Учебная литература по юридической психологии
ПРИКЛАДНАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебное пособие.
Рязань, 2012.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНУЮ КРИМИНАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Глава 3. ТЕОРИИ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
7. Социальная теория деструктивности
Фромм Эрих (1900–1980), немецкоамериканский философ, социолог и психолог, видный представитель неофрейдизма, разработал учение, представляющее синтез психоаналитических, экзистенциональных, философско-антропологических и марксистских идей. Он стремился найти способы разрешения дихотомий и проблем человеческого существования путем ликвидации различных форм отчуждения и путей оздоровления западной цивилизации.
Э. Фромм отвергал биологизм и теорию бессознательного Фрейда, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации и социокультурные причины. Основные его труды: «Пути из больного общества», «Быть или иметь»,
«Человек для себя», «Бегство от свободы», «Здоровое общество», «Анатомия человеческой деструктивности» и т. д. Он пытался решить загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности, с которыми в общественном сознании традиционно ассоциируется преступность, обоснованием тенденцией социальной деструктивности в книге «Анатомия человеческой деструктивности». Книга была опубликована, когда автору было уже за 70 лет. Материал для этого издания он собирал более 40 лет.
«Я занялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что исследование будет иметь серьезную практическую значимость» (Э. Фромм, 1994. С. 180).
«Человек отличается от животных тем, что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовольствие» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 23)
По мере цивилизованного прогресса степень деструктивности возрастает, а не наоборот. [Проблемы насилия, агрессивности и жестокости стали широко изучаться в 80–90-е годы и в отечественной криминологии и криминальной психологии (А.Р. Ратинов, А.Г. Амбрумова).]
Дифференцируя исследуемый феномен, Э. Фромм выделяет «доброкачественную агрессию» — поведение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу и «злокачественную агрессию» как человеческую страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Это и есть деструктивность. Ее природа социальна. Истоки деструктивности в пороках культуры и образа жизни человека.
Цивилизационный человек, по Э. Фромму, всегда «жил в зоопарке», то есть в условиях несвободы или даже заключения разной степени строгости. Это характерно и для самых развитых социальных систем.
Процессы урбанизации противоречат человеческой природе, поскольку обитатели клетки превращаются в злобную массу: напряженность в ней никогда не ослабевает, никто никогда не выглядит довольным. Постоянно слышны «шипение и ржание» (Анатомия человеческой деструктивности. С. 99). «Достижение» современного индустриального общества состоит в том, что оно пришло к существенной утрате традиционных связей, общих ценностей, целей.
От аномии индустриального общества можно будет избавиться лишь при условии реального изменения всей социальной и духовной структуры общества.
Исследование феномена агрессии позволило доказать, что биологически запрограммированной у человека является лишь оборонительная агрессия. Крайнее проявление жестокости — деструктивность — социальный продукт.
Этот вывод имеет важное методологические значение для всех социальных наук, в том числе для криминологии и прикладной криминальной психологии: оказалось, что «злокачественная» агрессия не является врожденной, значит, она не может считаться неискоренимой. Э. Фромм обнаружил другой факт — проявление «доброкачественной» агрессии у человека гипертрофировано социальными условиями бытия.
Социальная криминальная психология
Ее основы заложили в ХХ веке такие ученые, как А. Кетле, Т. Тард, Э. Дюркгейм (США). В 20-е годы в Чикагском университете сформировалась одна из крупнейших социологических школ, а г. Чикаго оказался эпицентром американской преступности.
Исследователи установили корреляцию преступности с такими феноменами, как величина квартирной платы, количество пропущенных уроков школьниками, которые они интерпретировали на теоретическом уровне.
Наибольшей популярностью среди социологов пользовалась концепция личностной автономии. В 1938 г. в статье «Урбанизация как образ жизни» американский социолог Л. Вирт высказал мысль о том, что городской образ жизни ведет к отчуждению и аномии.
В том же году Р. Мертон опубликовал статью «Социальная структура и анатомия» (дюркгеймовская концепция применительно к криминологии). Основной причиной преступности выступает противоречие между ценностями, на достижение которых нацелено общество, «возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить эти ценности по всем правилам, начинает отрицать установленные правила и стремится получить их любой ценой». Статья Р. Мертона дала мощный импульс использованию феномена аномалии.
В 1961 г. ученик Мертона Р. Кловард и его сотрудник Л. Олин опубликовали монографию «Преступность несовершеннолетних и возможности: теория молодежных криминальных групп», в которой убедительно показано, что общество, прививая подросткам различные ценности, мало заботилось о том, достижимы ли они, поэтому большинство вынуждено проявлять ловкость, нарушать нормы морали и требования закона.
Типичные реакции подростков на отношение к ним общества:
создание «воровских школ», чтобы получить возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами;
объединение в агрессивные банды, совершение актов насилия и вандализма;
вступление в антисоциальные группировки, где люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, пытаются заслониться от окружающего их пространства, коварства и лицемерия.
В этих группировках могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привычки, стереотипы, нормы и т. п.). Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группировку, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов. Более того, их нарушение нередко является одной из норм криминальной субкультуры. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей иногда невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание.
Ряд криминологов провели оригинальные исследования субкультуры методом включенного наблюдения. Ученые жили в тюрьмах вместе с заключенными. Их наблюдения и личный опыт показали, насколько сильное парализующее действие оказывает существование особой субкультуры заключенных.