Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Классики юридической психологии


 
Дуглас Дж., Мунн К.
АНАЛИЗ МЕСТА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:
Modus Operandi, сигнатура и инсценировка. FBI Law Enforcenent Bulletin, 1992, vol. 62, № 2.
 


СИГНАТУРА


Совершающий многократные насильственные преступления оставляет другой элемент преступного поведения, называемый "визитная карточка" или сигнатура. Это уникальное и неотъемлемое поведение преступника происходит вне его осознанных действий.

Нередко воображение толкает преступников на насильственные злодеяния. Так как они постоянно думают об этом, фантазируют, рано или поздно возникает потребность в воплощении своих насильственных мыслей в реальность. Когда же они наконец совершают преступление, в каждом из них остается уникальная, характерная черта или ритуал, основанный на этих фантазиях. Надо принять к сведению, что совершая преступление, НС не всегда способен удовлетворить свои потребности, и это неудовлетворение он вынужден компенсировать, заходя за грань обычных действий, исполняя свой ритуал. Именно тогда на местах преступления остаются индивидуализированные "визитные карточки".

Но как же их выявить — эти "визитные карточки" или сигнатуры? В основном это — специфические особенности места преступления или характерные виды проникновения НС во время совершения преступления.

Например, сигнатура насильника обнаруживается в актах доминирования, манипуляции или контролирования в процессе словесных, физических действий или сексуального насилия. Использование ненормативной лексики, вульгарных выражений, также составление текстов, дабы жертва повторяла их вслед за преступником, определяют словесную сигнатуру. Когда преступник сочиняет текст для жертвы, он ожидает от нее особенного ответа типа: "Насколько сильно тебе понравился секс со мной?" или "Скажи, насколько я хорош?".

Чрезмерное использование силы определяет другой тип сигнатуры НС, примером которого служат преступники сексуального поведения, которые могут совершать неоднократные характерные действия на почве сексуальной активности с разными жертвами.

Сигнатура является константной и неизменной чертой каждого преступника и, в отличие от М.О., она никогда не меняется. Но она склонна эволюционировать, как в случае с убийцей сексуально-агрессивной страсти, который по мере совершения преступлений все больше прогрессирует, к примеру — посмертно обезображивая трупы своих жертв. Элементы его личного ритуала развиваются, становятся все более изощренными. Стоит добавить, что сигнатура не всегда проявляется на местах преступлений из-за непредвиденных обстоятельств, таких как неожиданные действия жертвы или вызванная чем-то тревога преступника.

Следователи не всегда бывают в состоянии распознать сигнатуру. В насильственных преступлениях часто оказываются жертвы, принадлежащие к категории "высокого риска", а также серьезной помехой исследования сигнатуры может стать поздняя стадия разложения трупов.


MODUS OPERANDI или СИГНАТУРА?


Ниже приведено несколько вымышленных ситуаций, которые призваны продемонстрировать характерную разницу между М.О. и сигнатурой.

Насильник проникает в дом и берет в заложники женщину и ее мужа. Преступник приказывает мужчине лечь на пол лицом вниз, затем кладет чашку и блюдце на его спину. Объясняет: "Если я услышу, как падает чашка — твоя супруга умрет!". Затем он уносит женщину в другую комнату, где совершает над ней акт сексуального насилия.

Вот другая ситуация:

Насильник проникает в дом, заставляет женщину телефонировать своему мужу и под каким-то предлогом добиться его приезда. Как только муж оказывается дома, насильник привязывает его к стулу и принуждает смотреть, как он совершает половой акт с его женой.

Насильник, использовавший чашку и блюдце, проявляет эффективный М.О. чтобы контролировать мужа. Другой выходит за рамки обычного изнасилования — он удовлетворяет свои фантазии не только посредством секса, но также доминацией и унижением мужа. Его личные потребности обязывают в данном случае проявить свой индивидуальный аспект сигнатуры преступления.

Преступник заставил кассиров раздеться во время ограбления банка в Мичигане. Другой грабитель в Техасе также принуждает кассиров раздеться, при этом он приказывает им принимать сексуальные позы, покуда он будет делает фотографии. Демонстрируют ли оба преступника свою сигнатуру?

Мичиганский грабитель использовал очень эффективный подход, чтобы выиграть больше времени, т.к. кассирам пришлось бы для начала одеваться, прежде чем вызывать полицию. Непривычное и неловкое состояние их наготы помешало им запомнить внешность грабителя. Этот грабитель продемонстрировал исключительно разумный М.О.

Однако Техасский грабитель вышел за рамки необходимых действий для совершения успешного преступления. Он ощущал необходимость разыграть ритуал принуждения обнаженных кассиров позировать ему для фотографирования. Здесь он оставил свою сигнатуру. Сам процесс ограбления банка не мог удовлетворить его психосексуальные потребности.



ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


В процессе объединения М.О. играет немаловажную роль, однако, как было сказано выше, он не должен являться единственным критерием в исследовании случаев, в особенности — тех, когда НС многократно совершает преступления, при этом изменяет свой М.О. по мере обучения и накапливания опыта. Часто характер первых преступлений сильно отличается от последующих. Сигнатура остается прежней, независимо от того, является ли это первым преступлением или совершенным десять лет спустя. Ритуал может претерпевать изменения, однако сама его тема останется прежней.

Следует все же уделять больше внимания сигнатуре преступника, хотя общие качества жертв не должны оставаться незамеченными, особенно если преступления носят серийных характер. Физические сходства жертв не особо важны, тем более в преступлениях, мотивированных гневом. НС выражает злость через ритуалы, а не посредством нападения на жертву со свойственными ему специфическими действиями.


ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИГНАТУРЫ НС


Ронни Шелтон: серийный насильник

Ронни Шелтон совершил ни больше, ни меньше — 50 изнасилований. Ему дали свыше 1000 лет тюремного заключения (1) после того, как вынесли обвинительный приговор по 28-ым случаям изнасилования. Здесь его сигнатуру определяют стиль словесного общения и тип сексуального нападения.

На устном уровне Шелтон проявлял исключительную вульгарность и желание унизить кого-нибудь. Кроме того, он мог дополнять свой стиль общения, запугивая будущих жертв подобными репликами: "Я видел тебя с твоим парнем", "Я частенько следил за тобой", "Ты знаешь, кто я". Мысли о том, что Шелтон может находиться неподалеку, вселяли ужас и трепет в жертву.

Как бы то ни было, само понятие совершения сексуального насилия занимало центральное место в ритуале Шелтона. Он мог начать с полового акта, затем эякулировать на живот и грудь жертвы, а также был способен онанировать или использовать ее груди для этой цели, в других случаях мог принудить саму жертву заняться мастурбированием. Для удаления эякулята он использовал одежду своих жертв. Шелтон заставлял многих заниматься с ним оральным сексом, затем принуждал проглатывать сперму. Комбинация этих действий демонстрирует сигнатуру Шелтона.

Для его М.О. было характерно использование окон или внутренних двориков с густыми кустами, чтобы проникнуть в жилища своих жертв. Лицо он прятал под лыжной маской, иногда натягивал чулок или использовал шарф. Он уверял жертву, что пришел только за тем, чтобы ограбить, однако, реализовав контроль над ней — насиловал. Жертва подчинялась из-за страха, чувствуя близкую расположенность преступника к физическому насилию — Шелтон мог, например швырнуть жертву на пол или приставить нож к горлу. Ко всему прочему он мог приказывать: "Закрой глаза!", "Не смотри!", "Не смотри на меня, и я не трону (не убью) твоих детей". Перед тем, как уйти, Шелтон был способен запугать жертву словами: "Не звони в полицию или я вернусь и убью тебя!". Эти характерные действия обосновали свойства М.О. Шелтона в то время, как предыдущие выявили сигнатуру, связывающую его с 28-ю изнасилованиями.


Натаниель Коуд: серийный убийца


Натаниель Коуд Мл. совершил восемь убийств в трех различных местах. Свое первое убийство 25-летний черный мужчина исполнил 8-ого Августа 1984 г. Коуд нанес жертве девять ударов ножом в грудь, затем перерезал ей горло.

Приблизительно год спустя, 19-ого июля 1985 г., Коуд убил еще четырех человек — пятнадцатилетнюю девочку, ее мать и двоих мужчин, являвшихся их друзьями. При этом Коуд почти отделил голову девочки от тела, задушил мать и бросил ее тело за ванну, после чего застрелил одного из мужчин и оставил его лежать в центре спальной комнаты, а второй мужчина был найден напротив спальни с двумя огнестрельными ранениями и перерезанным горлом.

Последние убийства имели место 5-ого августа 1987-го года. Жертвами оказались дед самого Коуда и двое его племянников — восьми и двенадцати лет. Мальчики скончались от лигатурного удушения, а старику были нанесены пять ножевых ранений в грудь и семь — в спину.

Изменения в М.О. Коуда от одного случая к другому прекрасно демонстрируют как именно происходит процесс усовершенствования. Во время первого преступления Коуд заставил молчать жертву, использовав ткань, найденную непосредственно на месте происшествия. После этого он стал приносить с собой клейкую ленту.

Коуд также наблюдал за своими жертвами, чтобы почерпнуть больше информации о них. Это хорошо видно особенно во втором случае — в тот раз он принес с собой оружие, чтобы избавиться от двух мужчин, представляющих реальную угрозу для него. В этой связи ему не понадобилось оружие в последнем преступлении, когда жертвами были пожилой человек и два ребенка.

Во всех восьми случаях убийства произошли в одиночных резиденциях. В каждом доме был включен кондиционер или/и телевизор, заглушавшие звук проникновения через дверь или окно. Преступник сумел достаточно быстро осуществить контроль над жертвами, распределив их по разным комнатам.

Натаниель Коуд имел весьма оригинальную "визитную карточку", одним из аспектов которой являлись телесные повреждения, нанесенные жертвам. Он пользовался достаточно кровавым методом нападения и умерщвления, а ведь каждую жертву, по сути, можно было убить одним лишь выстрелом, тем самым избежав лишнего беспорядка на месте происшествия. Вместо этого Коуд наносил колото-резаные раны, при этом распиливая ножом плоть, чем и обусловлены глубокие раны на шеях жертв. И все равно зверские нападения не были в состоянии удовлетворить ритуал Коуда — его жертвы подвергались дополнительным истязаниям, за исключением пятнадцатилетней девочки. Один из мужчин получил огнестрельное ранение в грудь в то время, как другой подвергся многочисленным ножевым ударам. Коуд ранил больше чем необходимо, чтобы просто убить своих жертв.

Физическое насилие и кровавая расправа над жертвами удовлетворяли потребность Коуда в доминировании, контролировании и манипулировании. Он уложил каждую жертву лицом вниз, что подтверждает эту теорию. Коуд даже вынудил мать наблюдать со стороны смерть собственной дочери, как акт закрепления своего ритуального контролирования, основанного на злобе. В подтверждение этого свидетельствует наличие крови дочери, обнаруженной на платье матери. Если поведение жертвы как-то могло угрожать его ритуальному доминированию, Коуд реагировал со всей присущей ему яростью и чрезмерным насилием, приводившим к дополнительным истязаниям жертв.

Последней характерной чертой, определяющей уникальность "визитной карточки" Коуда, является лигатурное удушение с применением необычных форм и материалов. Во всех трех случаях, он использовал шнуры от электрических приборов, чтобы связать свои жертвы. Коуд мог захватить с собой веревку или использовать ту же клейкую ленту, однако метод, который он выбрал, должен был удовлетворить какую-то личную потребность. Имитируя наручники, он связывал запястья и лодыжки жертв, соединяя их со шнуром, проходящим между ног.

Различие во все трех случаях определяется не сигнатурой, а М.О. Применение оружия с целью устранения угрозы в виде двух рослых мужчин указывает на способность преступника адаптироваться. О финансовых затруднениях, возникших у Коуда в момент убийства его дедушки, свидетельствует воровство, совершенное тот раз. Финансовые стресс-факторы здесь повлияли на М.О., но не затронули сигнатуру.

Физиологические характеристики, такие как пол или возраст, никак не влияют на ритуал, основанный на гневе. Именно поэтому виктимология в этом случае не так важна — ритуал Коуда, движимого гневом, формируется на основе доминирования и контролирования. Коуд, подобно Ронни Шелтону — серийному насильнику, выбирал жертвы, которые он был способен контролировать, манипулировать ими и на ком имел полную возможность продемонстрировать свой гнев.


ЗНАЧИМОСТЬ СИГНАТУРЫ ПРЕСТУПНИКА


Понимание и определение сигнатуры жизненно важно для распознавания и привлечения к уголовной ответственности преступника, в особенности — серийного характера.

В 1984 г. Васкес признал себя виновным в убийстве 34-летней женщины в Арлингтоне, Вирджиния. Женщина была изнасилована и затем задушена. Убийца оставил тело со связанными назад руками и лицом вниз. Он связал жертву посредством уникальных и достаточно крепких узлов — веревка проходила от запястий к шее через левое плечо. Тело было обнажено и ничем не прикрыто.

Злоумышленник провел немало времени на месте происшествия — он заранее подготовился, чтобы связать жертву и добиться быстрого контроля над ней. Его потребности диктовали ему перемещать жертву в пределах дома, проявляя всецелое доминирование над ней. Это особенно заметно, когда, например, НС повел ее в ванную комнату и заставил почистить зубы. Ни одна из подобных поведенческих черт не способствует совершению преступления — НС просто чувствовал необходимость разыгрывать такие действия.

Васкес имел промежуточный уровень I.Q., что могло помешать ему доказать свою невиновность. Как убедили его адвокаты — в случае если дело попадет в суд, он, скорее всего, будет приговорен к смерти. Вместо этого Васкес признал себя виновным, заменив смертную казнь на пожизненное заключение.

Три года спустя, в 1987 г. полиция натолкнулась на обнаженное тело 44-летней женщины, лежащей лицом вниз. Ее руки были связаны за спиной, а веревка со свободной петлей туго затягивала шею сзади, затем опускалась через левое плечо к спине и по три раза обхватывала каждое запястье. Судебно-медицинское заключение установило, что смерть наступила вследствие удушения, и что женщина подверглась сексуальному насилию. Преступник оставил тело неприкрытым. Скорее всего, НС провел много времени на МП. Это убийство произошло на расстоянии четырех кварталов от места преступления, совершенного в 1984 г.

Когда произошло убийство в 1987-м, Васкес уже три года находился в тюрьме. По запросу Полицейского Управления Арлингтона, шт. Вирджиния, Национальный Центр по Исследованию Насильственных Преступлений (NCAVC) тщательно проанализировал особенности этих двух случаев, также учел серии нападений на сексуальной почве и другие убийства, совершенные между 1984 и 1987 годами в Арлингтоне. В итоге NCAVC связал эти преступления с аналогичной сигнатурой другого подозреваемого. Позднее физические улики также подтвердили эту связь и определили, что "визитная карточка", оставленная на месте преступления в 1984 г., не принадлежит Девиду Васкесу. В итоге Содружество Вирджинии оправдало Васкеса, установив его непричастность к этим убийствам, и он был выпущен на свободу.




Предыдущая страница Содержание Следующая страница