Сайт Юридическая психология
Учебная литература по юридической психологии

 
Статный В.М., Юренкова В.А., Бухаров Н.Н. и др.
ОСНОВЫ ПРОФАЙЛИНГА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, ВЫНАШИВАЮЩИХ ПРЕСТУПНЫЕ ЗАМЫСЛЫ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург, 2012

 

Глава 2. Основы этнокультуральной психологии


6. Психологическая культура этноса

Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными:

  1. культура как результат материальной и духовной деятельности людей;

  2. культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности.

Психологическая культура — это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики. Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум. Соответственно психологическая культура этноса — это характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирования и развития психики.

Психологическая культура включает в себя осознание существования психики и ее регулирующей роли в деятельности, поведении и во всех проявлениях активности личности. Психологическая культура личности формируется при достаточно развитом уровне сознания и самосознания, но не тождественна самосознанию личности, хотя это связанные и пересекающиеся понятия. В самосознание входят представления не только о собственной психике и ее особенностях, но и о ролях, статусе личности и многих других характеристиках человека: социальных, демографических, физических и пр. В психологическую культуру личности также входят представления не только о собственной психике, но и о психике вообще, о психических особенностях своего этноса и людей из близкого окружения.

Что касается психологической культуры этноса, то она в основном определяется обыденными представлениями о психике. Успешность внедрения научных психологических знаний зависит не только от наличного уровня психологической компетентности людей, которым адресованы знания, не только от потребности и готовности воспринять предлагаемые психологические подходы, методы, приемы, но и от состояния психологической культуры как общества в целом, так и тех групп, к которым они обращены. Эффективное внедрение психологических разработок возможно на основе учета и изучения состояния, уровня психологической культуры, отдельных ее характеристик. Освоение любой технологии обычно происходит путем замены или модификации старой. Как и в любой другой сфере жизни «новое» здесь сталкивается с противодействием привычного, испытанного, просто давно знакомого.

Психологическая культура представляет собой предмет психокульторологии — междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмоций; психологическая культура познания и интеллекта; психологическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности. Главным предметом психокультурологических исследований должно быть описание и объяснение форм использования представлений о психике (донаучных и научных), способов ее практического изучения, регулирования и развития. Такое описание не обязательно происходит в психологических терминах. Более того, определенные виды воздействий вообще могут не относиться к сфере психики. Разумеется, и познание, и регулирование, и развитие психики — все, что входит в сферу психологической культуры, детерминировано не только психологическими факторами и не может быть объяснено с помощью одних психологических закономерностей. Познание, регулирование и развитие психики невозможны лишь на основе психологических подходов и методов. Необходим учет и использование социальных, биологических, этнологических, антропологических и многих других законов, подходов и методов.

Рассмотрим основные компоненты психологической культуры.

Презентативный компонент образован комплексом представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования и стереотипами восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, в том числе индивидуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях. Презентативный компонент является одной из важнейших составляющих этнической картины мира, существующей в данной этнической общности, — целостного представления о мире и способах поведения, учитывающего различные силы этого мира (природные, социальные, сверхъестественные). В качестве составляющих презентативного компонента могут быть рассмотрены:

а) представления о психике вообще, о ее универсалиях, природе, половых и возрастных различиях;

б) представления о групповых особенностях психики: этнических, профессиональных, свойственных референтной группе и т. д.;

в) представления о собственной психической индивидуальности.

Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.

Регулятивный компонент включает в себя способы контроля за психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья. Регулятивный компонент психологической культуры этноса представлен эталонами и нормами, которым придается статус обязательных. Отклонение от норм контролируется с разной степенью жесткости. Это в первую очередь относится к эталонам психологической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего к тому или иному этносу, складываются собственные эталоны психологической культуры, культуральные установки. Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этносе, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей.

Формирующий компонент образован целями, принципами и методами развития психики, традициями ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны. Они исторически и этнически обусловлены. Каждый этнос имеет свои доминанты в этом компоненте психологической культуры, например, европейские этносы — интеллектуальное развитие, Индия, Китай, Япония — совершенствование саморегуляции, арабский Восток — коммуникативная компетентность, искусство общения, Древняя Греция — гармонизация психики в целом.

Психологическая культура этноса неоднородна, в ней обычно можно выделить различные психологические субкультуры. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. И каждой этнической психологической культуре видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом. Социокультурные факторы могут оказать и искажающее влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых — механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения — следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь — Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.

В заключение приведем основные для изложенного материала выводы.

1. Психологическая культура каждого этноса является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов.

2. Истоки психологической культуры этноса — в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах.

3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий.

4. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание.

В заключении необходимо отметить следующее, исторически сложилось так, что Россия является многонациональной страной. Каждый ее гражданин постоянно находится в том или ином поликультурном пространстве в ходе семейно-бытовой, общественной, учебной, профессиональной, служебной деятельности. Включаясь в полиэтнические составы различных социальных институтов, таких как семья, образование и т.д., важно уметь взаимодействовать с представителями разных национальных культур. Разные специалисты связывали с особенностями межэтнических отношений различные аспекты этнической идентичности, но через все эти исследования красной нитью проходит идея о том, что негативная этническая идентичность не может быть связана с гармоничными и толерантными межэтническими отношениями.


Контрольные вопросы:

1. Дайте определение социализации и индивидуализации.

2. Из чего складывается индивидуализация личности?

3. Что является основными путями формирования личности?

4. Дайте определение персонификации и этнической идентификации.

5. Дайте определение этническому стереотипу, охарактеризуйте четыре основных параметра этнического стереотипа.

6. Назовите четыре варианта базовых этнических установок.

7. Охарактеризуйте основные компоненты психологической культуры.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница



НАВЕРХ