Сайт Юридическая психология
Классики юридической психологии

 
Штерн В.
ПСИХОЛОГИЯ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ.
Экспериментальные исследования верности воспоминания.

Вестник права, №2 (стр. 107-133), №3 (стр. 120-149). СПб., 1902.

 


IV. Примеры.



Для того, чтобы прежде всего дать наглядное понятие о способе, о котором говорилось, привожу для примера несколько записей, наугад выбранных из лучших, худших и средних.

Для того, чтобы охарактеризовать отдельные лица, я даю каждому „место по порядку“. Это достигается следующим образом: из всех сделанных одним лицом показаний выводится средний процент ошибок, и по этой оценке определяется его место в разряде. Следовательно, 1-е место по порядку будет принадлежать тому подвергнутому опыту лицу, которое в среднем сделало меньше всего ошибок, а 31-е место по порядку — лицу, давшему наиболее ошибочные показания. Сначала я дам несколько образчиков из основного опыта; выбираю лишь первые повторные показания.

1. Студ. юр. И., 18 лет.

По количеству элементов воспоминания И. принадлежит к наилучшим; по количеству же делаемых им ошибок он стоит как раз по середине (16-е место по порядку).

Картина „художник“, 1-е повторение через 4 дня после рассмотрения картины.

„Художник перевозит свою не очень объемистую мастерскую вместе о домашним скарбом своей еще бездетной семьи и для этого нанял одноконную открытую повозку. Мы видим медленно приближающуюся к нам со своей кладью белую лошадь. Впереди на повозочке — стоит софа, которая служит козлами. У нее темный с разводами чехол и закругленная спинка. На пей сидит жена в выходной накидке и держит в обеих руках пару хрупких ценных предметов; справа, на правом плече стройную гипсовую фигуру (у нее очень глупое лицо, точно она не понимает, что с нею случилось), слева столовую лампу с прозрачным резервуаром и снабженную даже абажуром. Рядом примостился не то живой ворон, не то чучело. Непосредственно за СОФОЙ СТОИТ шкаф, задней стеной вперед, отделяя оставшееся сзади место на платформе. Тут в пестром беспорядке лежат по видимому кухонные принадлежности. Позади загораживающего шкафа видна лишь выступающая рыночная корзина, сквозь, ручку которой проходит палка щетки, причем самая щетка выглядывает наружу. На той же палке также есть еще кухонный горшок (глиняный) с торчащей ручкой. Впереди идет налево от лошади художник в веселом расположении духа, без пальто, в открытом сюртуке и в мягкой круглой шляпе. Он улыбается будущему. Слева под мышкой он несет большой мольберт, справа подобным же образом — картину (голова), рама которой с задней и нижней стороны, к сожалению, ужо отстала и свешивается вниз. Правая рука несет еще пестро-замазанную палитру“.

2. Студ. юр. Ш., 22 л.

Ш. принадлежит к достовернейшим (2-е место по пор.).

Картина „Зайцы“, 1-е повторение через 14 дней после рассмотрения.

Семейство зайцев в один воскресный день предприняло прогулку. Наряженные по праздничному зайчата должны сегодня послушно играть в мяч, а не бесноваться в поле ц в лесу, как в будни. Папаша читает свою газету, а мамаша, по видимому, уснула, она не замечает, что одна чашка упала и своим темным содержимым пачкает прекрасную белую скатерть. Она не замечает также, что там сзади на скамейке происходит нежное tote а tete молодого человека с его дочерью. Это, по видимому, и неопасно, потому что юноша платонически-тоскливо свесил свое заячье ухо, а девушка стыдливо отворачивается. Книга, при чтении которой все это происходит, наверное тоже очень назидательная. И, вдобавок ко всему, птица поет в ветвях дерева свою песню, не заботясь о висящих, тут же зонтиках, палках и шляпах.

3. Г-жа В., учительница, слушательница при универс., 23 года. Г-жа В. порядочно недостоверна в своих показаниях (27 место по порядку).

Картина „Дедушка“, 1 повторение через 3 недели после рассмотрения.

Представленная картина изображает нам сцену из домашней жизни, — дедушку со своим внуком. Старик, одетый в крестьянскую одежду, сидит на деревянной скамейке и держит на коленях, блюдо с горячим кушаньем, от которого еще поднимается пар. Правой рукой он подносит своему рядом стоящему внуку ложку, полную этого дымящегося кушанья. Однако, ребенок не очень доверяет старику, испытующе смотрит на дедушку сбоку и медлит отведать протянутой еды. У ребенка красивая курчавая голова, он одет в полосатую куртку без рукавов и в панталоны до колен. Так как на картине дело происходит летом, то на маленьком, здоровом деревенском мальчике нет ни чулок, ни сапог. Мальчик, видимо, очень забавляет старика, лицо которого выражает крайнее удовольствие и радость. Голова старика прикрыта остроконечной шапкой. Верхнюю часть тела покрывает полотняная фуфайка, и на ней бархатная куртка. Далее на нем надеты кожаные панталоны, достигающие до колен, длинные чулки и вырезные башмаки с пряжками. Костюм его дополняет Фартук.

На скамейке рядом с ним лежат его часы с длинной цепочкой и его дымящаяся, только что выпущенная из рук, трубка. На заднем плане находится большая дымовая труба; оттуда свешивается над очагом железная цепь, снабженная крепким железным крюком, по-видимому предназначенная для котла. На обоих чрезвычайно напряженно глядит полосатая, черная с белым, кошка. Стену, к которой прислонилась скамейка, обвивают снаружи виноградные листья.

Теперь я приведу три показания под присягой. В них места, подтвержденные клятвой, подчеркнуты волнистой чертой; ошибки снова подчеркнуты прямой чертой.

4. Г. Н. Студ. теол.

Н. принадлежит к наименее достоверным (28 место по пор.).

Дедушка, 1-е повт. через 8 недели после рассмотрения.

Н. поклялся во всем том, что записал, за одним только исключением.

Картина изображает нам старого человека, который сидит на деревянной скамье. Маленький мальчик стоит налево от него. Он смотрит, как старик из блюда протягивает корм голубю. На крыше сидит второй голубь, который собирается тоже слететь на землю чтобы, подобно другому голубю, получить корм.

5. Кандид. ФИЛОЛ. У., 28 лет.

У. принадлежит по результатам основного опыта к достоверным (7-е место по порядку).

Зайцы, около 4-х месяцев после основного опыта.

Мы видим три пары зайцев, Старики сидят у стола за кофеем, господин заяц читает „Neuesten Nachrichten“, госпожа зайчиха вяжет. Молодая парочка сидит в стороне и беседует. У молодой женщины в руках книга. Третья парочка играет в мяч: последний кажется летящим как раз между двумя деревьями. На дереве висят шляпы и палки.

6. Студ. ФИЛОЛ. К.

К. стоит близко к середине в ряду подвергнутых опыту лиц (18 место по пор.).

Художник, 3-е повторение через три недели после рассмотрения.

Художник перебирается. Он шагает впереди и находится направо внизу картины. Па нем надета войлочная шляпа; под мышкой правой руки он несет несколько больших папок; под мышкой левой руки — большой мольберт, палитру и длинную кисть. За ним на середине картины четырехколесная тележка, запряженная белой лошадью, везет его имущество. Впереди повозки сидит девушка: сиденьем ей служит большой сундук; у нее в руках возжи. В ее левой руке, покоится гипсовая фигура, представляющая собой распростертого обнаженного юношу, в правой руке девушка держит чучело птицы с распростертыми крыльями. Позади девушки уставлено на самом узком краю несколько тюфяков, а позади несколько корзин с коробками, кистями и горшками. Один горшок надет ни самый конец палки.

В заключение я покажу на законченном примере, как с течением времени изменяются показания об одном и том же предмете и как возрастает при этом количество ошибок.

7. — 11. Г-жа С., студ. ФИЛОСОФ., 20-ТИ лет.

Г-жа С. по результатам основного опыта оказалась самой достоверной из дам (10-е место но порядку).

Она описала художника один раз первоначально и в течение 3-х недель три раза — повторно, а потом через пять месяцев еще раз повторила то же клятвенно. Мы приводим все ее 5 записей.

I. (Первовачальп.). Дама, по-видимому, переезжает и заняла своими пожитками целый воз. На нем стоит СОФА, на которой она сидит. С одной стороны висит клетка. За СОФОЙ можно заметить метлу, щетку и горшок. Сама дама держит в одной руке статую, в другой лампу. Она одета в темное; на ней английская шапочка.

Около воза идет человек, несущий мольберт, картину со сломанной рамой и кисть с палитрой.

II. Впереди дама, сидящая на СОФЕ, которая стоит на возу. На СОФЕ висит клетка, а сзади СОФЫ находятся метла, горшки и ведро. Дама держит в одной руке статую, в другой лампу. На ней английское платье и дорожная шапочка. Рядом с возом идет человек, несущий картину со сломанной рамой под мышкой одной руки, а с другой стороны под мышкой — мольберт и палитру.

III. Дама сидит на возу, на котором находятся СОФА и разные вещи. Дама сидит на СОФЕ, держит в одной руке статую, в другой лампу. Одета она в английское платье и в дорожную шапочку. На СОФЕ висит клетка, за ней находятся несколько горшков и щеток, поставленных в ведро. Несколько впереди воза идет человек, несущий в одной руке картину со сломанной рамой, а в другой палитру и кисть.

IV. Дама перебирается и нагрузила свои вещи на воз, запряженный двумя лошадьми. Сама она сидит на СОФЕ, поставленной поперек воза, держит в одной руке статую, в другой лампу. Одета она в английское платье и в дорожную шапочку. На одной ручке СОФЫ висит клетка. За СОФОЙ находится ведро, в котором стоят щетки. Около воза идет человек, который в одной руке держит картину со сломанной рамой, а в другой кисть и палитру. Он производит такое впечатление, точно он бежит.

V. (Под присягой). Художник и его жена заняты переездом. Она сидит на софе, которая поставлена поперек воза, запряженного двумя лошадьми. На ней охотничья шапочка, английское платье, и она производит впечатление всадницы. В руке она держит лампу, в другой руке — статую. За ней стоит па возу шкап; на одной ручке СОФЫ ВИСИТ клетка, сзади стоит ведро, из которого торчит несколько длинных щеток. Впереди воза виден бегущий художник, в мягкой шляпе и бархатной куртке, концы которой развеваются. В одной руке он держит картину, рама которой с одной стороны отстала, в другой — палитру и кисть (я не могу с уверенностью сказать — мольберт или палитру с кистью).




Предыдущая страница Содержание Следующая страница