Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии

 
Еникеев М.И.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.Учебник.
СПб., 2004.
 

Раздел II. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1. ПРАВО КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

§ 2. Право и личность. Гуманистическая сущность современного права и правового мировоззрения

Основной отличительной особенностью современного права является его гуманистическая направленность. Правовое государство наших дней основано на верховенстве гуманистического права - права, утверждающего свободу и достоинство личности.

Историческое развитие идеи прав и свобод человека было впервые законодательно закреплено во французской Декларации прав и свобод человека (1789). К этим правам были отнесены свобода личности, ее право на собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу выражения мыслей и мнений.

Провозглашенные французской Декларацией права и свободы человека легли в основу гуманизации современного права. Принципы современного правового мировоззрения были закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948).

В XX веке на основе идеи прав человека произошла глобализация современного права. Признание и защита прав и свобод человека стали основным ориентиром прогрессивного развития всего мирового сообщества.

Соблюдение прав человека в отдельных странах стало пробным камнем справедливости их внутреннего правового устройства.

Права человека - ценностный критерий правовых систем современных обществ, показатель развитости гражданского общества.

Международное сообщество сформировало принцип "человеческого измерения" правовой регуляции.

В настоящее время права человека детально конкретизированы. Различаются личные, политические, социальные, экономические и культурные права человека.

Личные права - гражданские права человека, обеспечивающие его свободу и личностную автономию, приоритет его внутренней, психической самоорганизации, неприкосновенность пространства его частных интересов, возможность индивидуального самоопределения личности, право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, жилища; право на свободу передвижения и выбора места жительства; право на свободу выбора национальности и языка общения; право на свободу совести.

Ни одно из этих прав не может быть нарушено в гражданском обществе. И каждое из них имеет широкую интерпретацию. Так, право человека на жизнь трактуется как абсолютная, базовая социальная ценность современной цивилизации, право личности на свободу от всех незаконных посягательств на ее жизнь со стороны как государства, так и отдельных частных лиц.

Реализация права на жизнь связана с правом человека на охрану его здоровья, социальное обеспечение, на благоприятную окружающую среду, защищенность от жестоких видов обращения и наказания.

Право на достоинство включает в себя и право на охрану чести (репутации и доброго имени индивида), на личную неприкосновенность, на свободу от принудительного труда, право на достойный уровень жизни. .

Личная неприкосновенность сопряжена с правом личности самоопределяться в своем поведении, располагать собой по своему усмотрению, право на физическую, психическую и нравственную неприкосновенность индивида. Принудительное ограничение свободы личности может быть основано только на законе.

Право человека на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны - это исключительное право личности на информацию интимного характера о себе, право на зону частного контроля личности.

Неприкосновенность жилища исключает незаконный обыск, незаконное выселение, переселение, вселение и др.

Политические права и свободы - правомочия личности на активное участие в жизни общества, включающие в себя: право на свободу слова и печати, собраний и манифестаций, на различные объединения, участие в управлении делами государства посредством свободных выборов своих представителей в органы государственной власти.

Социальные права - права личности на законодательное закрепление необходимых социальных и экономических условий жизни индивида, оптимальное его положение в сфере труда и быта, трудовой занятости, социальной защищенности от страха и нужды, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Экономические права обеспечивают человеку свободу его экономической деятельности - право на собственность, на предпринимательскую деятельность, право на объединение для защиты своих экономических интересов, право на защиту от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда, справедливую его оплату.

Культурные права - права на духовное развитие личности, ее участие в культурной жизни общества, на образование, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Все вышерассмотренные права и свободы человека защищены международным и российским законодательствами.

Права человека - это не локальная проблема национального права. Признание и реализация прав человека - фундаментальное достижение современной цивилизации, показатель цивилизованного развития общества.

Признание и реализация прав человека имеют особое значение для социального развития российского общества. Принятие новой Конституции России ознаменовало собой поворот исторического развития страны на путь общемировой цивилизации. Статья 2 Конституции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Конституция РФ законодательно закрепила современный тип правопонимания.

Однако построение правового государства в нашей стране, формирование массового цивилизованного правового мировоззрения связаны с преодолением значительных, исторически обусловленных трудностей.

Основные положения новой Конституции, касающиеся прав и свобод человека, могут быть реализованы только в условиях развитых рыночных отношений, в условиях экономической стабильности. Когда уровень зарплаты ниже прожиточного минимума - это нарушение основного права человека - права на достойную жизнь.

Общество, находящееся на добуржуазном (докапиталистическом) уровне экономического развития, не может реализовать развитое демократическое право. "Причина, по которой мы в результате проводимых реформ неизбежно оказываемся в докапиталистической (можно сказать, неофеодальной), ситуации, кроется в природе складывающихся у нас общественных и политических отношений, в типе собственности и права. Эта типология предопределена постсоциалистическим огосударствлением собственности, которая еще несвободна от государственной власти, и такой государственной власти, которая еще несвободна от собственности" [115].

Вся эпоха тоталитаризма была связана с формированием в массах психологии отвержения интересов личности. Казарменный режим стандартизировал обезличенное поведение. Запуганная личность укрывалась за личину своего ничтожества. Формировалась антиличностная идеология, торжествовала социологическая схема общинного устройства общества. (Российская приверженность к общине и послужила самой благоприятной почвой для быстрого распространения у нас абсурдной идеологии коммунизма.)

Советский тоталитаризм с его концепцией "революционной законности" трагически разрушил основы гражданского общества в нашей стране, устранил из системы права частное право, вытравил из общественного сознания само понятие прав человека. Трудно поправимые последствия этого социального бедствия в самом начале советской власти предвидели выдающиеся русские философы и правоведы. "Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ" (Новгородцев П.И. "Восстановление святынь", 1917).

Основная трудность в формировании правового государства в современной России состоит в отсутствии традиции самодеятельной организации общества в борьбе за свои права, в извечных упованиях на добрую волю "верхов".

Победа нового политического и правового мировоззрения, новой политической практики в Западной Европе была подготовлена мощными идеологическими прорывами в эпоху Реформации и Просвещения, столетиями активной борьбы третьего сословия за свои права. А в это время отсталое и безграмотное население России лишь изредка бунтовало и требовало "хорошего царя". В нашем общественном сознании идея прав и свобод личности до сих пор еще нередко трактуется как диссидентское движение.

Все это выдвигает на передний план основную социальную задачу - поднять общество на борьбу за верховенство права, закона, жестко преследовать любые проявления антиправового поведения, всемерно формировать правовую культуру общества, обеспечить "диктатуру закона". Но и сам закон должен быть правовым, то есть служить интересам общества и отдельного человека. Норма закона становится правовой, социальной нормой лишь при условии ее социальной необходимости, целесообразности и социально-психологической готовности ее адресатов к исполнению этой нормы.

Нормы закона, противоречащие правам и свободам человека, не могут быть правовыми нормами. Личность - базовая ценность современного права. А само право - базовая ценность современного общества. Право не может создать рая на земле, но оно оберегает общество от ада, каковым может быть его соционормативная дестабилизация.