Сайт Юридическая психология
Учебная литература по юридической психологии

 
Анисимова Н.Н.
ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА. ОБНАРУЖЕНИЕ КРИМИНАЛЬНОГО ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Учебное пособие
Домодедово, 2007

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 3


Практикум по изучению невербальных ключей доступа [6]


Для того чтобы научиться понимать невербальные ключи доступа, т.е. понимать язык тела другого человека, необходимо прежде всего пройти путь самопознания. Напомним, что «бесполезно обращаться к темам прикладных знаний о человеке без одновременного познания себя и собственных сигналов» [6].

В своих работах по изучению языка тела В. Биркенбил предлагает следующие доступные и полезные в этом отношении упражнения.


Осознанное восприятие. Вербализация ощущений


Упражнение 1.

Рассмотрите какую-либо картинку, на которой изображен человек. Можно взять фотографию из семейного альбома или рисунки, в том числе из журналов, книг, рекламных проспектов и т.п.

Опишите словами общую ситуацию, которую Вы видите на картинке (в терминах сигналов тела). Например: «Мужчина положил свою руку на плечо женщины. Она смеется. Ребенок стоит в стороне и глядит на обоих». До сих пор все пока легко.

Зададим вопросы посложнее:

Как смотрит ребенок? Чувствует ли он себя одиноким, оставленным без внимания, брошенным, или он доволен тем, что мужчина и женщина мирно стоят рядом?

Конечно, в данном случае речь идет об интерпретации, правильность которой не может быть проверена, но сначала Вы должны поупражняться только в вербализации своих наблюдений. Контролем Вы займетесь тогда, когда научитесь не только чувствовать, но и думать о том, что ощутили, ибо высокая степень точности интерпретации, объяснения, догадки с помощью обычной интуиции недостижима. Чтобы ее добиться, нужно много упражняться.

Лучше всего проводить упражнение вдвоем или в группе. Часто со стороны виднее то, что Вы сами упустили.

К тому же под вербализацией мы понимаем точное схватывание сути, выраженное в слове. Поэтому громкое высказывание вслух лучше, чем неопределенное внутреннее чувство.

Упражнение выполняется 2-3 раза с разными картинками.


Упражнение 2.

По своей сути это упражнение аналогично предыдущему, разница лишь в том, что на этот раз необходимо описать ситуацию из реальной жизни (например, сценку в уличном кафе, в зале ожидания железнодорожного вокзала, на автобусной остановке, в аэропорту и т.п.) или нечто происходящее на телеэкране (например, какой-нибудь телевизионный «круглый стол» или художественный фильм).

При этом Вы в полной мере ощутите, что выполнять это задание будет довольно сложно, если не освоите в должной степени навыки предыдущего упражнения.




Упражнение 3.

Чем выше проницательность человека в собственном мире чувств, тем больше он может развить ее в отношении другого.

Попытайтесь на этот раз описать сигналы своего собственного тела с помощью текущих словесных комментариев (как это делают спортивные радиокомментаторы) по типу самоинтервью.

В течение 10-15 минут описывайте каждый сигнал тела, который замечаете, например: «Я морщу лоб, мои губы сжаты, я быстро иду на кухню, моя спина онемела от того, что я стою на одной ноге, я ремонтирую кофеварку...». Попробуйте отыскать как можно больше сигналов подобного типа.


Упражнение 4.

Выполнение серии сигналов тела по инструкции. Инструкцией может служить любой текст, который можно найти в «дешевой беллетристике». Важно, чтобы в нем было достаточно описаний различных телодвижений. Например: «Он сидел, нахмурив брови, потом резко встал и выбежал из комнаты, что-то бормоча под нос…».

Старайтесь тотчас и без стеснения следовать всем инструкциям. Прислушайтесь к себе. Как ведет себя Ваше тело? Какие чувства Вы испытываете при этом?


Упражнение 5. «Зеркало».

Попробуйте подражать человеку, который находится рядом с Вами или которого Вы видите на телеэкране. Некоторым людям подобные перевоплощения даются очень легко, другие же делают все скованно и неестественно. К какому типу принадлежите Вы?

Если упражнение делается в группе, то участники делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один — ведущий, другой — ведомый.

Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем — можно под музыку. Ведомый отражает движения партнера — как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут.


Упражнение 6. «Метафора».

Участник выходит в центр круга и становится в любой приемлемой для него позе, с любым удобным выражением лица, имея возможность менять мимику и позу по мере необходимости.

Ответьте на следующие вопросы:

• какой образ рождается при взгляде на этого человека?

• какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?

• какие люди могут его окружать?

• какой интерьер или пейзаж может служить фоном для этой картины?

• какие времена все это напоминает?

Делиться своими творческими идеями по этому поводу может каждый участник отдельно, или образ может создаваться всей группой. Через центр круга должны пройти все члены группы.

На упражнение отводится 1 час.


Упражнение 7. Умение слушать, развитие чувства интонации.

Чтобы развить чувство интонации, мы должны слушать иначе, чем делали это до сих пор.

Лучше всего проводить эти «тренировки» перед телевизором, причем для них годится любая передача. Информационные сообщения, правда, содержат меньше интонационных нюансов, чем художественные фильмы, но Вы и сами в этом легко разберетесь. Смотрите телевизионные передачи и пытайтесь вербализовать интонационные сигналы. Например: «Он говорит громко, агрессивно, робко, медленно... и т.п.». Полученные во время упражнений ощущения Вы вскоре сможете воспринимать и в жизненных ситуациях, словесно описывать их, причем без стеснения.


Упражнение 8. Внешняя поза и внутренняя позиция.

Выполняя это упражнение, проведем несколько мини-экспериментов (по пятнадцать минут на каждый).

Старайтесь извлечь максимальную пользу из каждого мини-цикла. Фиксируйте на бумаге результаты каждого эксперимента, тем самым Вы достигнете двойного результата: отточите свою способность к вербализации и отработаете описание собственных сигналов. Это поможет Вам лучше интерпретировать ощущения при последующих экспериментах!

Необходима комната, в которой достаточно места для того, чтобы сделать несколько шагов взад-вперед, стулья без подлокотников.

1. Как Вы стоите?

Встаньте так, как Вы стоите обычно (например, когда кого-нибудь ждете).

Оставайтесь в этой позе некоторое время и постарайтесь осознать, как Вы стоите: вес распределен на обе ноги или на одну? А может быть, Вы переминаетесь с одной ноги на другую?

2. Стоп.

Почувствуйте свой центр тяжести!

Где он расположен: в голове, груди, животе, на спине, в ягодицах или в ногах?

3. Запишите ответ на вопрос.

4. Стоя, ощутите свои мышцы.

5. Встаньте прямо (не прямо, как палка, а так прямо, как Вы это обычно делаете).

6. Медленно и осознанно переместите верхнюю часть своего тела как можно дальше вперед, до тех пор, пока не начнете падать.

7. Стоп.

Повторите это движение. Оставайтесь какое-то мгновение в этой позе.

8. Осознайте, какие мышцы напряглись и как сильно, чтобы воспрепятствовать падению.

9. Сделайте запись.

10. Далее еще одно движение. Медленно и осознанно переместите вес вашего тела теперь уже назад, чтобы почувствовать, какие мышцы напряглись и как сильно, чтобы удержать Вас от опрокидывания.

11. Стоп. Сделайте запись.

Как Вы сидите?

1. Пожалуйста, сядьте на стул без подлокотников. Он должен быть поставлен на свободное место, чтобы Вы ничего не касались.

2. Мысленно проведите прямую линию от центра таза вверх.

Где у Вас находится центр тяжести: перед воображаемой линией, над тазом, позади линии.

3. Сделайте запись.

4. Теперь сядьте на передний край стула и переместите вес вашего тела вперед (поза сидя «А»).

5. Ваши ноги, вероятнее всего, стоят параллельно друг другу. Измените их положение — сдвиньте так, чтобы одна нога выступала на шаг вперед относительно другой.

6. Стоп.

Теперь немного опустите голову, а руки пусть свободно висят между коленями.

7. Как Вы себя чувствуете?

8. Как Вы будете себя чувствовать, если придется остаться в такой позе ближайшие десять минут?

9. Когда еще Вы наблюдали такую позу у себя или у других?

10.Сделайте запись.

11. Снова сядьте прямо, так чтобы вес верхней части тела покоился выше пояса. Но это не значит, что Вы должны сидеть, будто «аршин проглотили». Плечи расслабьте, сядьте как обычно (поза сидя «Б»).

12. Стоп.

Теперь расположите свои ноги, найдя удобное положение, параллельно друг другу. Где оказались Ваши руки? Не на полу?

13. Что чувствуете Вы в этом положении?

14. Когда Вам приходилось видеть такую позу (у себя или у других)?

15. При описании внутреннего состояния, соответствующего этой внешней позе, какое слово из приведенных ниже наиболее близко отражает Ваше ощущение?

  • Боязливое, заторможенное, неуверенное, робкое, нерешительное.

  • Открытое, выжидательное, внимательное.

  • Надменное, скучающее, веселое.

16. Сделайте запись.

17. Теперь переместите вес тела назад и прислонитесь к спинке стула (поза сидя «В»).

18. Какое еще движение автоматически производит Ваше тело?

19. Вы вытянули при этом одну или обе ноги или, почувствовав боль, опустили ногу? Может Вы лишь хотите разгрузить позвоночник? Зависит ли эта поза от соотношения высоты стула и роста сидящего?

20. Сделайте запись.

Как Вы ходите?

1. Найдите в помещении такое место, откуда Вы сможете сделать по меньшей мере шагов десять (лучше больше).

2. Пройдите это расстояние. При этом постарайтесь почувствовать, как Вы идете.

3. Стоп.

Повторите этот проход несколько раз, до тех пор, пока не будете уверены, что знаете все о своей походке.

4. Ответьте на вопросы:

Где Вы ощущали свой «центр тяжести» (при этом не следует считать телесный вес безусловным): в голове, груди, животе, на спине, в ягодицах или в ногах?

Насколько Вы устойчивы?

Какой, как Вам кажется, была Ваша походка — медленной, нерешительной или царственной, энергичной, стремительной?

5. Пройдитесь еще раз и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Как я хожу в помещении?

Как я хожу по улице?

6. Можете ли Вы определить разницу?

Сделайте запись.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница



НАВЕРХ