещи. Иногда для этого надо изменить отношения фигуры и фона - фон сделать фигурой, а фигуру - фоном.
Наиболее распространена групповая форма гештальттерапии, характерной чертой которой является так называемый «горячий стул», который периодически занимает (по желанию) тот или иной член группы и с которым работает терапевт на глазах остальных членов группы. Эмоциональная поддержка со стороны других членов группы оказывает позитивный эффект на процесс терапии, с другой стороны, наблюдая работу с одним из членов группы, остальные могут разрешить, благодаря переносу, и свои проблемы.
Гештальттерапия состоит в том, чтобы предложить клиенту сфокусироваться на осознании того, что переживается в настоящем, а не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации, но при этом фрагменты незаконченных ситуаций (незавершенных гештальтов) из прошлого неизбежно всплывают как часть этого опыта в настоящем. Тогда клиенту предлагается вновь их проиграть, пережить, чтобы завершить и ассимилировать в настоящем.
Гештальтметодики направляют клиента на воссоздание обеих сторон и установление диалога между ними. Например, если клиент сидит на «горячем стуле», то на другой пустой стул напротив него можно посадить воображаемого партнера, с которым у клиента нарушены взаимоотношения, и по очереди представлять слово то одному, то другому. От имени воображаемого партнера может говорить сам клиент, садясь на соответствующий стул, или один из участников группы, которого выбирает клиент. Таким же образом может быть организован диалог между психологическими частями личности, которые находятся в конфликте, и т.д.
Наиболее важно в процессе гештальттерапии обратить внимание клиента на актуальные чувства, которые он переживает здесь и теперь, и телесные проявления его состояния, чем достигается расширение зоны осознания.
Для успешного проведения терапии сам терапевт должен быть «здесь и теперь». Порой для клиента вполне достаточно, если терапевт просто присутствует, но это должно быть искреннее и открытое присутствие. Другая задача терапевта - обеспечение обратной связи. То есть он служит своеобразным зеркалом для клиента, позволяя последнему лучше увидеть себя и свою собственную позицию в проблемной ситуации.
Еще одна сторона гештальтпроцесса - действие. Терапевт побуждает клиента не только к самоосознанию, но и к совершенно конкретным действиям, например сделать выбор из двух альтернатив, символизируемых двумя различными стульями. Осуществляется как физическое передвижение клиента.
Важное место в деятельности гештальттерапевта занимает организация гештальтэскперимента. Терапевт вводит в ситуацию новые переменные или по-новому организует взаимодействие между прежними, побуждает клиента попробовать новые способы поведения. Например, клиент жалуется, что ощущает стену между собой и супругом. Терапевт может предложить представить, что барьер преодолен и клиент оказался на стороне супруга, при этом клиент обязательно физически перемещается за воображаемый барьер. Цель - посмотреть, как будет протекать взаимодействие супругов без барьера. Результат такого взаимодействия заранее неизвестен. Очень может быть, что клиент почувствует, что на самом деле ему не по себе без этого барьера, что он создавал его сам как защиту от супруга и т.д.
Работая с группой, терапевт обычно предлагает ряд упражнений, способствующих расширению сознания участников и подготавливающих их к работе на «горячем стуле» [17].
Среди разновидностей немедицинской групповой психотерапии можно выделить общинную психотерапию. Этот метод предполагает привлечение к психотерапии в меру возможностей всех людей, так или иначе причастных к происходящему. Принципы равноправного корпоративного сотрудничества, отсутствие в терапевтическом сеансе отношений «врач-больной», «начальник-подчиненный» позволяют всем участникам активно включаться в происходящее и ощущать собственную значимость в принятии всех решений, касающихся группы. Такая форма психотерапии, где проявляются только равноправные, партнерские отношения, позволяет каждому участнику более свободно проявлять свою индивидуальность и легко преодолевать барьеры между ведущим-организатором и участниками из-за отсутствия формально-статусных отношений. Ведущий в этом случае выполняет лишь вспомогательную роль, обусловленную задачей оказания психологической помощи клиентам и обучением других участников оказывать помощь себе самостоятельно. Существует определенная специфика в организации и проведении совещаний больших и малых групп, персонала и семей. На совещаниях, касающихся общих проблем общины, связанных с терапией, присутствуют все причастные к этому процессу.
Суть таких совещаний - преодоление различных антисоциальных тенденций. Направлено оно на отреагирование тех ощущений, которые испытывали участники во время терапии и которые не удалось проконтролировать. Здесь основная цель - укрепить чувство самоуважения участников. Совещание персонала связано с критическим обсуждением хода выполнения программы и определением дальнейших шагов терапии. Семейные ежевечерние совещания способствуют укреплению солидарности и взаимопонимания в данной конкретной малой группе (семье).
Общинная терапия получила широкое распространение в лечебных заведениях, исправительных учреждениях, религиозных организациях, этнокультурных общностях, в некоторых сферах профессиональной деятельности. Как разновидности общинной терапии можно выделить различные клубы, кружки и другие целенаправленные объединения людей, советы ветеранов, участников различных событий, фонды помощи и защиты [34].
Позитивная семейная психотерапия относится к числу направлений гуманистического мировоззрения. Ее основатель Н. Пезишкиан успешно синтезировал опыт различных культур в психотерапии. Это направление получило название транскультурной психотерапии, где особое внимание отводится возможности включения в терапевтический процесс всех сфер жизни. В позитивной психотерапии широко используются на различных стадиях техники и элементы таких психотерапевтических методов, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, применяются методы саморегуляции, гипноза, арттерапии.
К базисным идеям и принципам данной семейной психотерапии относятся позитивные представления о человеке, принцип надежды, принцип баланса, транскультурный принцип, позитивная концепция семьи, принцип кооперации усилий.
Позитивное представление о человеке основывается на убеждении, что каждому индивиду присущи две базовые способности: любви и знания, которые должны быть развиты посредством социализации и образования. Позитивный подход в семейной терапии непосредственно связан с позитивной концепцией семьи. Семья рассматривается как основная единица общества и институт человеческого сообщества, который существует, пока существует общество. Зависимость между семьей и обществом, отдельными индивидами и их семьями дает возможность рассматривать любую психотерапию как семейную психотерапию. Ни один человек поэтому не должен подвергаться психотерапии вне семейной терапии. Каждый клиент должен быть рассмотрен в контексте своего ближайшего окружения и микрокультуры. Позитивная семейная психотерапия -это не только метод терапии, но и обучение самопомощи. Она предлагает свою концепцию для предотвращения и разрешения конфликтов и нарушений. Один из способов - подготовка людей к семейной жизни. Человек должен познать все в процессе образования, которое бывает физическим, эмоциональным, духовным. Это образование должно быть сбалансированным и целостным, а не разрозненным. Физические, интеллектуальные, социально-эмоциональные и духовные способности есть в каждом человеке. В зависимости от культуры и образования одни из них оказались более актуализированы и развиты, чем другие. В позитивной психотерапии поощряются активность и самостоятельность клиента в решении своих проблем и оказании помощи своей семье и окружению. Транскультурный подход, используемый в позитивной психотерапии, дает возможность значительно расширить диапазон решений психологических и социальных проблем клиентов, а также увеличить глубину видения проблем, их относительность и перспективы позитивных изменений. Позитивный подход помогает клиенту изменить свою точку зрения и более гибко реагировать на проблемную ситуацию. Он является основой терапевтического взаимодействия между терапевтом и клиентом. Такие культурные элементы, как истории, легко принимаются клиентом и дают материал для работы воображения в решении собственных проблем.
В рамках психотерапии и самопомощи используется пятиступенчатая стратегия. На каждой ступени терапии даются истории, для того чтобы помочь клиенту постичь смысл данной стадии терапии и применить ее в жизни.
I. Стадия наблюдения и дистанцирования. Здесь анализируется ситуация клиента и создается возможность отхода клиента от своей проблемы и рассмотрения ее со стороны.
П. Стадия инвентаризации связана с задачей прояснить изучаемую историю клиента, выявить те правила и отношения, которые кажутся клиенту неизменными, сдерживают его личность и соотносятся с его жизненной историей. При помощи дифференциально-аналитического опросника (ДАО) опыт клиента осознается как положительно или отрицательно оцениваемые отношения.
III. Стадия ситуационной поддержки. На этой стадии клиент работает как «терапевт». Вместо критики в адрес других людей, из-за которых возник, по его мнению, конфликт, клиент учится поощрять других, вовлекая и раскрывая их позитивные способности, которые сам клиент уже раскрыл для себя на предыдущих стадиях.
IV. Стадия вербализации. Клиент уже на более зрелом уровне обучается техникам и способам общения и консультации, с которых он начинает общение дома, в кругу семьи. На этой стадии он знакомится с концепцией семейного совета, члены семьи включаются в терапию.
V. Стадия расширения целей. На этой стадии, которая, по сути, сопровождает весь терапевтический процесс, клиент приобретает навыки самому развивать все свои способности и уделять внимание всем сферам жизни. Он учится по-новому жить, видеть и достигать те цели, которые раньше ему были неизвестны [21].
Вместе с тем следует ясно отдавать отчет, что групповая психотерапия не панацея от всех проблем. Более того, она может привести к социальной дезадаптации, если учитывать разницу между групповой атмосферой и суровыми реалиями современной жизни. Полагаться только на групповую психотерапию, по крайней мере, наивно. Групповая психотерапевтизация населения граничит иногда по своим последствиям с наркотическим эффектом.
Подход к решению социально-психологических проблем с позиции групповой психотерапии является достаточно традиционным. Однако в современных условиях ограничиваться этим нельзя. Дело в том, что проблема социального и психологического здоровья не сводится к организационному и личностному развитию и тем более не решается только с помощью групповой психотерапии.
Она требует более широкой постановки вопроса и решения в более масштабном контексте посредством социальной психогигиены, обеспечения продовольственной, криминальной, экологической и информационной безопасности.
Социальное и психологическое здоровье нации зависит от экономических и экологических условий, качества и образа жизни, питания, отдыха, лечения, комфортности среды обитания, наличия стресс-факторов, уровня преступности.
Одной из опасностей для психического здоровья нации является влияние «масс-медиа», электронный контроль за жизнью, настроениями, мнениями граждан.
Специальные технические средства нового поколения способны негативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Попытки внедрить информационный тоталитаризм (экспансионизм) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с помощью средств массовой информации. При этом наблюдается не просто контроль за общественным мнением, но и массовое манипулирование. Данный факт прямо противоположен идеям Роджерса, Маслоу, Франкла о личностном развитии, самоактуализации, поиске смысла человеческой жизни. В связи с этим встает вопрос о необходимости создания информационной безопасности личности и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она включает в себя не только технические, юридические средства защиты, но и психологические, например реализацию идеи о ненасилии, что предполагает отказ от насилия в политике, семье, ненасильственном общении в организации и пр.
Существует очевидная связь между психическим здоровьем и духовным, нравственным развитием нации. На основании этого делается вывод, что решение проблемы связано только с использованием религиозного опыта. Не отрицая нравственных возможностей религии, нельзя недооценивать значение качества, образа, уклада жизни, ментальности, культуры в развитии нации, т.е. экологической психологии. Такой подход к роли культуры в духовном развитии нации должен стать государственным, что предполагает сохранение и всемерную поддержку национальной культуры. Религия является сугубо частным делом. Нельзя допустить, чтобы религия использовалась в государственных, идеологических, манипулятивных целях, а также в психологической практике. В противном случае прикладная социальная психология превращается в оккультную науку.
Литература
1. Альманах психологических тестов / Сост. и общ. ред. P.P. и С.А. Римские. - М., 1995.
2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб., 1992.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб., 1993.
4. Бондаренко В.П. Выбор профессии. - М., 1989.
5. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Ролевые игры. - СПб., 1992.
6. Волков И.Л. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970.
7. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. - М., 1990.
8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М., 1993.
9. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991.
10. Конрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. -Минск, 1993.
11. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. с англ. - М., 1993.
12. Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л., 1990.
13. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. - М., 1991.
14. Лейтц Г. Теория и практика: Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. - М., 1994.
15. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. - М., 1992.
16. Линдс Н. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.
17. Личность и личностный рост: Восточная теория личности / Сост. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М., 1994.
18. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск, 1992.
19. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шаболина. - М., 1973.
20. Основы социального психоанализа / Под ред. В. Д. Попова. - М., 1966.
21. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М., 1992.
22. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1998.
23. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М., 1978.
24. Практические занятия по психологии. - М., 1972.
25. Проективные методы исследования личности / Сост. В.А. Лапин. -Пенза, 1990.
26. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1995.
27. Психологическое тестирование / Сост. В.А. Лапин. - Пенза, 1990.
28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 1993.
30. Сборник психологических тестов / Сост. Е. Каранешта. - Киев, 1992.
31. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. - СПб., 1992.
32. Франки В. Человек в поисках смысла жизни. - М., 1990.
33. Черны В., Комарик Т. Компедиум психодиагностических методик. - Братислава, 1988. -Т. 2.
34. Шнайдер Г. Криминология. - М., 1994.
35. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.
36. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1992.
37. Эйдемимер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -Л., 1990.
38. Этнопсихология / Под ред. А. А. Деркача. - М., 1992. - Ч. II.