Сайт Юридическая психология
Учебная литература по юридической психологии

 
Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю.
ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебник
Харьков, 2005

 

Раздел II. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ И СТРУКТУРА ЕЕ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ


§ 4. Понятие и структура характера


Индивидуальные различия между людьми проявляются не только в темпераменте (данном от природы, от рождения человеку), но и в характере (социально приобретаемом). По отношению к личности слово «характер» обозначает отчетливо выраженные ее особенности. Характер (от греч. χαρακτηρ — признак, черта, особенность) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные способы поведения. Познание характера индивида позволяет с определенной долей вероятности предвидеть его поведение и таким образом корректировать ожидаемые действия и поступки.

Сам термин «характер» был употреблен философом Теофрастом (Феофрастом), учеником Аристотеля (372-237 гг. до н. э.), который написал книгу о характере и предложил характеристику и описание более тридцати его черт (трусость, лицемерие, честолюбие, жадность и др.). С развитием психологии знания о характере обогащались.

Характер отражает индивидуальные особенности личности и обусловливает его поступки, отношения с людьми, природой, внешним миром. Существуют черты характера. Так, в зависимости от преобладания психических процессов в деятельности человека различают интеллектуальные черты (гибкость ума, наблюдательность и др.), волевые черты (целенаправленность, дисциплинированность, самостоятельность, твердость и др.), эмоциональные черты (грубость, аффективность и др.).

Характер не является случайным набором черт, это всегда система взаимообусловленных зависимостей. Характер представляет собой целостную организацию, которая именуется структурой характера. Ценность структуры характера состоит в том, что зная одни черты, можно предполагать, прогнозировать наличие (или отсутствие) других.

В психологической литературе различают четыре системы свойств характера:

  1. свойства, отражающие отношение к отдельным людям и коллективу (доброта, злобность, отзывчивость, требовательность, принципиальность, заносчивость и т. п.);
  2. свойства, отражающие отношение к труду (трудолюбие, леность, добросовестность, ответственность и др.);
  3. свойства, отражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, небрежность и т.п.);
  4. свойства, отражающие отношение к самому себе (гордость, самолюбие, скромность, тщеславие и др.).

В характере человека выделяют также синтетические черты: моральную воспитанность (определяет особенности человека со стороны его отношения к другим людям, формам поведения, к обществу целиком: доброта, тактичность, гуманизм и т. п.); полноту характера (раскрывает « богатство» личности, ее разносторонность); цельность характера (указывает на внутреннее единство личности, ее определенность); сила характера (подчеркивает энергичность личности); оригинальность характера (раскрывает индивидуальное своеобразие человека, его самобытность).

Формирование характера человека происходит в процессе его жизнедеятельности, под влиянием воспитания. Становление характера обусловлено социальными условиями жизни, его ближайшим окружением, влиянием семьи, школы, друзей[1].

В психологии различают так называемые акцентуации характера (понятие введено К. Леонгардом). Акцентуация характера — чрезмерная выраженность (заостренность) отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода психотравмирующнм воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов. Выделяются следующие основные типы акцентуации характера (по К. Леонгарду, П.Б. Ганнушкину, А. Е. Личко): 1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; 2) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца; 3) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации; 4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; 5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; 6) психостенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, к постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий; 7) шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, отсутствие интуиции в процессе общения; 8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; 9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность; 10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию, притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, с бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании; 11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; 12) неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер; 13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, нехватка критичности и инициативности, склонность к консерватизму. Акцентуацию характера следует учитывать в процессе избрания тактики отдельных следственных действий, связанных с общением.

Характерологические особенности необходимо учитывать в юридической практике. Знание черт характера позволяет определять наиболее оптимальные приемы производства вербальных следственных (судебных) действий, диагностировать личность и избрание ею возможного поведения.

Особенности характера имеют важное значение при определении профессиональной пригодности человека, создании микроколлективов (например, следственно-оперативной группы или бригады, коллегии судей и т. п.). Выполнение юридической деятельности требует от человека соответствия высоким нравственным началам. Хотя это не всегда так. В частности, был проведен эксперимент с честностью: агенты комиссии по борьбе с коррупцией в полиции Нью-Йорка, одетые в штатское, вручали стоявшим на посту полицейским якобы найденные на улице бумажники с 20"50 долларами и адресом владельца. Только половина владельцев получила бумажники из рук полицейских[2].

Существовали попытки диагностировать характер человека по его почерку. Учение о почерке как разновидности выразительных движений (индивидуальности письма), отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего, называется графологией (от греч. γρáφω — пишу, λòγος — слово, учение). Графологи предпринимали попытки определить личные качества человека по его почерку[3].


Таблица графологическихъ знаковъ

Считаемъ не лишнимъ предупредить читателя, что почти для каждаго качества существуетъ въ графологіи по насколько графическихъ знаковъ, также многіе знаки имѣютъ по насколько значеній, иногда даже протквоноложныхъ качествъ, но должно помнить, что знаки мѣняютъ свое значеніе въ зависимости отъ общаго характера почерка.


Почерки


Графологическіе знаки

Значенія

1.

Гармоничный

ясность ума, развитость, благоразуміе

2.

Негармоничный

смутность понятій, грубость, неразвитость

3.

Восходящій

ревность, честолюбіе, удачность, пламенность чувствъ

4.

Нисходящій

меланхолія, неувѣренность въ себѣ, печаль, неудачность, подавленность

4а.

Усиливающійся уклонъ строкъ книзу

фатальность

5,

Прямолинейный (какъ по шнуру)

твердость характера, выносливость

6.

Волнистый, или Змѣевидный

гибкость ума, хитрость, дипломатичность лживость

7,

Парабалическій

ловкость, непосильность, бореніе въ отчаяніи, иногда безнравственность

8.

Гиперболическій

успѣшное боренье, спорная работа, художественность

9.

Нитевидный (Ф. 14)

замкнутостъ, не довѣріе, умъ, скрытность

10.

Ровный (вышина буквъ ровная)

врожденная искренность, честность, откровенность, чистосердечіе

11.

Неровный

беспокойство, изменяемость настроенія, безпорядочность, стремления

12.

Крупный (Ф. 15)

гордость, благородство, великодушие, наклонность къ широкой жизни, приобретенный способности мышленія

13.

Мелкій (Ф. 16) изображаеть две строки изъ письма, состоящего всего изъ 4-хъ стронь на обыкмовенномъ листѣ почтовой бумаги

хитрость, узкость сердца, ничтожество, при высокой же rapмoніi почерка, проницательность

14.

Прямой (стояч, шрифтъ) (Ф. 17)

благоразуміе, твердость характера

15.

Опрокинутый (уклонъ буквъ влѣво Ф. 18)

притворство, деланность, сдержанность, неуживчивость

16.

Наклонный (уклонъ буквъ обыкновен.)

впечатлительность, воспріимчивость ко внѣшнимъ явленіямъ, страстность

17.

Округленный

мягкость характера, добросердечность, фантазія, слабость воли, привлекательность, иногда леность

18.

Угловатый

упорство, жесткость, влюбленность въ себя

19.

Тощій

(безъ всякихъ украшений, какъ бы скелетъ буквъ, Ф. 19- подписъ затворника )

серьезность характера, смыслъ порядка, сдержанность, миротворство

20.

Возбужденный (белый, необыч. штрихи)

 

чрезмерность во всемъ, воображение, веселее, радость

 

Прим. Если большіе штрихи идутъ влево, мягко изгибаясь, то это указываетъ также на внутреннее безпокойство. Ф.-20.

20а.

Возбужденный (неровностъ буквъ въ вышину различный уклонъ ихъ)

внутреннее безпокойство, нервозность.

 

Прим. Не должно смѣшивать этотъ признакъ съ уменьшающимися и увеличивающимися къ концу словами. — Нервозность выражается главнымъ образомъ оборванными связями, легко связуемыхъ буквъ и недописываніемъ буквъ

21.

Четкій

порядокъ въ идеяхъ, ясная голова

22.

Нечеткій

затемненность сужденій, трудность выражать мысли ясно письменно или устно

23.

Беспорядочный

непорядокъ, неряшливость, разсѣянность

24.

Широкій и широкія междусловія

наклонность къ расточительству, щедрость

25.

Сжатый, густой (Ф. 21)

скупость, бережливость

26.

Своеобразный — причудливый (bizarr)

оригинальность, настроения, прихотливость, донжуанство

27.

Вычурный — пестрый съ завитками.

своеволие, дерзость, стремленіе нравиться, блудливость, шальная натура

28.

Тонкий, нацарапанный

нужный умъ, слабость, беднота духовной жизни.

29.

Толстый — сочный (Ф. 22)

 

неповоротливость, малая впечатлительность, практичность, материализма

 

Прим. Мы встрѣчали нѣсколько таковыхъ почерковъ, принадлежащихъ людямъ нервно-напряженнымъ

30.

Спокойный

спокойствіе духа, апатія, сонливость

31.

Быстрый

быстро схватывающій духъ

32.

Простой

простота, скромность

33.

Нужный (Ф. 11) .

нужная, деликатная натура

34.

Кривыя въ почерка (Ф. 118)

привлекательность, украшающія наклонности, артистическая способности, доброжелательство , кротость

35.

Углы въ почеркѣ)

склонность къ противодѣйствію, упрямство, твердость, резкость, эгоизмъ

36.

Съуживающіяся къ концу строки (Ф. 23)

тонкость, хитрость, замкнутость

37.

Расходящаяся къ концу строки (Ф. 24)

Наивность, простота, несмуженность

38.

Съ пропусками

необдуманность, временная безразсудность, поверхностность

Прим. Въ большинству случаевъ последнее значеніе принадлежитъ лишь моментами

39.

Распредѣленностъ въ почеркѣ

матеріальний порядокъ, подраздѣлительный смыслъ

40.

Колеблющійся (неодинаковость уровня буквъ по низу )

непостоянство, переменчивость

 

Въ каждомъ почеркѣ встречаются комбинаши видовъ, типовъ или, вернее сказать, переходный ступени ихъ, какъ бы границы; то одинъ, то другой типъ, видъ являетъ почеркъ.

 

Вообще идея связи почерка с душой человека, с его душевными качествами восходит еще к античности (Аристотель, Теофраст и др.). Сам термин «графология» введен в литературу во второй половине XIX в. аббатам Ж. Мишо (Франция). Необходимо отметить, что предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения, в большинстве случаев графологические исследования отличались упрощенчеством и примитивизацией; не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и якобы соответствующими им чертами характера. Вместе с тем сегодня имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки (что обусловлено связью психики и почерка).



[1] Л. Н. Толстой в романе «Воскресенье» так раскрывает сущность характера прокурора: «Товарищ прокурор был от природы очень глуп, но сверх того имел несчастие кончить курс в гимназии с золотой медалью и в университете получить награду за свое сочинение о сервитутах по Римскому праву и поэтому был в высшей степени самоуверен, доволен собой, чему еще способствовал его успех у дам и вследствие этого был глуп чрезвычайно». В этой острой сатирической характеристике в качестве основной черты характера взято непомерное самомнение, которое в сочетании с недалеким умом производило комическое впечатление.

[2] Популярная психология: Хрестоматия: Учеб, пособие/ Сост- В.В. Мироненко. — М,: Просвещение, 1990. — С, 377.

[3] Так, Ахшарумов Н. Д. и Тесников Ф.Ф. (Графология или учение объ индивидуальности письма (объ отношении почерка къ характеру). С приложением типичных автографовъ, — Рига, 1894) разъясняют значение графологических знаков следующим образом (фрагмент текста приведен без редакционных правок).



Предыдущая страница Содержание Следующая страница



НАВЕРХ