Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии

 
Лепёшкин Н.Я., Василин В.Г., Обирин А.И., Талынёв В.Е.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРОРИЗМА И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Учебно-методическое пособие.Хабаровск, 2008.
 

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ

Глава 3. МАССОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА


3. Социальная психология толпы

Феномен ТОЛПЫ привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе. Представление о толпе обычно рождается из личного опыта человека. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Термин «толпа» вошел в психологию в период мощного революционного подъема масс в конце ХIХ – начале ХХ века. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. Образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю» [83]. В современных условиях толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

- многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);

- высокая контактность, т.е. каждый человек, находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в его персональное пространство;

- эмоциональная возбужденность (типичными психическими состояниями такой группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т.п.);

- неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

- отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т.п.).

Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств являются циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Толпой как субъектом массовых форм стихийного поведения чаще всего становится:

- публика, т.е. большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

- совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие – ситуативный. Первые включают любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния. При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы может сыграть все, что угодно – от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха. Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа): последствия террористических актов; стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары); общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т.д.); массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т.п.); политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста); места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др.

Помимо долговременных и  ситуативных условий, порождающих толпу, необходимо иметь в виду еще один очень важный фактор – уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм правопорядка и превращения толпы с выступлениями протеста в массовые беспорядки. Учитывая это, можно вывести общую формулу: степень вероятности массовых беспорядков равна соотношению степени обостренности социально-экономических проблем к уровню развития политической культуры.

Но толпа не всегда возникает только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Модным проявлением толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка. Участники толпы могут использовать в качестве способа психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и др.

Что касается механизмов развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности, в силу биологических факторов (эпидемии) или природных стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно. Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации – газеты, радио, телевидение и кино. В любом обществе, наряду с системами официальной коммуникации, действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации – разговоры,  сплетни, толки, слухи переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. Важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи. Поэтому в сознании индивида укрепляется интерпретация его соседей, друзей, родственников, попутчиков в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, понимается и поддерживается собеседником, ибо он испытывает те же чувства. Это и есть первое условие для подготовки массового стихийного поведения.

Основное средство психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы – слово. Причем это экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик: «Наших бьют». Одним из важных методов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников является внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами). Внушение всегда вербализовано. Оно – сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. Другим методом воздействия служит психическое заражение, которое представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенными психическим состояниям, возникающим в толпе в результате использования неречевых и речевых средств общения. Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по всей длине эмоциональной шкалы – как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии. В связи с тем, что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и будоражат группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы. При этом существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т.д.

Функции, аналогичные внушению, выполняют разъяснение и убеждение. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, без доказательств и логики. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования убедить личность, принимающую информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. При анализе различных методов психологического воздействия на эмоциональное состояние людей, следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. Подражание также является одним из методов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение человека или психическое состояние толпы не только принимаются, но и воспроизводятся, тиражируется.

Основные этапы формирования толпы:

Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание и рождает интерес (точнее, в самом начале – любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Процесс кружения. Второй этап начинается, когда чувства человека еще больше обостряются, и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового объекта внимания. Процесс кружения подготавливает третий этап формирования толпы. Этот этап – появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общим объектом интереса было возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ – результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и является объектом совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта - фактор, сплачивающий толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулированием через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям.

На поведение толпы особо сильно влияют следующие факторы.

Суеверие – упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Суеверие, как правило, проявляется на поведенческом уровне, обычно в обрядовых формах – ношение талисманов, татуировка, магические жесты или действия. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Суеверию подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. Исключительная устойчивость суеверий психологически объясняется тем фактом, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности – вытесняются из сознания. По большей части суеверие основано на страхе, и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия – разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств человека. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия – своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии – незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда оно проявляется в толпе.

Предрассудок – установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до выяснения истинного положения вещей. Почву для предрассудков создают неравный статус людей, религия, фаворитизм, конформизм и институциональная поддержка. В предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающие это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву – без этого они не вызывали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

Психологи отмечают ряд социально-психологических особенностей толпы, которые свойственны всей социально-психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах: когнитивной; эмоционально-волевой; темпераментальной; морально-нравственной.

В когнитивной сфере толпа проявляет следующие особенности своей психологии.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и                  импульсивность. Если  даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым импульсам, то толпа живет исключительно чувством. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд.

Способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком, не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собой лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.

Некоторые особенности мышления толпы следует выделить особо.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативной, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

Внушаемость. З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом [143]. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы – это ее восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе является иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и с готовностью жертвовать собой ради своего идола. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обуславливается ее легковерием.

Заражаемость. Психическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Путем заражения в толпе распространяются мнения и верования.

Для эмоционально-волевой сферы толпы также характерны многочисленные психологические особенности.

Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. Они заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, в зависимости от обстоятельств (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. В толпе преувеличение чувства обуславливается тем, что оно, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скоплениям людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Каким бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, их характерная черта – односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний. В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, – это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

Особенность толпы состоит в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против» «них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует групповой «нарциссизм» – «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта – одна из форм слабости.

Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

В темпераментальной сферепсихологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности.

Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи – характерный признак толпы.

Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны. Этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы – ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.

В морально-нравственной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.

Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.

Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания.

В толпе индивид приобретает ряд специфических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие психологические черты.

Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе – это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствуют анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать без ущерба для собственной безопасности помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе [83].

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время в толпе, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе – здесь понятия о невозможности не существует.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности, вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обуславливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия и поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении – в обычной жизни он, скорее всего, был культурным человеком, в толпе же – варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

Рассматривая структурные параметры толпы, следует обратить внимание на один специфический феномен, который называют географией толпы (форма, величина и плотность). В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр, или ядро, и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает форму этих пространств, например большие скопления людей на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т.д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины – есть специальная и практически важная задача, которая решается подготовленными специалистами. При этом, как установили американские исследователи, оценка размеров толпы «на глаз» полицией, как правило, преувеличивается в 2, 3 и даже в 20 раз. Это подтверждают и отечественные данные: оценки количества участников митингов и демонстраций наблюдателями от разных политических объединений значительно отличаются. Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего         величину определяют те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе. Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м, поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотосъемки или специальными приборами.

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав). Ролевую структуру участников преднамеренно формируемой толпы образуют:

1) организаторы массовых эксцессов – лица, которые заранее «проигрывают» и планируют эксцессы. Затем ими выбираются удобное время и повод для создания эксцессов;

2) зачинщики – это лица, развертывающие активную подстрекательную деятельность, направляющие действия участников, распределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т.п. Зачинщиками могут быть и организаторы, и подстрекатели из числа тех, кто претендует на завоевание лидирующего положения;

3) активные участники – лица, составляющие «ядро» эксцессов. Они образуют самую опасную (ударную) группу;

4) конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву. Среди таких личностей немало психопатических лиц, наркоманов и т.п.;

5) добросовестно заблуждающиеся, то есть те, кто становится участником эксцесса, во-первых, из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки; во-вторых, из-за ложно понимаемого принципа справедливости; в-третьих, под влиянием слухов;

6) эмоционально неустойчивые – лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; внушаемые, легко заражаемые общим настроением, без сопротивления, отдающие себя во власть групповым явлениям;

7) любопытствующие – те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников толпы;

8) примкнувшие – люди, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей, из-за боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе.

Несколько проще выявляется структура толпы по половозрастным признакам, сложнее – по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий (если нет непосредственно указывающих на это признаков). Наиболее сложно выявлять структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т.д. Однако именно последнее практически наиболее необходимо, так как позволяет заранее выявлять толпы с неоднозначными ценностями. Это является предпосылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соответствующей профилактики – разведения антагонистически настроенных частей толпы.

Всякая толпа, как уже говорилось, имеет определенный уровень активности, который оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует о ее активности.

Как и любое социально-психологическое явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Различные виды толпы выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют или какие новые специфические признаки у них появляются. По степени активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивные (спокойные) толпы отличаются, прежде всего, отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, люди, рассматривающие на площади исторические культурные памятники, или так называемые транспортные толпы, образующиеся в метро или рядом с вокзалами).

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т.д. При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т.е. активные и внутренне, и внешне.

Действующая агрессивная толпа – понятие собирательное. В одних случаях ее образуют группы, осуществляющие погромы, поджоги, убийства (не в политических целях, а в результате проявления недовольства). Как правило, к таким группам относятся болельщики, члены враждующих группировок и прочие общности, осуществляющие массовые антиобщественные действия. В других случаях она возникает за счет участников социального протеста.

Чтобы толпа перешла из простого состояния в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. Обычно превращение безобидной толпы в агрессивно действующую, крушащую все на своем пути массу проходит ряд этапов:

1) появление сборища, вызванного возбуждающими поводом и условиями;

2) превращение сборища в возбужденную группу людей, охваченную процессами кружения и нагнетания эмоций;

3) появление ложных объяснений причин произошедшего события и требований что-то предпринять;

4) увеличение численности группы присоединением к ней прохожих, жильцов близлежащих домов и др.;

5) появление адресности своих претензий, определение «виновников» произошедшего и аккумулирование своего эмоционального запала на них;

6) доведение возмущения и требований (принять меры, наказать виновных, привести виновных) до крайности с превращением толпы в готовую к агрессивным действиям и угрожающую ими;

7) превращение толпы в агрессивно действующую.

Главная особенность агрессивной толпы – это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах, во дворцах спорта. Действующая агрессивная толпа отличается не только высшей степенью эмоционального возбуждения, но и особо тяжким характером противоправного поведения. Наибольший вред наносит поведение действующей агрессивной толпы в тех случаях, когда оно приобретает характер массовых беспорядков (групповых эксцессов), направленных на нанесение страдания, физического или психологического вреда или ущерба, либо даже на уничтожение других людей или общностей. Это тоже террор, только с другой стороны: террор массы, подчас направленный против тех террористов, которые  вызвали страх, ужас и панику. Психологически за агрессией – разрушительным поведением стоит внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, в основе которого лежат гнев и раздражение, возникающие как реакция на фрустрацию, на переживание непреодолимости неожиданных барьеров или недоступность чего-то желанного. Такое состояние может возникать как реакция на ту фрустрацию, которую вызывает теракт.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

1. Случайная окказиональная толпа (от англ. ocаssion – случай) – это собрание преследующих сиюминутные цели людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и то же явление, к примеру: «зеваки», наблюдающие транспортное происшествие. Здесь доминирующая эмоция - любопытство.

2. Конвенциональная толпа (от англ. convention – условность) состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а по поводу заранее объявленного события: петушиного боя, митинга, концерта рок-группы, футбольного матча и т.д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качество конвенциональной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

3. Экспрессивная толпа (от англ. expression – выражение) – это совокупность людей, которые  собрались вместе для получения морального удовлетворения. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика – ритмичность выражения той или иной эмоции: радость, энтузиазм,    протест и т.д. Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциональной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Экстремальной формой экспрессивной толпы является экстатическая толпа (от англ. ecstasy). Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться и т.д.

Все три вида толпы (случайная, конвенциональная и экспрессивная толпа со своим подвидом – экстатической толпой) относятся к пассивным.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические. У них много общих характеристик: сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха; низкий уровень осознания своих действий; некритичное отношение к обстановке и т.д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т.п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т.п.) Однако между ними есть и различия. Панические толпы отличаются от спасающихся, прежде всего, более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно. Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют достаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская. Она вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых учреждений и т.д.). Иногда ее называют мародерской, которая представляет собой скопление чрезвычайно активно действующих людей, нацеленных на захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате стихийных бедствий – землетрясений, наводнениях, крупных пожаров, техногенных катастроф, терактов и т.п. Толпы также могут быть демонстрирующими, т.е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы.

Следует обратить особое внимание на то, что приведенная классификация достаточно условна.

В практическом плане важнейшее свойство толпы – превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко и быстро   превращаться из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения происходят спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но бывают спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости по большей части основаны приемы управления и манипуляции толпой с теми или иными целями.

Жизненная практика показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой – могут вызвать, не желая того, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления массой людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы. Толпа и ее паническое состояние составляют общественную проблему. С толпой приходится иметь дело, прежде всего, правоохранительным органам и спецслужбам.



Предыдущая страница Содержание Следующая страница