Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии

 
Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б.
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебник
Ростов-на-Дону, 2007
 

Раздел II. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности осужденных

Глава 12. Характеристика способностей осужденных и их направленность

12.1. Понятие о способностях. Их виды у осужденных

При характеристике человека очень часто прибегают к таким выражениям, как: «проявляет незаурядные способности в работе», «способен выполнить любое поручение», «неспособный». Нередко от подобных характеристик зависит судьба человека, успешность его жизнедеятельности, отношение к нему окружающих.

Способности, знания, умения и навыки находятся в единстве, но не тождественны. Успех в приобретении знаний, навыков и умений зависит от способностей.

Иногда осужденный, первоначально значительно отстававший в каком-либо деле от других, в результате обучения начинает быстро овладевать знаниями, умениями, навыками и вскоре перегоняет всех в мастерстве. Этот человек способный, у него большие, чем у других, способности.

Способности являются условием успешной деятельности и обнаруживаются только во время ее осуществления. В деятельности происходит их формирование и развитие. Как только человек начинает заниматься деятельностью, его потенциальные возможности к ее выполнению становятся актуальными.

Способности нельзя противопоставлять качеству ума, особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным и волевым свойствам личности. Вместе с тем их нельзя ставить и в один ряд.

Человек рождается с определенными задатками и возможностью их развивать. В процессе отражения действительности обнаруживаются его индивидуальные способности. В этой связи утверждают, что способности не могут быть врожденными.

Способности могут иметь различную направленность: на общественно полезные или криминальные дела. Нужно развивать у осужденных позитивные способности.

Способности могут быть общими и специальными. Под общими способностями понимается такая система индивидуально-психологических особенностей человека, которая обеспечивает ему успех, относительную легкость и быстроту в овладении знаниями, умениями и навыками в различных областях деятельности. Под специальными – система индивидуально-психологических особенностей человека, которая позволяет ему относительно легко и быстро достигать высоких результатов в определенной области деятельности.

У одних правонарушителей способности не проявляются, что обусловлено жизненными установками и самим образом жизни, у других они имеют высокий уровень развития, но криминальную направленность. Так, некоторые воры-карманники развивают у себя исключительную кожную чувствительность и тонкую координацию движений пальцев и руки в целом, поэтому могут незаметно обкрадывать. Воры-надомники, взломщики способны моментально подобрать ключ к запирающемуся механизму. В 20-х годах в России громкую славу имел вор Полонский. Рассказывают, что он мог, идя по улице, вытащить у прохожего часы, посмотреть время и положить их обратно. Прославился он тем, что по просьбе польских воров на приеме в посольстве заменил бриллиантовое колье на шее у одной богатой дамы на фальшивое. В настоящее время преступники подключаются к компьютерной сети как у себя в стране, так и за рубежом.

Ловкости современных мошенников могут позавидовать даже профессиональные иллюзионисты. Они великолепно оснащены технически. Например, у группы преступников изъяли электронный стол для игры, по сторонам которого были вмонтированы скрытые зеркала и соответствующая аппаратура. На балконе располагался экран, с помощью которого корректировалась игра.

В каждой способности различают структуру и уровни (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, 1975). Под структурой способности понимают основные свойства, которые ее определяют: опорные и ведущие. Под уровнем способностей понимают степень их выраженности в деятельности, отпечаток на ее продуктивности. На этой основе различают одаренность, талантливость, гениальность.

Одаренность – совокупность способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в различных областях и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях,

Талант – способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.

Гениальность – высшая степень одаренности.

 

12.2. Проявления способностей у осужденных

Творческие способности осужденных помогают узнать их позиции, чувства и настроения. Лишение свободы ограничивает творческие возможности человека, часто придает его деятельности сугубо тюремную направленность.

Можно выделить различные направления творчества осужденных.

Одной из ранних монографий, посвященных способностям к творчеству заключенных, является работа X. Приизхорна, в которой приводится 176 рисунков (прежде всего на стенах), собранных почти со всего мира. Человек может рисовать из-за желания развлечься или оставить о себе память. Рисунки рассказывают, о чем он думает, что чувствует, как настроен.

На основе исследования большого количества надписей (граффити), сделанных в тюрьмах, X. Приизхорн пришел к выводу о том, что большинство надписей выражают эмоции. Чаще всего наивное отношение к наказанию воплощается в ругани.

X. Приизхорн обращает внимание на изготовление игральных карт как один из элементов художественных способностей. Для этого используется любой возможный материал, в частности, при отсутствии красок, карандаша – кровь, сок растений. Реализовать творческие способности заключенный может, создавая различные фигурки из хлеба.

Анализ изобразительного творчества заключенных в тюрьмах западных стран в XVIII-XIX вв. позволяет выделить три его направления: рисунки предметов, орнамента, символики.

П.И. Карпов (1929) проанализировал творчество заключенных в царских тюрьмах и выделил три его составляющих: рисунки, скульптура, работа в мастерских.

Рисунки осужденных могут быть реалистическими, если их авторы примиряются с окружающей обстановкой или открыто протестуют против нее; аллегорическими, в которых человек выражает свои переживания в определенной художественной форме.

Тематика художественного творчества осужденных очень широка: они изображают эпизоды из своего детства, жизни на свободе и т.д. Угнетенное состояние в тюрьме заставляет их искать средства, при помощи которых можно улучшить настроение, а это прежде всего юмор, дружеские шаржи, пародии, смешные рисунки.

Важное значение в творчестве осужденных имеет природа. Они выполняют пейзажи как с фотографической точностью, так и в собственной переработке. В рисунках осужденных дается интерпретация равенства, братства, свободы, отражается суд, жизнь в тюрьме.

Основная тема художественного творчества – свобода. Идея скорейшего освобождения из мест заключения полностью овладевает сознанием осужденных и тем самым стимулирует их творческую активность.

Особое место занимает творчество осужденных ГУЛАГа, история которого сохранена не только в засекреченных архивах КГБ, но и в художественных образах, созданных очевидцами, – портретах, пейзажах, жанровых сценах (см. в главе 2 «Житие Ефросиний Керсновской). Жизнь в лагере отражена также в работах вышивальщиц, вязальщиц, умельцев. Каждый такой предмет – символ жизни и смерти в лагере. Эти вещи существенно дополняют картину лагерной жизни, описанную в произведениях писателей и художников. Осужденные, которые работали в культурно-воспитательной части, имели возможность пользоваться бумагой, кистями, красками, конечно, не открыто. Найденные работы отбирали и уничтожали. Наиболее популярными были портреты, выполненные карандашами. Их отсылали домой вместо фотокарточек (по возможности, минуя цензуру). На лицах «моделей» не прочтешь злобы, ненависти, испепеляющего горя, разве что видна затаенная тоска в глазах, которую не удалось скрыть. Прятали эмоции по двум причинам: чтобы не приписали клевету на советскую действительность и не дали новый срок и чтобы не огорчать родных.

Работ маслом сохранилось крайне мало: это картины М. Соколова, Р. Горелова, портрет Ю. Даниэля, написанный Р. Дужинским. Позднее Ю. Даниэль признавался, что так и не узнал, «как, какими путями холст, свернутый в трубку, прошел все обыски, все осмотры, как он, миновав руки и ножи надзирателей, выбирался за колючую проволоку» (Тихонова В. Искусство ГУЛАГа (творчество в лагерях и ссылках)//Огонек. 1991. № 57. С. 8-9.).

Отдельные произведения свидетельствуют о таланте их авторов. Например, графика Б. Свешникова описывает лагерь, мало что называя своими именами. Строения, подобные средневековым замкам, люди в богатых одеждах, нищие в лохмотьях; жалкие хижины рядом с высоченными горами и крепостными башнями, высокие стены, бесконечное небо – агрессивная стихия холодного, враждебного человеку пространства, где он подобен муравью, одинок и обречен. Чем более противоречащими реальности кажутся сопоставления Б. Свешникова, тем явственнее в них отражаются лагерные кошмары. Как бы ни пытался убежать художник от действительности в мир вымысла, жизнь жестоко возвращает его к реальности.

«На нарах» сочиняли, писали, вышивали, рисовали (простым карандашом, школьным пером, чернилами, тушью, печной сажей). Из грубой оберточной бумаги делались рукописные иллюстрированные книжки. Так, одна осужденная сделала в ссылке несколько пейзажей свиной кровью. Использовались мешковина, обшивка от посылок, портянки. Шахматы, четки лепили из хлеба. Швейные иголки заменяли зубьями от расчески и рыбными костями, цветные нитки для вышивания добывали из старого трикотажного белья. Вышивали подушки, кисеты, кошельки, обложки записных книжек и молитвенников, портреты Богоматери с младенцем, Христа. Заключенная ГУЛАГа В. Ефимова вышивала картины. Пять ее копий с русских классиков (Левитана, Куинджи, Поленова и др.) были с выставки в Магадане подарены вице-президенту США Уоллесу.

В больничном бараке отекший от сердечной болезни М. Соколов создал свои крохотные (со спичечный коробок) работы, которые он посылал друзьям. Для написания пейзажей он использовал зубной порошок, акрихин, красный стрептоцид.

Осужденный Р. Залялетдинов за шесть лет пребывания в казанской колонии строгого режима написал 800 этюдов и картин. Из неполных 33 лет едва ли не половину он провел за решеткой. Первый раз был осужден в 18 лет. 

Потом было еще три судимости: последняя – за вооруженный грабеж – тянула на все 15. Дали 7 – по году за каждый фигурируемый в деле эпизод и год как особо опасному преступнику. В колонии бывший ученик Казанского художественного училища преуспел в специфическом искусстве – нанесении татуировок, о которых мечтала вся колония. Однако этим он занимался недолго. Поклонник Левитана, Шишкина, Ван Гога, импрессионистов и современных карикатуристов, Роман нашел себя в дружеских шаржах, зарисовках о жизни и быте людей в неволе, в которых отразилось его доскональное знание тюремной темы.

Огромное количество работ свидетельствует о поразительном трудолюбии их автора. Он щедро раздаривал свои произведения колонистам и родственникам, часть продавал по чисто символической цене. Залялетдинов шутил: «Мне грех жаловаться. Я, конечно, не Ван Гог, но и мои картины здесь пользуются спросом. Их берут и даже платят, пусть хоть харчами».

На его письменном столе в небольшой комнатке, примыкающей к библиотеке, много книг по истории живописи и искусства, древнеиндийские философские трактаты, произведения Бунина, Горького, Пушкина, Чехова, Толстого, под стеклом – портрет Ван Гога. Осужденный говорил, что не знает, как дальше сложится его судьба, но картины писать не бросит.

В последние годы окончательно сформировались следующие направления проявления творческих способностей осужденных: художественное (рисунки, эскизы, портреты, карты, скульптура, копирование); литературное (стихи, высказывания, анекдоты, рассказы, песни); «сувенирное» (поделки из дерева, оргстекла, пластилина, металла).

Артистические способности осужденных ярко проявляются при постановке различных театральных представлений. Например, в 1922 г. было поставлено около четырех тысяч спектаклей, а в 70-х годах – в несколько раз больше, при этом осужденные ежедневно просматривают телевизионные передачи (М.Г. Детков, 1992). 

Специфическими видами творчества являются средства криминального общения осужденных: жаргон, «ручная феня», татуировки, блатная музыка и др. Письма также являются элементом творчества, поскольку осужденные обдумывают и взвешивают каждое слово. Несмотря на тяжесть осознания того, что цензура узнает о семейных отношениях и даже о переживаниях интимного характера, письма несут в себе радость. Нередко их пишут в стихотворной форме, ибо тюрьма превращает некоторых осужденных в поэтов.

Тюремная традиция написания тетрадей со стихами, высказываниями, песнями, рассказами является как бы мотивом для приобщения к тюремной субкультуре.

Творчество осужденных эмоционально окрашено, что помогает им сублимировать свои душевные переживания.

Контент-анализ продуктов творчества осужденных свидетельствует о том, что в нем наибольшее выражение находят следующие темы: любовь, романтика, мечты, отношение к матери, своему прошлому, тюремная жизнь.

Особо следует сказать о тюремных песнях. Арестантская песня, пишет Н.М. Ядринцев, отличается от народных песен своим складом.

Любимой в острогах песней была «Собачка», или «Последний день» (переделка прощальной песни Ч. Гарольда, российский тюремный вариант). 

Ах, в той стране, стране родной,
В которой я рожден,
Терпеть мученья без вины
Навеки осужден.
Последний день красы моей
Украсит белый свет.
Увижу море, небеса,
А родины уж нет.
Отцовский дом покинул я,
Травою зарастет,
Собачка верная моя
Завоет у ворот.
На крыше филин прокричит,
Раздастся по лесам
Заноет сердце, загрустит,
Меня не будет там.
 

Иногда в песнях прослеживается юмористическое отношение к преступлению. Например: 

Уж как было в Городце,
В самом улицы конце,
Как ни думать, ни гадать,
Убил сын родную мать.
Не святым убил он духом,
А простым ее обухом.
 

Далее описывается, как убийца стащил труп в полынью, привязал камень и «бранным словом прикрепил», затер кровавые пятна чернилами, сломал сундуки, купил ведро вина и пригласил приятелей кутить (См.: Гартфельд К. Песни каторги//Голос Москвы. 1908.).

Воровская песня представляет собой рассказ преступника о своих «подвигах», чаще всего ведущийся от первого лица. В ней он обвиняет в своих бедах и несчастьях других, но не себя. Например: 

Я вор-чародей, сын преступного мира. 

Или: 

Старушку божию зарезал,
Сломал я тысячу замков,
Вот громила я каков!
 

Или: 

Мы со Пскова два громилы. 

Следует отметить своеобразную официальную воровскую поэзию, которая рекламировалась властями как творчество «перекованных» преступников. В 30-х годах при попечительстве НКВД издавались сборники такой поэзии. Например: 

... Я первый песнью и горячей речью
Воров и проституток славлю труд.
... Что сталось с ним? Он на пути
К прекрасной жизни. Мрачный тигр
Сумел от крови отойти,
Шофером стать на стройке знатным.
 

Значение стихов и песен для осужденных различно: одни находят в них успокоение, забываются на время, другие выражают в них чувство обиды, одиночества, несправедливости. Большое место в альбомах и дневниках осужденных занимает воровской (тюремный) фольклор.

Существует много песен о любви к матере, женщине. Нередко в них осужденный просит прощения у матери, раскаивается во зле, причиненном ей, просит прощения и обещает не приносить больше неприятностей и горя. Среди стихов и песен в дневниках немало связанных с воспоминаниями о прошлой жизни на свободе: это различного рода баллады драматического характера, в которых в качестве героев выступают люди, виновные, по мнению преступника, в его несчастной судьбе.

Во многих произведениях осужденных присутствуют фантазии, связанные с побегом.

Таким образом, различные способности осужденных часто имеют криминальную направленность. Вместе с тем развитие позитивных способностей осужденных путем организации индивидуальной трудовой деятельности (техническое творчество, изобретательство), художественной самодеятельности (создание инструментальных оркестров, самодеятельных театров), спортивно-оздоровительных секций (шахматы, игровые виды спорта), литературных кружков пока не стало доминирующим.

Примером применения артистических способностей криминальной направленности может служить организация побегов осужденных. В 1905 г. из московской Бутырской тюрьмы совершил побег В. Забрежнев (Cм.: Забрежнев В.Л. Бутырки в 1905 году и первый удачный побег из них//Каторга и ссылка. 1925. № 4 (17).). Для этого он выбрал время, когда в ожидании суда находился в больнице Бутырской тюрьмы. В. Забрежнев решил выйти из нее под видом следователя. Для реализации плана ему были нужны соответствующее форменное платье, мандат-удостоверение и необходимый для каждого следователя портфель.

Побег осложнялся наличием в палате еще нескольких десятков заключенных, из которых только трое были посвящены в тайну и помогали в исполнении задуманного.

С воли удалось быстро получить судейские пуговицы, петлички, фуражку ведомства юстиции, портфель, поддельный мандат, револьвер. Студенческая тужурка одного из товарищей заключенного была превращена в форму следователя. Под подкладку форменной фуражки, оказавшейся слишком большой, пришлось вложить почти две газеты. Портфель набили газетами.

Улучив минуту, Забрежнев переоделся в ванной комнате, завернулся в плед, чтобы не обратить на себя внимание, и вышел. В отдельной палате одного из товарищей сбрили длинную бороду, распустили усы и вздернули кончиками кверху.

Товарищи отвлекли надзирателя, и новоявленный судебный следователь вышел во двор больницы. Когда он проходил через ворота, два надзирателя внимательно посмотрели на него, но не задержали.

Заметив недоумевающие взгляды встречных, он решил привести в исполнение другой план: пошел к главному зданию, где находились кабинет начальника и канцелярия тюрьмы. У дверей дежурил надзиратель, который водил Забрежнева на прогулки.

Следователь-заключенный спросил надзирателя, не проходил ли в контору тюрьмы товарищ прокурора Виссарионов. Ответ был получен утвердительный. Пришлось войти в контору, но здесь, к счастью, оказались лишь три писца. Забрежнев сел за стол, раскрыл свой портфель, достал папку с делом, потребовал вызвать к нему несуществующего арестанта, заставил письмоводителей перерыть их делопроизводство и решил, что пора уходить. Преодолев еще несколько караулов и рассеяв своим решительным видом сомнения у караула при главном выходе из тюрьмы, заключенный скрылся.

Имеется достаточно много публикаций, в которых описаны аналогичные побеги путем переодевания.

В апреле 1995 г. подследственные В. Носков и А. Максименко из картона, ниток, бумаги и клеящего вещества изготовили в камере изолятора «Крестов» поддельные удостоверения следователей ГУВД: прошили обложки красными нитками, приклеили фотографии, вырезанные из газет, переложили печати с копий приговоров. С поддельными документами они вышли через главный вход «Крестов». Не менее впечатляющим стал побег трех заключенных, приговоренных к пожизненному заключению, из Бутырской тюрьмы в 2001 г.

Изобретательность, жажда свободы позволяют осужденным совершать побеги один фантастичнее другого (Д. Терентьев, 1997). Например, во время строительства Московского университета в начале 50-х годов бывший военный летчик работал на верхних этажах штукатуром. В ветреный день он подтащил к оконному проему огромный лист фанеры, лег на него грудью, вставил руки и ноги в прорубленные топором отверстия и спланировал вниз. На восходящих потоках воздуха он улетел на 30 километров от Москвы. Лист фанеры впоследствии нашли, а самого беглеца – нет.

На Урале в одной из зон дровосек, приговоренный к длительному сроку, приделал деревянный винт к бензопиле «Дружба» и перелетел на ней на 100 метров за проволочные заграждения.

В Тюменской области трое осужденных воспользовались для побега высоковольтной линией. Ночью во время метели они перекинули через провода две деревянные ручки, соединенные толстой проволокой, и прокатились по проводам далеко за охраняемую территорию. Их так и не нашли.

Под Пермью несколько лет назад осужденный атлетического сложения вынес из жилой зоны в рабочую в заплечном мешке низкорослого осужденного. После окончания работы первый спрятался в сарае с готовой продукцией, а второй вернулся в лону. У охраны сомнений не возникло, поскольку количество вошедших равнялось количеству вышедших. Когда сняли охрану, беглец скрылся.

Поражает изобретательность заключенных, которую они проявляют в обыденной жизни: варят чифир в газете, ботинком перепиливают решетку. Чтобы прикурить, используют вату из матрасов и подушек, которую кладут на лампочку и ждут, пока она начнет тлеть. В камерах изготавливают сувениры. Тюремным хитростям обучают вновь прибывших.

Способности осужденных направлены также на постоянное совершенствование жестов как условных средств общения. Один из способов тайного общения – «ручная феня». Благодаря ей у преступников появляется возможность передать информацию при всех, но с тайным содержанием, которое понятно только определенному кругу.

Осужденные отличаются способностью к игре в карты. У воров игра в карты «носит характер своеобразного примитивного культа» (Д.С. Лихачев, 1992).

Наиболее профессиональными картежниками являются игроки-мошенники – «каталы», карточные шулеры. Они делятся на несколько категорий, составляющих иерархическую пирамиду. На ее вершине располагаются «катранщики» – элита шулеров, наделенная по неписаным законам особыми полномочиями. Игра ведется на «катранах» – в местах, надежно скрытых от глаз администрации ИУ. Нередко должностные лица, проигравшие в карты, расплачиваются тем, что сообщают преступникам нужную информацию, достают продукты.

Далее идут «гусары», которые обычно играют хорошо организованными группами, где роли распределены заранее, а все действия доведены до автоматизма. Один из группы ищет жертву и втягивает ее в игру в «подкидного», другие (двое или трое) – присоединяются. Начинается игра в «чечево», «сингапурскую триаду», «олимпийку», «московского дурачка», «копеечку» и др.

Условия игры кажутся простыми и даже наивными. Человеку ничего не угрожает, ведь ставить на кон нужно по копеечке, но разрешается перекрывать на любую сумму. Во время игры один из мошенников («сгонщик») постоянно увеличивает ставки и каждый раз проигрывает. Он создает впечатление о себе как о человеке, по поводу и без повода рискующем. Выигрывает будущая жертва даже при небольших набранных очках. И вот наступает главный момент: мошенник («ковщик») усиленно тасует колоду, подбирая соответствующим образом карты. Будущая жертва набирает 30 очков – сумму, дающую почти наивысший шанс выиграть. Ставки увеличиваются. Когда потерпевший выставит на кон последние деньги, вскрывают карты, и оказывается, что у того, кто банковал, 31 очко. Эта комедия длится не более 25-30 минут. Затем начинается трагедия. Если проигравший просит вернуть деньги, поскольку ему не на что жить, то иногда ему возвращают небольшую сумму, лишь бы он не заявлял администрации (В. Шаламов, 1989).

Тюремные способности осужденных ярко проявляются в изготовлении удивительных по кропотливости и тщательной художественной разрисовке карт. По ним можно проследить историю развития тюремного искусства. Первые карты были очень простыми: масть изображалась одним очком в углу карты, а ее достоинство – цифрой, соответствующей числу очков. На картах, где должны быть фигуры, эти цифры (король – 4, дама – 3, валет – 2) окружали особым венчиком. Более совершенными являются карты, на которых изображены вместо фигур очки, а не цифры. В качестве примера можно привести карты сибирских тюрем – челдонки: на проклеенных листах бумаги черные масти рисовали сажей, а красные – тертым разведенным кирпичом или кровью. В этнографическом отделе Национального музея Будапешта хранится коллекция карт, отобранная в 1870 г. у игроков-арестантов. Заключенные набрали на тюремном дворе клочки бумаги, склеили их и раскрасили фигуры и очки своей кровью.

Особенно популярны в местах заключения так называемые «стирки». Колоды составляются из обыкновенных карт, а при недостаче некоторых из них стирают или подрисовывают очки на лишних экземплярах. На самодельных картах изготовление рубашки требует большей тщательности, чем изображение фигуры, поскольку даже едва уловимый «крап» может обеспечить шулерам выигрыш. В московской Таганской тюрьме была изготовлена колода карт с тождественными рубашками: каждая карта изображалась на отдельной картине-фотографии бывшей царской семьи (из нее вырезались одни и те же части), которая наклеивалась на печатавшиеся в этой тюрьме отрывные календари издания Сытина. Для упрощения разрисовки рубашки ее полностью закрашивали краской одного цвета.

Карты нередко поражают талантливостью своего исполнения: в одной колоде короли и валеты – карикатуры на русских политических деятелей, в другой – короли – карикатуры на Николая II, Вильгельма П. Только однообразие тюремной жизни и борьба с ней могли породить удивительно кропотливую, тщательную разрисовку карт. Некоторые художники-арестанты заменяют каждую масть особым рисунком, например, обычные очки изображают бабочками, жучками, попугайчиками, цветками, при этом их число соответствует очкам.

 

12.3. Особенности диагностики и развития способностей осужденных

Психолог исправительного учреждения должен уметь оценивать способности осужденных в процессе адаптации к видам труда, обучения, при консультации по профессии, после освобождения. Это может помочь развить их в нужном направлении.

Оценка способностей осужденных начинается с целенаправленного изучения, которое предполагает выяснение того, к чему проявляет склонность осужденный, насколько он легко и быстро приобретает нужные знания, умения и навыки, по каким причинам проявляет склонность к той или иной деятельности и как ее проявление зависит от возможностей данного ИУ.

Когда человека называют неспособным, то имеют в виду наличие у него таких индивидуально-психологических особенностей, которые отрицательно сказываются на данной деятельности. Так, неорганизованный, рассеянный и легкомысленный человек вряд ли сможет заниматься работой, требующей точности движений, внимательности и собранности. Неспособность человека к той или иной деятельности может быть связана с различными психологическими свойствами личности, например, чрезмерной неловкостью, непредусмотрительностью, излишней медлительностью или, наоборот, большой подвижностью.

Неспособность осужденного к определенной работе нельзя путать с недостаточным уровнем подготовленности к ней. Неподготовленность выражается в степени соответствия объема и качества знаний, умений и навыков официально принятым нормативам.

Способность оказывает непосредственное влияние на уровень подготовленности и является по сравнению с ним более статичным и устойчивым фактором. У некоторых осужденных отмечается патологическое снижение способностей в связи с олигофренией.

При выполнении той или иной деятельности осужденные могут совершать ошибочные действия. Каждое из них может быть оценено по степени выраженности (отклонения от установленных или принятых нормативов), стойкости, грубости, связи с другими ошибочными действиями.

При учете ошибочных действий осужденных в процессе труда или обучения следует исходить из обстановки, в которой протекала их деятельность, а также из того, как они относятся к своим ошибочным действиям, как оценивают их окружающие.

Причинами ошибочных действий осужденных могут быть: недостаточный уровень диагностики; слабые способности; недисциплинированность, нерадивость, разболтанность; подверженность влиянию отрицательно настроенной части осужденных; негативное отношение к учебе и работе (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, 1975).

Таким образом, способности сами по себе еще не гарантируют того, что осужденные могут достаточно эффективно учиться и работать. Большое значение имеют осуществление контроля за трудом и учебой осужденных со стороны администрации, создание условий для проявления их позитивных способностей.

Ресоциализация осужденных в местах лишения свободы, наряду с развитием технических, умственных, художественных способностей, включает в себя формирование нравственных качеств и правосознания, которые свидетельствовали бы об их способности к общественно полезной деятельности, то есть у осужденных должны быть сформированы правоправные способности.

Под нравственными и правоправными способностями понимают комплекс моральных качеств и уровень развития правосознания (правоправных чувств, привычек, убеждений), которые определяют полезные для общества поступки личности и препятствуют совершению ею противоправных действий и поступков. Уровень нравственных и правоправных способностей сотрудник ИУ может оценить по пятибалльной шкале (К.К. Платонов, 1985).

Уровень нравственных способностей:

5 – высокий уровень нравственного сознания и поступков, активное противодействие нарушениям нравственных норм другими;

4 – нравственное отношение к людям, но пассивное отношение к нарушению нравственных норм другими;

3 – редкие и нерезко выраженные поступки, в которых проявляются отступления от норм под влиянием внешних обстоятельств;

2 – частые отклонения от нравственных норм или хотя и мелкие, но частые хулиганские поступки;

1 – систематические мелкие хулиганские поступки или отклонения от нравственных норм, обосновывающиеся соответствующим мировоззрением.

Уровень правоправных способностей:

5 – высокий уровень правосознания и активное противодействие нарушению любых правовых норм в любых условиях;

4 – высокий уровень правосознания, но пассивное отношение к нарушителям правовых норм;

3 – возможность случайного соучастия в преступлениях;

2 – возможность совершения преступления под влиянием окружающих или неблагоприятно сложившихся обстоятельств;

1 – внутренняя тяга к повторным преступлениям, обосновывающаяся соответствующим мировоззрением.

Об уровне нравственных и правоправных способностей осужденных можно судить по их действиям и поступкам. Так, для формирования нравственных и правоправных способностей в исправительных учреждениях Вологодской области были разработаны памятки должностным лицам из числа осужденных. Осужденному – ответственному дежурному по отряду вменялось в обязанности:

– следить за соблюдением осужденными установленного в учреждении внутреннего порядка и правил поведения;

– пресекать всякие попытки передвижения вне строя, когда это не предусмотрено распорядком;

– строго следить за нахождением осужденных на своих спальных местах после отбоя;

– вести учет всех нарушений и положительных поступков, совершенных осужденными;

– не допускать пребывания в общежитии осужденных из других отрядов;

– обо всех происшествиях и нарушениях режима немедленно докладывать начальнику отряда, дежурному помощнику начальника учреждения и инспектору службы безопасности (См.: Создание и укрепление коллективов осужденных и использование их в воспитательном процессе в исправительно-трудовых учреждениях Вологодской области. – Вологда, 1975. С. 195-197.).

А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков так определяют задачи, которые стоят перед сотрудниками (особенно психологами) в плане изучения и развития способностей осужденных:

а) диагностика профессиональных способностей в целях профессиональной ориентации, обучения и отбора;

б) переключение способностей, имеющих антисоциальную направленность, на социально полезную деятельность.

Проведенное нами исследование показывает, что у многих осужденных не выражены правоправные способности. Согласно данным опроса, каждый второй осужденный считает, что преступление может совершить любой, каждый третий связывает его с разными обстоятельствами и только каждый восьмой – с преднамеренным нарушением закона.

Конечно, в ответах респондентов можно увидеть психологическую защиту, попытку самооправдания тем, что и другие при определенных обстоятельствах также могут совершить преступления, но не все попадаются.

Правовое воспитание осужденных в исправительных учреждениях представляет собой формирование правосознания, которое включает в себя знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения.

Правовое воспитание осужденных предусматривает: организацию и проведение работы по разъяснению правил поведения; принятие мер по предупреждению конфликтов; выявление причин и условий совершения правонарушений; организацию и проведение на этой основе профилактической работы по склонению к явке с повинной, досрочному возмещению материального ущерба, причиненного совершенным преступлением; проведение занятий по основам правовых знаний. 

Ключевые термины и понятия 

Способности; виды способностей; склонности; структура, уровни способностей осужденных; граффити; художественное, литературное, «сувенирное» творчество; артистические, криминальные способности; тюремное творчество; нравственные, противоправные способности. 

Психологическое самообразование 

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Попытайтесь доказать или опровергнуть следующие положения, связанные с психологией способностей:

– способности – это одна из существенных характеристик человека, которая раскрывает продуктивность его деятельности;

– способности существуют только в развитии. Человек рождается с задатками, а не со способностями;

– способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а их формирование и развитие происходит в условиях обучения и воспитания;

– самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов человека в процессе деятельности;

– развитие и формирование способностей могут протекать успешно тогда, когда личность гармонично развивается, а развитие способностей не подавляет развитие других свойств личности;

– способности – не самоцель. Главная задача воспитания – позитивное формирование в каждом человеке всесторонних способностей;

– способности есть знания, умения и навыки. Ответ обоснуйте.

2. М.Н. Гернет, П.И. Карпов, В.Ф. Пирожков выделяют различные направления асоциальных и криминальных способностей у осужденных. Перечислите их и укажите причины, обусловливающие отрицательную направленность способностей. Какое влияние на развитие способностей осужденных оказывает тюремная жизнь? Ответ подтвердите примерами.

3. Почему пенитенциарные психологи считают, что в целях позитивной ресоциализации осужденных в условиях лишения свободы необходимо развивать их способности в деятельности: труде, обучении, участии в различных видах самодеятельности?

4. Попытайтесь определить, как психолог исправительного учреждения работает с различными категориями сотрудников в целях изучения способностей осужденных:

а) с сотрудниками воспитательной службы;

б) с сотрудниками производственной службы;

в) с учителями школы, преподавателями профессионального училища;

г) с сотрудниками службы безопасности учреждения и др. 

Рекомендуемая литература 

Еашкатов И.П., Фииула М.Н. Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в ВТК. – М., 1984.

Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. 2-е изд. – Харьков, 1930.

Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. – М., 1975.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

Карпов П.И. Творчество заключенных. – М., 1929.

Пирожков Б.Ф. Криминальная психология. – М., 2000.

Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. – М., 1992.

Терентьев Д. Зеки на пути к свободе//Вне закона. 1997. № 5.

Тихонова В. Искусство ГУЛАГа (творчество в лагерях и ссылках)//Огонек. 1991. № 57.

Энциклопедия юридической психологии/Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2003.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница