Сайт по юридической психологии
Сайт по юридической психологии

Учебная литература по юридической психологии

 
Димитров А.В., Сафронов В.П.
ОСНОВЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ.Учебно-методическое пособие.
М., 2003.
 

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ


7.1. Общая характеристика социально-психологической среды осужденных

«Под социальной средой органов, исполняющих наказания, понимается динамическая совокупность условий, в которых осуществляется процесс исправления осужденных, представленная двумя основными компонентами:

вещным и человеческим, а также производным от последнего - духовным компонентом, и компонентом отношений».

«Вещный компонент социальной среды включает в себя совокупность предметов, на фоне и с использованием которых протекает процесс исправления осужденных».

Формирование вещного компонента социальной среды в исправительном учреждении осуществляется на основе нормативных актов с учетом возраста и пола осужденных. Например, законодатель учитывает потребности развивающегося организма несовершеннолетних осужденных.

Человеческий компонент социальной среды ИУ составляют участники процесса исправления: осужденные и представители администрации. В последнюю группу включаются сотрудники всех служб и отделов ИУ.

Основными тенденциями, характеризующими осужденных как общность, являются следующие:

- все большее преобладание педагогически и криминально запущенных осужденных (в связи с отсрочкой наказания для значительного числа осужденных, которые ранее водворялись в ИУ, рядом амнистий, заменой лишения свободы условным наказанием, штрафами и т. д.);

- наличие большого количества (не менее 1/3 от всех осужденных) лиц с пограничными психическими отклонениями и постоянное возрастание данной прослойки;

- повышение общеобразовательного и информативного уровня осужденных;

- постоянное ухудшение среды осужденных - педагогически неблагоприятной среды;

- значительный процент осужденных, совершивших преступления против личности. Их количество составляет более 50 % от общего числа осужденных;

- неоднородность состава по возрасту (от 14 до 70 лет), степени педагогической запущенности, образованию, роду деятельности;

- наличие в среде осужденных «другой», нелегальной жизни, с обычаями, традициями, внутригрупповыми установками;

- принудительность пребывания, частичная изоляция среды осужденных от общества;

- консолидация отрицательной части осужденных;

- изменения и среди представителей администрации:

- возросло число аттестованных сотрудников;

- возрос их профессиональный и общеобразовательный уровень;

- отношения между службами часто оставляют желать лучшего;

- коллективу сотрудников противостоит общность осужденных, и это противостояние носит все более организованный характер.

7.1.1. Взаимоотношения в среде осужденных

Важнейшей особенностью среды осужденных являются взаимоотношения в ней. Серьезное влияние на характер взаимоотношений оказывает криминальная и психологическая совместимость. В одном случае отвергаются осужденные детоубийцы, некоторые типы насильников; в другом случае - осужденные, страдающие «дурными» болезнями, имеющие потребности, увлечения, не разделяемые остальными членами коллектива. Например, в одной из колоний строгого режима Челябинской области осужденные обратились с просьбой к начальнику убрать из их комнаты осужденного Быкова, страдающего недугом, сопряженным с ярко выраженными неприятными проявлениями, не пытающегося даже скрыть их, несмотря на просьбы своих товарищей. Начальник отряда, только что назначенный, не обратил на эту просьбу должного внимания, не попытался убедить осужденного Быкова считаться с окружающими. В результате, придя однажды на работу, он узнал, что ночью осужденного Быкова пытались выбросить из окна. И только случай помог предотвратить преступление. Так психологическая несовместимость и невнимательность к ней со стороны администрации могли привести к убийству.

Негативным, крайне отрицательным явлением в коллективе осужденных являются уголовные и воровские традиции, которые очень живучи и отличаются достаточно большой гибкостью. По отношению к воровским и уголовным традициям контингент осужденных разделяется на приверженцев уголовных традиций, законов и их противников.

Нередко между приверженцами уголовных обычаев и их противниками возникают конфликты, которые администрация должна предвидеть, направлять их развитие, добиваться развенчания приверженцев уголовных традиций и законов.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее общую характеристику социально-психологической общности осужденных, которая находит свое выражение в характере общения между осужденными, в разнообразии их состава, в наличии еще не изжитых воровских законов и традиций.

Наиболее полно социально-психологические особенности среды осужденных можно узнать при анализе «другой жизни» в ИУ.

 

7.2. Двойственность микросреды осужденных. Характеристика «другой жизни», ее норм и ценностей

Скрытность, нелегальность - одно из условий существования преступного мира. Преступники, отбывающие наказание в И У и не стремящиеся вставать на честный трудовой путь, всеми силами стараются сохранить воровские традиции и законы, неотступно следовать им, поддерживать тот дух уголовщины, который должен противостоять, по их мнению, влиянию воспитателей, труда, режима.

Поэтому нередко в условиях ИУ можно наблюдать наличие «двойной жизни»: легальной, которой живет основная масса осужденных, и нелегальной, «другой жизни», которой живут осужденные, не желающие вставать на честный трудовой путь.

Причины и источники «другой жизни» в ИУ следует искать не только в самой природе преступного мира, но и в бездеятельности воспитателей, в слабо поставленной ими воспитательной работе, в неумении вовремя увидеть «загнивание» коллектива, в незнании механизма функционирования малых неформальных групп и преступных группировок, при функционировании которых чаще всего и проявляется «другая жизнь».

«Другая жизнь» функционирует по достаточно четким нормам и своим неписаным законам, имеет определенные традиции и ценности.

К атрибутам «другой жизни» относятся следующие.

Социально-криминальная иерархия, то есть такой вид взаимоотношений в малой отрицательной группе, когда вся полнота власти принадлежит лидеру и его ближайшему окружению. В этом случае им отдается лучшая часть посылок и передач, за них делается вся черная работа рядовыми членами группы. Нигде так ярко не проявляется духовная нищета и опустошенность преступного мира, как во взаимоотношениях приверженцев «другой жизни». В этой среде, преследующей сугубо шкурнические интересы, пышным букетом расцветает насилие человека над человеком, грубость, унижение сильным слабого, алчность.

Прошедшие через унижение рядовые члены, добившись определенного положения, еще более ожесточенно возмещают на новых членах все то, что пережили сами.

Характерно для приверженцев «другой жизни» враждебное отношение к общественности, требованиям администрации, к проводимым в ИУ различным мероприятиям воспитательного характера, к активистам, поддерживающим администрацию, к осужденным, делающим явку с повинной, ко всем позитивным моментам в жизни ИУ.

Малые отрицательные группы, как правило, ведут борьбу «за власть в зоне», в отряде с целью получения наибольших выгод. Аналогичная борьба ведется и за лидерство в малых неформальных группах отрицательной направленности.

Раздираемая противоречиями «другая жизнь» достаточно строго придерживается воровских законов, в ней господствует круговая порука, настороженное отношение к чужакам, строгое соблюдение внутригрупповой иерархии.

Униженные и обираемые рядовые члены в приобщенности к «другой жизни» часто чувствуют ложную защищенность. Они не покидают ее только потому, что боятся попасть в еще большую зависимость от ярых приверженцев «другой жизни», боятся быть еще более гонимыми и затравленными ими. Их не покидает надежда, что со временем они могут изменить свое положение.

Одним из атрибутов «другой жизни» является «общий котел» ее приверженцев. Кажущийся демократичным по способу создания, на самом деле он является олицетворением бесправия, насилия и унижения в сфере «другой жизни», одним из механизмов ее функционирования.

Воровской жаргон является своеобразным клеймом преступного мира, отражающим духовную пустоту и ограниченность его приверженцев. К сожалению, нередко молодые люди, находясь на свободе, стремятся блеснуть «модным» жаргонным словечком. Вместо слова «деньги» говорят «бабки», «болоны», часы называют «боками», белый хлеб - «белинским», голову - «бестолковкой». Особенно недопустимо, когда молодой сотрудник ИУ, стараясь блеснуть знанием «другой жизни», в своей речи употребляет жаргонные слова и выражения.

С уходом в историю «воров в законе», организованного преступного мира утрачивает свою силу и жаргон, однако в нем появляются и новые слова, связанные с научно-техническим прогрессом, социальными изменениями в обществе.

Каковы же основные пути и средства борьбы с «другой жизнью»?

Хотя в каждом конкретном случае необходимо применять методы и средства, сообразуясь с данными обстоятельствами, можно рекомендовать следующие, проверенные практикой приемы:

- создание в коллективе осужденных атмосферы осуждения и непримиримости к приверженцам «другой жизни», объединенным в малые (неформальные) группы отрицательной направленности;

- переориентация лидеров с последующим изменением направленности группы;

- развенчание лидеров, их психологическая изоляция, разоблачение эгоистической ограниченности, безразличия к судьбе членов своих групп, черствости, жестокости;

- ликвидация наиболее опасных и устойчивых неформальных группировок и объединений мерами административного характера;

- привлечение объединений наркоманов к принудительному лечению.

Необходимо также иметь в виду возможность привлечения лидеров отрицательных группировок к уголовной ответственности, так как в некоторых случаях, предусмотренных законом, такое лидерство можно квалифицировать как действия, дезорганизующие деятельность ИУ.

Профилактической мерой будет являться недопущение пополнения малых отрицательных групп за счет вновь прибывших осужденных.

Итак, рассмотрев основные атрибуты «другой жизни» и меры борьбы с ними, можно сделать вывод, что морально-психологическая атмосфера в коллективе осужденных во многом зависит от умения администрации не допустить образования подобных негативных явлений, вовремя их обезвредить.

Вред, наносимый «другой жизнью», не ограничивается вышеуказанным. Общаясь в сфере «другой жизни», осужденные подвергаются взаимной криминализации. Сущность взаимной криминализации осужденных в ИУ, пути ее профилактики будут рассмотрены ниже.

 

7.3. Взаимная криминализация в сфере «другой жизни», механизмы ее осуществления и профилактики

Под взаимной криминализацией в ИУ понимается дальнейшее заражение личности осужденного преступной психологией под влиянием другого осужденного или группы осужденных в процессе отбывания наказания.

Основные причины и факторы, определяющие интенсивность и уровень взаимной криминализации осужденных на современном этапе развития ИУ, аналогичны причинам и факторам, обусловливающим существование в подразделениях, отрядах «другой», нелегальной жизни осужденных. Однако взаимная криминализация осужденных может происходить в процессе непосредственного общения и взаимоотношений осужденных вне сферы «другой жизни».

Например, Христофоров В. Г., осужденный за мошенничество на 5 лет лишения свободы, так красочно рассказывал о своих «делах» и былой «красивой жизни» на свободе, что многие осужденные слушали его с блеском в глазах, не замечая даже явного вранья. Разоблаченный начальником отряда и поднятый на смех коллективом осужденных, строго предупрежденный, впоследствии он прекратил свои повествования.

Основным же условием интенсивной взаимной криминализации является влияние норм, ценностей, установок, существующих в сфере «другой жизни», в процессе соблюдения уголовных традиций.

Существенное влияние на взаимную криминализацию оказывает морально-психологическая атмосфера, доминирующая в коллективе. Микроклимат развивающегося коллектива А. С. Макаренко называл словом «мажор». Это емкое слово включало в себя оптимизм, радость труда, радость общения, «чувство локтя», чувство защищенности, уверенность, бодрость и подобные эмоциональные состояния участников.

Добиться подобного «мажора» со всеми его компонентами в условиях ИУ невозможно, и никто такой цели не ставит, но радость труда, уверенность, защищенность, «чувство локтя» настолько оздоровляют морально-психологическую атмосферу, что не остается места для пошлости, разврата, унижения, взаимного одурачивания преступной романтикой.

«Другая жизнь» активно способствует взаимной криминализации осужденных следующими своими сторонами:

- традициями «присяги», «приема новичков»;

- вымогательством;

- татуировками;

- картежной игрой;

- алкоголизмом;

- унизительными прозвищами.

Традиции «присяги», «приема новичков», «прописки» сводятся к одному - групповому издевательству над личностью новичка. Происходит его жестокое избиение, унижение его человеческого достоинства, что демонстрирует силу отрицательно настроенных осужденных. При этом выявить избивающих иногда просто невозможно. Боясь новых расправ, потерпевший никогда не скажет, кто над ним издевался. «Прописка», «присяга» - показатели несформировавшегося коллектива, засилья сторонников «другой жизни». Пройдя через очевидные унижения, боль, новичок, как ни парадоксально, становится не противником, а поборником этих норм, чего и добиваются лидеры «другой жизни».

Татуировки как неотъемлемый атрибут «другой жизни» также способствуют взаимной криминализации осужденных. Среди несовершеннолетних осужденных, например, имеет место определенный рост количества лиц, имеющих татуировки.

Наколки с преступной символикой свидетельствуют о принятии личностью ценностей преступного мира.

Татуировка выполняет следующие функции:

- сигнализирует о принадлежности человека к определенной общности;

- информирует о положении личности в групповой иерархии;

- используется как средство украшения.

Татуировки могут наноситься как добровольно, так и под принуждением. Например, изображение крысы означает, что человек воровал «у своих». Наносится она, естественно, принудительно - на левом плече.

Мотивы добровольного нанесения татуировок следующие:

- давление сложившихся традиций;

- желание быть как все - не выделяться из группы;

- желание быть не как все - выделяться из окружающей среды;

- «для красоты»;

- от нечего делать;

- по глупости;

- из любопытства;

- на спор с другими;

- из хулиганских побуждений;

показать свою независимость и самостоятельность.

Трудно представить себе «другую жизнь» без еще одного ее атрибута - картежной игры под интерес. Картежная игра выступает не только как форма, способ общения и функционирования группы, но и как сильнейшее средство вовлечения новых членов в «другую жизнь» в силу своей азартности, эмоциональной напряженности, наличия в дальнейшем экономической зависимости. Кроме того, для определенной части осужденных, часто лидеров «другой жизни», картежная игра является прекрасным способом вымогательства, обогащения и подчинения других осужденных.

Алкоголизм, наркомания в условиях ИУ также объединяют приверженцев этих извращенных потребностей, постоянно толкают их на нарушения режима, а в отдельных случаях -и на преступные действия, безусловно, способствуя взаимной криминализации, дальнейшему падению личности, ее деградации.

В целом, взаимную криминализацию можно подразделить на непосредственную и отсроченную, проявляющуюся в рецидивной преступности.

Криминализация тесно связана с преступными планами, которые осужденные намерены осуществить после освобождения из мест лишения свободы. Совместное переживание обсуждаемых в деталях преступных планов порождает определенные установки, отношение к администрации, другим осужденным, общественности.

Из вышеизложенного становится очевидным, что профилактика взаимной криминализации предполагает следующее:

- строгое соблюдение и исполнение режимных требований;

- четкую организацию всей жизни колонии (труда, быта осужденных);

- полную трудовую занятость осужденных, целенаправленную воспитательную работу;

- недопустимость образования малых неформальных групп отрицательной направленности - основной формы существования «другой жизни» в ИУ.

Для успешной работы по исправлению осужденных в И У сотрудники, практические психологи должны хорошо знать нормы, ценности, традиции, атрибуты «другой жизни», ее антиколлективную, антиобщественную сущность и направленность.

Зная механизм взаимной криминализации в сфере «другой жизни», понимая, какой огромный вред она наносит делу исправления осужденных, сотрудники И У должны осуществлять профилактические меры по ее недопущению в среду осужденных, умело бороться с уже сложившимися формами «другой жизни».

 

7.4. Социально-психологические явления и процессы в среде осужденных. Общественное мнение, настроения, традиции в среде осужденных

«Контактное общение - неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива, оно выступает в качестве одной из духовных потребностей человека, побуждающей его к общественной, познавательной и другой активности».

Общение в жизни человека играет огромную роль, являясь одним из факторов формирования личности.

Рассматривая специфику общения в условиях исправительного учреждения, можно говорить об общении по вертикали (между активом и рядовыми членами коллектива), по горизонтали (между рядовыми членами коллектива), о внеколлективном (общение между осужденными и начальниками отряда), о принудительном общении в ИУ. Выделяют общение межличностное, личностно-групповое, межгрупповое, непосредственное, опосредованное.

Межличностные и межгрупповые отношения осужденных часто осложнены стремлением отдельных осужденных к лидерству, определяются их эгоизмом и беспринципностью, а при попустительстве воспитателя нередко приводят к конфликтам, групповым эксцессам, осложняющим педагогический процесс в ИУ.

К наиболее распространенным социально-психологическим явлениям, возникающим в процессе общения осужденных, относятся:

- психическое заражение;

- внушение;

- подражание;

- конформизм;

- состязательность и соперничество;

- групповая совместимость.

Психическое заражение - процесс, посредством которого осуществляется эмоциональное взаимодействие людей в условиях непосредственного контакта. Психическое заражение может быть как положительной, так и отрицательной направленности. Так, яркая, эмоционально насыщенная речь воспитателя осужденных может мобилизовать их на выполнение и перевыполнение производственного задания, разового поручения.

При организации массовых беспорядков главари малых групп отрицательной направленности используют психическое заражение: громкой взволнованной речью разжигают у осужденных ненависть к активу, положительно настроенным осужденным, администрации.

Внушение - процесс психологического воздействия одной личности на другую личность или группу, группы - на личность, рассчитанный на некритическое восприятие передаваемой информации.

Эффективность внушения, которое часто используется воспитателями в работе с осужденными, зависит от авторитета личности внушающего, от впечатлительности лица, подвергающегося внушению, от обстановки, в которой проводится внушение. Авторитеты уголовного мира нередко умело используют внушение.

Подражание - сознательное или несознательное копирование образца. Воспитатель должен уметь разглядеть образец, которому подражает осужденный, сам стремиться быть образцом для осужденных.

Конформизм - бескомпромиссное, сознательное или неосознанное подчинение личности групповому давлению. Конформизм может быть подлинным и целесообразным.

Целесообразный конформизм - внешнее согласие с группой при внутреннем отрицании ее требований.

Подлинный конформизм - бесконфликтное внешнее и внутреннее согласие с коллективом, группой. Как подлинный (легкая внушаемость), так и целесообразный конформизм - явления негативные, противостоящие коллективизму. Конформная личность легко поддается групповому влиянию, не имеет собственных убеждений, без которых нет личности.

Состязательность и соперничество - взаимодействие личностей, групп, коллективов, в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти друг друга в чем-либо. В ИУ еще не изжиты случаи, когда соперничество и состязательность осуществляются на нездоровой основе и выражаются в хулиганских выходках, в демонстрации независимости перед администрацией.

В то же время состязательность, соревнование в производственной деятельности - мощный стимулятор активности личности.

Групповая совместимость - оптимальное сочетание в процессе общения качеств людей, способствующих успеху выполнения совместной деятельности. Обычно выделяют следующие виды совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместные действия.

Совместимость людей по темпераменту, по работе анализаторских систем - органов зрения, слуха, обоняния, осязания и т. д. - характеризуется как психофизиологическая. Если два осужденных отличаются друг от друга остротой зрения, светочувствительностью, то при выполнении одной и той же работы между ними могут возникнуть конфликтные ситуации, понижающие производительность труда.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными качествами, которые не препятствуют выполнению определенных социальных ролей. Например, совместное проживание осужденных предполагает взаимное терпеливое отношение к тем или иным свойствам характера своих товарищей, если они не нарушают нормы общежития. Неумение прислушаться к требованию группы, противопоставление своего увлечения (например, занятия культуризмом рано утром) общепринятым нормам порою чревато негативными последствиями в среде осужденных.

Социально-психологическая совместимость предполагает общность взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Социально-психологическая совместимость отчетливо проявляется в ИУ во взаимоотношениях между осужденными, твердо вставшими на путь исправления, и осужденными, придерживающимися воровских традиций, обычаев уголовного мира. Воспитатель осужденных должен использовать социально-психологическую несовместимость различных групп осужденных в интересах воспитательной работы.

Рассмотрев основные процессы и психологические явления, возникающие в процессе общения в коллективах и группах осужденных, можно сделать вывод: только хорошее знание групповых психологических явлений, возникающих в процессе общения осужденных, поможет избежать нежелательных эксцессов (конфликтов, массовых беспорядков и т. д.).

Большое влияние на общность осужденных (как и на любую человеческую общность) оказывают общественное мнение, настроения, традиции, их содержание, направленность, и это должно быть объектом постоянного внимания сотрудников И У.

 

7.5. Общественное мнение, настроения, традиции в коллективе осужденных. Их роль и учет в воспитательной работе

Общественное мнение коллектива - мощный фактор воздействия на личность, оно выступает регулятором ее поведения.

Коллективное мнение - это совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение большинства членов коллектива к различным событиям в жизни общества, поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и каждого человека в нем. Каждому уровню развития коллектива свойственен тот или иной уровень общественного коллективного мнения.

В коллективе, отличающемся сплоченностью, здоровыми традициями, высоким уровнем развития общественного мнения, каждому члену коллектива не безразличны заботы, дела коллектива, а коллективу не безразлична судьба, дела отдельно взятой личности.

Коллективы осужденных со здоровыми тенденциями складываются не стихийно. Для их формирования необходимо прежде всего изучать мнения групп, в которых часто и зарождаются доминирующие в коллективе взгляды, убеждения, установки. Вовремя заметить то или иное отклонение, вызвать в коллективе осуждение его, подготовить каждое собрание коллектива - все это прямая обязанность воспитателя осужденных.

Как показывает практика, воспитатели стараются не навязывать своего мнения коллективу по какому-либо вопросу. Желаемая для воспитателя точка зрения должна исходить от осужденных. В этом случае в коллективе повышается ответственность за принятое решение. Постоянно изучая общественное мнение, всячески поддерживая положительные тенденции в отряде, отделении воспитатель формирует здоровый коллектив, решает целый комплекс воспитательных задач одновременно. Например, у воспитателя Кучерявого И. В. постоянно отмечался высокий процент явившихся с повинной. Когда его спросили, как это ему удается, как много он проводит индивидуальных бесед, он ответил: «При знакомстве с осужденными я, конечно, говорю о необходимости явки с повинной (если есть нераскрытые преступления), о ее преимуществе, но больше специальных разговоров на эту тему не веду индивидуально ни с кем. Высокий же процент явившихся с повинной отношу за счет постоянного общественного мнения, одобряющего явку с повинной, считающего ее целесообразным поступком. Мнение такое поддерживается периодическими беседами, яркими примерами, выступлениями осужденных».

Коллективные и групповые настроения - совместные переживания (сопереживания) людьми определенных явлений, событий, фактов - обладают побудительной силой к деятельности.

Положительные коллективные настроения являются серьезным воспитывающим фактором, так как обладают определенной заразительностью, затрагивающей те или иные свойства личности.

Коллективные настроения имеют ярко выраженную социально-психологическую природу. Если индивидуальные настроения могут объясняться иногда биологическими факторами (например, у людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы - изменением давления, о чем они могут даже не подозревать), то коллективные настроения, как правило, зависят от условий материальной и духовной жизни, от взаимоотношений в коллективе, от опыта и такта руководителя, от условий труда и отдыха, от трудовой занятости, от того, как организован труд осужденных. Большое влияние на настроение коллектива оказывают внутриколлективные отношения, особенно между активом и рядовыми членами коллектива (по вертикали), в целом весь сложившийся микроклимат. Воспитатели заинтересованы в положительном настроении воспитуемых, в формировании состояния готовности к искуплению своей вины. В тех И У, где все построено на окрике, где на каждом шагу нарушается распорядок, нет нормальных (просто необходимых для человека) условий труда и отдыха, - там преобладают отрицательные настроения. Даже положительно настроенные осужденные совершают проступки, нарушают режим содержания. И, напротив, положительные настроения гасят многие негативные проявления даже у отрицательной части осужденных. Не случайно А. С. Макаренко уделял настроению коллектива такое большое внимание в своей педагогической практике.

Воспитателям осужденных необходимо в обязательном порядке научиться управлять настроением осужденных, а также своим собственным настроением, так как оно оказывает серьезное влияние на настроение коллектива. На основные причины, факторы, оказывающие большое влияние на коллективные настроения, мы указали выше. К этому необходимо добавить умение воспитателя своевременно пресекать деятельность осужденных, стремящихся выступить от имени коллектива с различного рода протестами, жалобами или посеять недовольство администрацией, активом, осужденными, явившимися с повинной. Кроме того, большое влияние на настроение многих осужденных оказывает осознание ими вины, справедливости приговора.

На коллективное настроение серьезное влияние оказывают положительные традиции коллектива.

В жизни людей большое значение имеют традиции, обычаи, выступающие в качестве обязательных для исполнения той или иной социальной общностью, каждым ее членом.

Традиции оказывают достаточно большое влияние на членов коллектива, если они поддерживаются и развиваются. Традиции выступают фактором, регулирующим совокупную деятельность членов коллектива в определенные промежутки времени. Не случайно А. С. Макаренко называл их «социальным клеем».

Традиции могут быть не только положительными, но и отрицательными (например, «прописка» в уголовном мире).

Через соблюдение коллективных традиций - традиции приема в коллектив, проводов на свободу по условно-досрочному освобождению, посвящение в рабочие и др. - легче усваиваются общественные ценности, социально значимые установки. Положительные традиции сплачивают коллектив, повышают его воспитательное воздействие, противостоят уголовным традициям малых групп с отрицательной направленностью.