Учебная литература по юридической психологии
ОСНОВЫ ПРОФАЙЛИНГА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, ВЫНАШИВАЮЩИХ ПРЕСТУПНЫЕ ЗАМЫСЛЫ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕУчебно-методическое пособие
Санкт-Петербург, 2012
Глава 2. Основы этнокультуральной психологии
4. Этносоциальные установки
Этническое в личности — это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время, в данной этносоциальной среде. Этническая установка призвана регулировать способ социального существования (бытия) человека, поскольку этническая общность является одним из видов социальных общностей.
В социальной психологии хорошо известно, что любая социальная установка включает в себя три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эта триада представляет собой целостную систему.
Этносоциальные установки формируют стереотипы чувствования, стереотипы поведенческих реакций, стереотипы познания окружающих людей. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает сложившиеся там ранее этносоциальные установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии со своим и чужими этносами. Оценивать этнические установки как плохие или хорошие неправомерно. Они существуют в реальности длительное время и способствуют выживанию этносов в окружающем этническом и социальном мире.
Гипотетически можно выделить четыре варианта базовых этнических установок:
поведенческие реакции, дозволенные в своей, но не дозволенные в чужой этнической общности;
поведенческие реакции, дозволенные и в своей и в чужой этнической среде;
поведенческие реакции, не дозволенные ни в своей, ни в чужой этнической среде;
поведенческие реакции, не дозволенные в своей, но дозволенные в чужой этнической среде
Наиболее ярко этнические установки проявляются в невербальных формах общения (позы, движения, жесты, мимика, дистанция, интонации и пр.), типичных для различных этнических групп.
Базовые этнические установки создают предпосылки для формирования более сложной диспозиционной системы.
Этнические установки на восприятие своего и других народов основываются не только на знании традиций этих народов, в которых наиболее ярко представлены стереотипы поведения, и истории межнациональных отношений, в которой проявляются стереотипы восприятия друг друга, — в них обязательно содержатся эмоциональный и оценочный компоненты. То, что в отношении собственного народа называется экономностью, применительно к другому народу может именоваться скупостью.
Одно и то же поведение в зависимости от отношения к его субъекту может интерпретироваться полярно: «наглость — внимательность», «безответственность — очень большая занятость», «небрежность — творческое отношение к делу».
Таким образом, этнические установки формируют:
этнические стереотипы восприятия друг друга;
этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга;
этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов.
Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно— и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка. Поступать подобным образом принято, стереотипизировано.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать ряд выводов о системе этнических диспозиций:
1. Этническое в личности — это целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде.
2. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение.
3. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями.
4. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств у представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы их поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия.
5. Представители разных этносов различаются не набором личностных качеств, а спецификой базовых этнических установок на приемлемость, либо неприемлемость того или иного стереотипа поведения в своей и чужой этнических общностях.